Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций
Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.
1. Предмет, метод, задачи курса.
Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом. Отношения, т.е. производ. отношения м/д людьми по поводу использ. сил и природы. Основополагающей категорией учебной дисциплины выст-т эколого-эконом. системы(ЭЭС) разного масштаба и уровня.
ЭЭС-интеграция эк-ки и
природы представляющая собой
взаимосвязан. и обусл. функционир.
общественого пр-ва и
2. Законы развития и адаптации
1) Закон максимизации энергии: выживание (сохранение) энергии одной системы в соперничестве с другой опред-ся наилучшей организацией поступления в нее энергии, и использование энергии максимального кол-ва наиболее эффективным способом.
2) Закон минимума : выносливость организма опред-ся слабым звеном цепи его экологич. потребностей.
3) Закон обеднения разнородного живого вещества в остравных его сгущениях: индивидуальная сис-ма, работающая в среде с уровнем организации более низким , чем уровень самой сис-мы обречена.
4) Закон ограниченности природных ресурсов : все ресурсы Земли конечны.
5) Закон пирамиды энергии : в среднем не более 10% энергии переходит из одного трофического уровня энергетич. пирамиды на другой уровень.
6) Закон мягкого управления природой : заключ-ся опосредованном направляющем и восстанавливающем экологич. баланс управления природными процессами с вызовом желательных природных цепных реакций.
3.Методы исследования
Диалектический метод: принципиальное положение которого включение практики в теорию познания.
Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества.
Системный метод: закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений.
Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны).
ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице объема или массы, которые при ежедневном воздействии на живые организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий.
ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами развития.
ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны.
Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами развития предприятия-загрязнителя, в пределах которой ПДВ снижается ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается.
Метод экономико-математического моделирования: представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды.
Картографический метод: выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека.
Космические методы: космич.съемка, наблюдение.
4.Основные функции и задачи:
1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации;
2.Координирующая –
3.Стимулирующая-активизация
Задачи:
1.Разработка стратег-х
2.Формир-е сис-мы госуд-го
3.Разработка экон-го, финансо-кредитного
механизма охраны окруж-й
4.Опред-е путей и методов
5. Теоретич-е обоснов-е и
Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.
5.Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы»
Природные условия – это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе произв-ва, но оказывают влияние на жизнедеят-сть людей.
Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уравне развития производственных сил могут быть использованы в процессе производства, в кач-ве предмета потребления или ср-в производства, составляя его сырьевую или энергетич. базу.
Ресурсы, с помощью кот. человек
воздействует на природу или кот.
приспосабливает для
В Ср Т выступает земля, как место, на кот. происходит процесс труда , как кладовая различ. полезных ископаемых и носительница опред-х естеств-х свойств и энергии.
Предметы труда - это природные материалы, кот. в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму.
По мере совершенствования произв-х сил все больше природных условий стан-ся прир. рес-ми, вовлекаемыми человеком в процесс произв-ва.
Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов явл.: 1)уровень изученности;2)тех. возможность; 3)экон-ая целесообразность. В 17 в. чел. использовал ок. 30 хим. эл., в 19 в. – 50, в нач. 20 в. – более 60, в нач. 21 в – белее 90.
6.Классификация природных ресурсов
Выделяют несколько видов
7.Отличие общественного воспроизводства как системы от воспроизводства в биосфере
Биосфера – замкнутая и уравновешенная система, которая сама себя поддерживает; система саморегулируется наличием исходных материалов для её воспроизводства и возможностями потребления отходов внутри системы, что обеспечивает её равновесие.
Биологическая система или экосистема имеет замкнутый характер: она сама себя поддерживает и тем самым обеспечивает собственное равновесие при данных условиях соотношения с неживой природой.
Современное промышленное производство – открытая система, не имеет замкнутого характера (только 2-4 % исходного сырья приходится на конечный продукт, 96-98 % – отходы).
