Конспект лекций по экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций

Описание работы

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, метод,  задачи курса.

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная  дисциплина, которая синтезирует  знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом. Отношения, т.е. производ. отношения м/д людьми по поводу использ. сил и природы. Основополагающей категорией учебной дисциплины выст-т эколого-эконом. системы(ЭЭС) разного масштаба и уровня.

   ЭЭС-интеграция эк-ки и  природы представляющая собой  взаимосвязан. и обусл. функционир. общественого пр-ва и естествен.  процессов в природе. Важнейший признак ЭЭС-региональность, т.е. развитие на опред тер-рии. Пичём последствия взаимод-ия могут выходить за пределы системы.

 

2. Законы развития  и адаптации

1) Закон максимизации энергии: выживание (сохранение) энергии одной системы в соперничестве с другой опред-ся наилучшей организацией поступления в нее энергии, и использование энергии максимального кол-ва наиболее эффективным способом.

2) Закон минимума : выносливость организма  опред-ся слабым звеном  цепи его экологич. потребностей.

3) Закон обеднения разнородного живого вещества в остравных его сгущениях: индивидуальная сис-ма, работающая в среде с уровнем организации более низким , чем уровень самой сис-мы обречена.

4)  Закон ограниченности природных ресурсов : все ресурсы Земли конечны.

5) Закон пирамиды энергии : в среднем не более 10%  энергии переходит из одного трофического уровня энергетич. пирамиды на другой уровень.

6) Закон мягкого управления природой : заключ-ся опосредованном направляющем и восстанавливающем экологич. баланс управления природными процессами с вызовом желательных природных цепных реакций.

 

3.Методы исследования

Диалектический метод: принципиальное положение которого включение практики в теорию познания.

Историч. метод: позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества.

Системный метод: закл-ся в определении составных частей эколого-экономич. систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, т.е. установление структуры системы и совокупность внутр. связей и отношений.

Нормативный метод: особая роль принадлежит экологическим нормативам(ПДК, ПДВ, санитарные защитные зоны).

ПДК- предельно допустимая концентрация загрязняющего вещ-ва в единице  объема или массы, которые при  ежедневном воздействии на живые  организмы, организм человека в течение длит. периода времени не вызывают неблагоприятных, нежелат. последствий.

ПДВ(предельно допустимый выброс)-выброс загр. вещ-ва, который разрешен предприятию  загрязнителю с учетом его технологии пр-ва, объемов пр-ва, перспективами  развития.

ПДВ должен снижаться ниже ПДК в течение 20 мин. на границе сан. зоны.

Сан. зона-зона вокруг предприятия-загрязнителя, рассчитанная с учетом вида загрязнения, кол-ва загрязнения и перспективами  развития предприятия-загрязнителя, в  пределах которой ПДВ снижается  ниже ПДК в течение 20 мин.Проживание людей в данной зоне не предусматривается.

Метод экономико-математического  моделирования: представл. собой оптимизационные модели, разрабатываемые для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономич. оценок прир.ресурсов, экономич.ущерба от загр.природной среды.

Картографический метод: выявляют взаимосвязи эколого-экономич.процессов, протекающих на опр.территории с хоз.деят-тью человека.

Космические методы: космич.съемка, наблюдение.

 

4.Основные функции  и задачи: 

1.Направляющая–обоснование экологич-х целей и выбор главных путей их реализации;

2.Координирующая – сбалансирование  важ-нейших пропорций впотреблении  природн. ресурсов и согласование  производственных интересов природопольз-лей  с экологичес-ми интересами об-ва;

3.Стимулирующая-активизация природоохранной  деят-ти, субъектов хоз-я и об-ва  в целом.

     Задачи:

1.Разработка стратег-х направлений,  ресурсо-сберег-го развития эк-ки  и экол-й пол-ки;

2.Формир-е сис-мы госуд-го регулир-я,  прогнозир-я и контроля природоохр-й деят-ти.

3.Разработка экон-го, финансо-кредитного  механизма охраны окруж-й среды  и эффект-го природоп-я с применением  рыночных рычагов.

4.Опред-е путей и методов повыш-я  эффект-ти использ-я вторичных  ресурсов, снижение материала и  энергоемкости пр-ва в целях смягчения возд-я на окруж-ю среду.

5. Теоретич-е обоснов-е и выработка  методич-х подходов определения  экономич-х показателей природоох-й  деят-ти производств-х объектов  и степени их возд-я на окруж-ю  среду.

