Конспект лекций по экологическому праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций

Описание работы

Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Эз-эффект от предотвращения потерь чистой продукции в следствие заболевания  трудящихся и за загрязнение ОС. Эз=БПч(Рп-Рд) : Б-кол-во больных, Пч-чистая продукция производимая 1 челом за день работы, Рп-кол-во дней работы чела на 1 работника в течение года после проведения прир-охр мероприятия, Рд-кол-во дней работы чела на 1 работника в течение года до прир-охр меропр-я.

Эб-эффект от сокращения выплат из фонда соц страхования по больным местам в рез-те заболеваемости трудящихся из-за загрязнения ОС. Эб=Б*Вд*(Рп-Рд) : Вд-сред размер пособия на 1 чела.

Эл-эффект от сокращения выплат затрат гос-ва на лечение трудящихся. Эл=Бп*Дп*Зп+Бс*Дс*Зс: Бп-кол-во больных, проводивщих лечение в поликлиниках, Дп-сред кол-во дней лечения 1 больного в поликлинике, Зп-затраты на лечение 1  больного в поликлинике, Бс- кол-во больных, проводивщих лечение в стационаре, Дс- сред кол-во дней лечения 1 больного в стационаре, Зс- затраты на лечение 1  больного в стационаре.

Эп-эффект от роста производ-ти труда  в следствие улучшения экологической  обстановки.

 

45. Экон-й механизм  природопользования-совокупность форм  и методов.

Экон-й механизм природопользования-совок.эк-х методов и форм управления,создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с окруж.средой.

Включает в себя методы негативной и позитивной мотивации.

Методы негативной мотивации-предполагают воздействие на  субъекты природопол-ия посредством платежей,штрафных санкций,возмещение ущерба.Они призваны противодействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов.

Методы позитивной мотивации-нацелены на поощрение природополь-ей,осуществляющих меропр-я по сохранению прир.среды.

На этапе перехода к рын.модели хоз-ния глав.элементом эк-го механизма  природопользования становится ценовое  или налоговое регулирование.Все  инструменты ценового регулир-я,использ-е  у нас в хоз-й практике можно  условно подразделить:

1.поощрительные меры-льготное налогообложение,льготное кредитование и субсидирование природоохр-х проектов,дотации на приобретение эколог-го оборудования.2.принудительные меры- ресурсные платежи,платежи за загрязнение,штрафы за превышение лимитов.3.компенсационные-возмещение нанесенного ущерба,создание природоохр-х фондов.

По мере стабилизации эк-ки происх-т  постепенное освоение в РБ рын.механизмов эколого-эк-го регулирования путем  создания рынка разрешений,лицензий на загрязнение окр.среды,что будет способствовать привлечению сре-тв производ-ей на решение природоохр-х задач.Создается рын. инфраструктура эколог.среды.

В  период становления рын.эк-ки эк-ие  рычаги тесно связаны с  администрат-ми.Они отчерчивают  областное применение эк.мехенизмов,т.к.внедрение эколог.платежей возможно при жестко регламентированной системе гос.стандартов,кот.нуждаются в  постоянном совершенствовании.Необходимо постоянное обновление нормативно-методич. Документов для опред-я показателей эколого-эк.ущерба,загрязнения окр.среды,эк.эффективности природоохр-х меропр-й ,лежащих в основе установления эколог.платежей,инвестиций в эколог.сферу.

В период перехода к рынку важно  оптимальное сочетание ценовой  и налоговой политики.Цены на продукцию  и сырье должны быть ориентированы на  выгодность их получения из отходов,что следует подкреплять налоговыми льготами на продукцию,производимую из отходов,экономией на платежах за загрязнения,если максимально возможное их количество улавливается и утилизируется.                                                                              

 

46.Сисема платного  природопользования в РБ, ее эффективность.

Центральным звеном эк.механизма природопользования на соврем.этапе явл. с-ма платности  природопользования. Такая с-ма должна эк.стимулир-ть природоохр-ую деят-ть предприятий и обеспечивать формирование централиз-ых, местных или республ-их, источников финансирования охраны и воспроизводства прир.ресурсов.

С-ма платности выполняет 2 функции:1)стимулирующую;2)фискальную.