В известной мере равновесная система
воспроизводства
8. Сущность, функции и задачи экономической оценки природных ресурсов Основной становления, эффективным рычагом хоз-го механизма природопользования явл. экон. Оценка ПР. Так на действующих предприятиях при нерацион. использовании ПР учет экон. оценки приведет к увеличению произ-х затрат, сокращению прибыли и в конечном итоге скажется на фонде потребления. На стадии проектирования, прогнозирования, экон. развития территории экон. оценка ПР адекватная их общ-ой полезности оказывает сущ-ое влияние на выбор варианта размещения произ-х сил, капитального строительства, что очень важно для эколог. оптимизаций региона. Под экон. оценкой ПР понимаит денежное выражение их хоз-ой ценности, обусловленной прир. особенностями. Естественной предпосылкой экон. оценки явл. ограниченность лучших участков и объемов ПР, их кач-ная и тер-риальная неоднородность. Ценность ресурса опр-тся эффектом, который получается природопользователями при эксплуатации. Экон. оценка выполняет 2 функции: 1) учетная. С ее помощью можно сравнить ценность различных ПР и на основе этого установить последовательность вовлечения в хоз. оборот. Экон. оценка позволяет рассчитать ПР потенциал регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельных районов и прогнозирование их экон. развития. 2) стимулирующая, т.е. экон. оценка ПР необходима при расчете эффективности природоохранных мероприятий, проводимых путем сопоставления затрат. На эти мероприятия с ликвидируемым ущербом или возмещаемыми потерями.
Экон. оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рацион. использовании ПР, совершенствовании технологич. процессов с целью сокращения кол-ва выбрасываемых в ОС отходов. Сложилось несколько направлений в испол. оценок ПР: 1) в массовых планово-проектных расчетах по изменению хар-ра испол. дан. ресурса. 2) испол. в учетно-аналитических разработках (ведение кадастров). 3) при перспективном планировании и прогнозировании (разработка комплексных схем рацион. использовании и охраны ПР). 4) для целей совершенствования с-м экон. стимулирования (платежи за испол. ПР).
Сущ. 2 методологических подхода к экон. оценке ПР: 1) затратный (по затратам на освоение ПР, восстановление разрушенных экосис-м). 2) рентный (по исчеслению народнохоз-ой эффективности в виде дифференциальной ренты, экон. оценка ресурса имеет вид ф-ции от дифференциальной ренты).
10. Земельный фонд и его структура. Почвенный покров в РБ.
Зем.ресурсы-часть мирового земюфонда,кот.пригодна для хоз. использования.Они создают основу для с/х произв-ва, ведения лесного хоз-ва,размещения промышл-х предп-й,городской застройки,транспорта и др.
Общая площадь планеты Земля=510млн.км^2,суша=149.
Наибольшая площадь зем. фонда
мира занята под с/х угодиями=35%,под
лесами и кустарниками-30%,
Особенности земли как средства роизв-ва:
1.земля не воспроизводится по мере физ.износа.2.земля совмещает функ.предмета и сред-ва труда в 1 процессе произ-ва.3.земле, как сред-ву произ-ва присуща неизменность.4.земля различ-ся по своей продуктивности, ее ресурсы ограничены,для нее харак-но постоянное местоположение.
С/Х угодия-участки
земли,используемые в с/х произ-ве.В их состав входят:пашня,сенокосы
пастбища,многолетние насаждения,залежи-пашня,кот.
Наибольшие площади с\х угодий
сосредоточены в Китае=13%,США=
Зем.фонд РБ-площадь страны,кот.составляет 20,8 млн.га.В соответствии с целевым назначением зем.фонд РБ делится на 6 категорий:земли с\х назначения-43%,населенных пунктов-2%,пром-ти и транспорта-4%,лесного фонда 42,6%, водного фонда-2%, гос-го запаса-4%.
Земли с\х назначения
9 млн. га из них:пашня-5,9млн.га,сенокосы-
Уровень освоенности террит-ии сост.43% и рассчитывается как отношение площади с\х угодий к общей зем-й площади РБ выраженное в прцентах.
Уровень распаханности сост 62% и рассчитывается как отношение площади пашни Ки площади с\х угодий в %.
11.Плодородие почв,
Плодородие-способность почвы
Важнейшими факторами плодородия явл.:1)содержание
в почве питат.вещ-в(фосфор,калий);2)
Фазы агрегатного
состояния почвы:1)твердая-1,5-44-48%;2)