Гл.задачей учебн. курса явл-ся формир-е  сис-мы знаний о рац-м природоп-и, путях достиж-я устойчивого эколого-экон-го развития, формир-я и соверш-я хоз-го механ-ма природоп-я, адекватного рыночной эк-ке. Необх-мо привить будущ-му руковод-лю поним-е того, что любое хоз-е дейст-е отраж-ся на состоянии окруж-й среды и поэтому решать произв-е вопросы надо комплексно, сопоставляя производств-й эф-т с эколог-ми последст-ми.

 

5.Экономическая сущность  понятий «природные условия»  и «природные ресурсы»

Природные условия –  это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе произв-ва, но оказывают влияние на жизнедеят-сть людей.

Природные ресурсы –  это тела и силы природы, которые при данном уравне развития производственных сил могут быть  использованы в процессе производства, в кач-ве предмета потребления или ср-в производства, составляя его сырьевую или энергетич. базу.

Ресурсы, с помощью кот. человек  воздействует на природу или кот. приспосабливает для собственного потребления называют средства труда (СрТ).

В Ср Т выступает земля, как место, на кот. происходит процесс труда , как кладовая различ. полезных ископаемых и носительница опред-х естеств-х свойств и энергии.

Предметы труда  -  это природные материалы, кот.  в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму.

По мере совершенствования произв-х сил все больше природных условий стан-ся прир. рес-ми, вовлекаемыми человеком в процесс произв-ва.

Критериями включения тех или  иных элементов природы в состав ресурсов явл.: 1)уровень изученности;2)тех. возможность; 3)экон-ая целесообразность.  В 17 в. чел. использовал ок. 30 хим. эл., в 19 в. – 50, в нач. 20 в. – более 60, в нач. 21 в – белее 90.

 

6.Классификация природных ресурсов

Выделяют несколько видов классификаций:

  • природная или естеств.Когда естеств.ресурсы как тела и силы природы классиф-ся по их происхождению,принадлежности к определен. компонентам природы: 1)минеральные (полезн.ископ);2)водные;3)земельные;4)биологич;5)ресурсы животн. и растит. мира
  • экологич.1)неисчерпаемые(энергия солнца);2)исчерпаемые 2а)возобновляемые(водные) 2б)невозобновляемые(полезн.ископ.)
  • хозяйств. или экономич.В ее основу заложено преимущественное исп-ние ресурсов в разл.подразделениях прир.хоз-ва:1)ресурсы матер.произ-ва(промышленные,с/х-ые, строитель -ные);2)ресурсы сферы услуг(прямого потребления(питьевая вода) и косвенного потребления )
  • рыночн.т.е.прир.ресурсы выступают как предметы торговли:1)ресурсы стратегич.назна-чения(урановые руды) 2)ресурсы экспортного значения(калийные соли) 3)ресурсы внутр.рынка

 

7.Отличие общественного  воспроизводства как системы от воспроизводства в биосфере

Биосфера – замкнутая и уравновешенная система, которая сама себя поддерживает; система саморегулируется наличием исходных материалов для её воспроизводства и возможностями потребления отходов внутри системы, что обеспечивает её равновесие.

Биологическая система или экосистема имеет замкнутый характер: она сама себя поддерживает и тем самым обеспечивает собственное равновесие при данных условиях соотношения с неживой природой.

Современное промышленное производство – открытая система, не имеет замкнутого характера (только 2-4 % исходного сырья приходится на конечный продукт, 96-98 % – отходы).

В известной мере равновесная система  воспроизводства саморазвивается  в с/х, где она стремится носить замкнутый характер.

 