Экол.платежи позволяют решать сл.задачи:1)обеспечить учет природного фактора в составе производств.затрат в доходах и расходах пред-ий региона,где нах-ся или исп-ся прир.ресурсы.2)согласовать интересы пред-ий,сферы природоп-ния и потреб-ией естеств.ресурсов между собой,а также с интересами нар.хоз-ва в целом.3)обеспечить изъятие дифференц.доходов рентного происхождения и невилировать(сглаживать) воздействие случайного фактора на рез.производств.деят-ти пред-ия.4)отразить специфику процесса природопол-ния при организации взаимоотношений пред-ий с управляющими звеньями, кред.-фин.с-мой республ-им и местным бюджетом.5)компенсировать ущерб владельцу прир. ресурсов при изъятии последних из сферы традиц.исп-ния  или ухудшения их кач-ва. Хотя бы частично возместить ущерб рецепиентам от загрязнения и истощения окр.среды.

В РБ с-ма платного природопол-ния вкл.сл.платежи:1)платежи за прир.ресурсы;2)платежи за выбросы,сбросы загрязняющих вещ-в;3)платежи за размещение отходов;4)компенсационные выплаты по возмещению ущербов.

Законом «О внесении изменений и дополнений в закон РБ о налоге за пользование прир.ресурсами»(экол.налог) от 01.12.1994г. были ужесточены существовавшие ранее ставки налога за сверхлимитное природопол-ние. С начала 1995г. за превышение установленных объемов, добычу прир.ресурсов налог взымается в 10-кратном размере, а за выбросы, сбросы загрязняющих вещ-в сверх установленных лимитов в 15-кратном размере. Внесенные суммы налога за природопол-ние в пределах установлен. лимитов относятся на издержки пр-ва, т.е. вкл-ся в себестоимость продукции, а сверх установл. лимитов изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопол-ля. Т.к. в случае превышения лимитов налог изымается из прибыли предприятия, то такое ужесточении служит стимулом к соблюдению природоохрн.норм, снижению природоемкости пр-ва.

Ставки налога и лимиты добываемых прир.ресурсов, а также допустимых выбросов в окр.среду определены в соответствии с научнообоснованными, установленными нормативами. В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» в редакции 2000г. предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах(полигонах и тер-риях опр-ых предприятий) с дифференциацией зависимости от таксичности отходов, а также промышленных радиоактивных  отходов на спец.полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива. За самовольное размещение отходов в несанкц.местах или с нарушением сан.норм и эколог.требований, а также за сжигание их с целью сокрытия – штраф в 10-кратном размере. Закон «Об охране окр.среды» принят в 1992г., новая редакция 2002г.

Недостатки с-мы платности  природопол-ния в РБ:1)для повышения эффективности эколог.налога необходима более гибкая с-ма пересмотра ставок;2)слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов в силу невысоких ставок эколог.налога

 

47.Финансирование мероприятий  по охране ОС.

Только в 70-е гг. 20 в. капит. влож-я  на создание производств-тех., прир-охр  объектов стали обеспечиваться путем  прямого бюджетн. Финансирования в соотв-ие с 5-летними и годовыми планами охраны ОС.Текущ. расходы на реализацию прир-охр. меропр. Несли сами предприятия, но основная тяжесть финансирования эколог. сферы ложилась на гос. бюджет.

В РБ целевой внебюджетн. Фонд охраны природы был учрежден в 1990г. Законом О бюджете на 1998г. природы. Законом Об охране ОС(2002г.) четко определены источники финансирования эколог. программ и меропр-ий по охране ОС:

А)республик. и местный бюджеты

Б)ср-ва юрид. лиц, добровольные взносы населения

В)республик. местные внебюджетные фонды и обществ. Фонды охраны природы

Г)кредиты банков

Ср-ва гос. целевого бюджетного фонда  охраны ОС распредел-ся след. образом:

10% - республик. бюджетный фонд 

30% - областной бюджетный фонд

60% - район. и городские фонды охраны природы

Формирование устойч. сис-мы финансиров-я  прир-охр сферы требует мех-ма регулиров-я природопользования, включ. след. звенья:

1.финансирование экол-х программ  и прир-охр меропр-ий  из ср-в  бюджетов разл-х уровней