8. Сущность, функции   и задачи экономической оценки  природных ресурсов Основной становления, эффективным рычагом хоз-го механизма природопользования явл. экон. Оценка ПР. Так на действующих предприятиях при   нерацион. использовании ПР учет экон. оценки приведет к увеличению произ-х затрат, сокращению прибыли и в конечном итоге скажется на фонде потребления. На стадии проектирования, прогнозирования, экон. развития территории экон. оценка ПР адекватная их общ-ой полезности оказывает сущ-ое влияние на выбор варианта размещения произ-х сил, капитального строительства, что очень важно для эколог. оптимизаций региона. Под экон. оценкой ПР понимаит денежное выражение их хоз-ой ценности, обусловленной прир. особенностями. Естественной предпосылкой экон. оценки явл. ограниченность лучших участков и объемов ПР, их кач-ная и тер-риальная неоднородность. Ценность ресурса опр-тся эффектом, который получается природопользователями при эксплуатации. Экон. оценка выполняет 2 функции: 1) учетная. С ее помощью можно сравнить ценность различных ПР и на основе этого установить последовательность вовлечения в хоз. оборот. Экон. оценка позволяет рассчитать ПР потенциал регионов любого ранга, что важно для сопоставления ресурсообеспеченности отдельных районов и прогнозирование их экон. развития. 2) стимулирующая, т.е. экон. оценка ПР необходима при расчете эффективности природоохранных мероприятий, проводимых путем сопоставления затрат. На эти мероприятия с ликвидируемым ущербом или возмещаемыми потерями.

Экон. оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рацион. использовании ПР, совершенствовании технологич. процессов с целью сокращения кол-ва выбрасываемых в ОС отходов. Сложилось несколько направлений в испол. оценок ПР: 1) в массовых планово-проектных расчетах по изменению хар-ра испол. дан. ресурса. 2) испол. в учетно-аналитических разработках (ведение кадастров). 3) при перспективном планировании и прогнозировании (разработка комплексных схем рацион. использовании и охраны ПР). 4) для целей совершенствования с-м экон. стимулирования (платежи за испол. ПР).

Сущ. 2 методологических подхода к  экон. оценке ПР: 1) затратный (по затратам на освоение ПР, восстановление разрушенных экосис-м). 2) рентный (по исчеслению народнохоз-ой эффективности в виде дифференциальной ренты, экон. оценка ресурса имеет вид ф-ции от дифференциальной ренты).

 

10. Земельный фонд и его структура. Почвенный покров в РБ.

Зем.ресурсы-часть мирового земюфонда,кот.пригодна для хоз. использования.Они создают основу для с/х произв-ва, ведения лесного хоз-ва,размещения промышл-х предп-й,городской застройки,транспорта и др.

Общая площадь планеты Земля=510млн.км^2,суша=149.

Наибольшая площадь зем. фонда  мира занята под с/х угодиями=35%,под  лесами и кустарниками-30%,населенными  пунктами,промыш-ю и транспортом-3%.

Особенности земли как  средства роизв-ва:

1.земля не воспроизводится по  мере физ.износа.2.земля совмещает функ.предмета и сред-ва труда в 1 процессе произ-ва.3.земле, как сред-ву произ-ва присуща неизменность.4.земля различ-ся по своей продуктивности, ее ресурсы ограничены,для нее харак-но постоянное местоположение.

С/Х  угодия-участки земли,используемые в с/х произ-ве.В их состав входят:пашня,сенокосы пастбища,многолетние насаждения,залежи-пашня,кот.долгое время не обрабатывалась.

Наибольшие площади с\х угодий сосредоточены в Китае=13%,США=10%,России=5%.

Зем.фонд РБ-площадь страны,кот.составляет 20,8 млн.га.В соответствии с целевым назначением зем.фонд РБ делится на 6 категорий:земли с\х назначения-43%,населенных пунктов-2%,пром-ти и транспорта-4%,лесного фонда 42,6%, водного фонда-2%, гос-го запаса-4%.

Земли с\х назначения 9 млн. га из них:пашня-5,9млн.га,сенокосы-1.4,пастбища-1,7.

Уровень освоенности террит-ии сост.43% и рассчитывается как отношение площади с\х угодий к общей зем-й площади РБ выраженное в прцентах.

Уровень распаханности сост 62% и рассчитывается как отношение площади пашни Ки площади с\х угодий в %.

 

11.Плодородие почв,неблагоприятные  последствия использования земельных  ресурсов.

Плодородие-способность почвы обеспеч-ть растения необход. кол-вом питат.эл.,воды и воздуха.

    Важнейшими факторами плодородия явл.:1)содержание в почве питат.вещ-в(фосфор,калий);2)наличие доступной для растения влаги в течении всего вегетационного периода времени;3)хорошая аэрация почвы,обеспечивающая  развитие корневых с-м и деят-ть микроорганизмов.

Фазы агрегатного состояния почвы:1)твердая-1,5-44-48%;2)жидкая-1-24-26%;3)газообразная-1-22-24%.

Информация о работе Конспект лекций по экологическому праву