2.развитие сис-мы прир-охр фондов, инновац. эколог. фондов

3.сис-мы эклог. Банков

4.привлечение ср-в из фондов  эколог. страхования 

5.привлечение ср-в Мирового и  Европейского банков реконструкции  и развития, а также иностр. фондов, организаций и фирм к финансированию  эколог. сферы

6.использов-е собств. ср-в предприятий  на прир-охр нужды

7.развитие сис-мы льготн. эколог. инвестиционных кредитов

   Существует еще один источник  финансиров-я прир-охр. мероприятий,  проверенный на опыте разных  стран- то мобилизация будущих  доходов гос-ва для решения неотложных текущих задач. Проводится путем выпуска гос. займов и формиров-е рынка гос. ценных бумаг, эколог. облигаций.

   Привлекательность облигаций  м. б. усилена предоставлением  их владельцам различного рода  льгот:

а)исключение из налогооблагаемой базы доходов, направ-х юрид-ми и физ-ми лицами на приобретение экол-х облигаций

б)льготные цены и условия поставки прир-охр техники, экол-ски чистых технологий и продуктов

в)приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона 

 

48.Зарубежный опыт  экономического стимулирования  природоохранной деятельности и  рационального использования природных  ресурсов (ПР).

 За рубежом примен-ся 2 разновидности эконом. методов регулирования эколог. сферы: 1.ценовое или налоговое регулирование;2.собственнорыночные механизмы.    В наст. время за рубежом исп-ся след. осн. инструменты ценового или налогового эколог.регулирования:1. платежи за загрязн. ОС предст-т собой выплату предприятиями природопольз. определ. сумм в бюджет гос-ва за услуги разбавления или осимилирования их отходов, сбросов в атмосферу, складирования тв. отходов; 2. платежи за пользование муниципальными отч. сооруж. яв-ся по сущ-ву платой местн. органам за предост. услуги, примен-ся тарифы в соотв. от объёма и состава загрязнений;  3. ресурсные платежи вносятся за право польз. ПР их воспр-ва и охрану для исчерпаемых рес-в примен-ся след. виды: а)налог на объём продаж; б)налог на прибыли; в) ройялти-выплата компаниями правительству опред-го процента стоимости извлечённого ресурса; 4. экологический налог в ценах на продукцию яв-ся надбавкой цене продукции произв-во которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на ОС. Дан. налог служит сред-м вытеснения с рынка экологически «грязных» продуктов и технологий; 5. дифференциация налогов на прибыль предст-т собой систему применения льготных налогов для предприятий выпускающих эколог. чистую продукцию. И наоборот завышенных нормативов налогов для пред-тий кот. выпускают экол. грязную продукцию; 6. субсидии предст-т собой гос. помощь природопользователя в провед. пирод. охр-х мероприятиях. Сущ-т след. их виды: а) гранты- безвозмезная финансовая помощь гос-ва конкр. предпр-ию для реализации крупномасштабного проекта по значит. снижению загрязн. ОС; б)мягкие ссуды- низкопроцентные предп-тия на осущ-ние экологизации произв-ва совершенствования экологии; в) налоговые льготы- по подоходным налогам сниж. налога на механ. транспортные ср-ва использ. не загр. виды топлива, налоговые скидки на ускор. армотизацию оборудования прир. охр. назначения; 7.экологическое страхование-страхование эконом. имущ. отв-ти предприятия-источников повышенного эколог. риска за причин. экон. ущерба третьим лицом в связи с аварийным или внезапным загряз-ем ОС.

   Целями экол. страхования  яв-ся: 1.компенсация ущерба; 2. эконом. стимулир. предотвращение аварий. На рубеже 80х годов в прир. охр. сфере передовых гос-в мира сформ-ся рынок разрешений на загрязнения. Рынком разрешений прав на выбросы принято наз-ть конкурентную систему распределения прав на выбросы посредством купли продажи после первонач-го распред. прав на выбросы м/д участниками рынка.          В зарубежных странах прим-ся след. рыночные механизмы: баббл принцип,т.е. принцип облака в соотв. с ним норматив выбросов уст-ся для целого ремонта, а нах-ся на его тер-рии предп-тия загрязнители могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспеч. соблюд. этого норматива, отдельные источники выброса загрязений формируют «облако загрязнений», кот. и становится объёмом установления эколог. нормативов. Политика компенсации выбросов предп-тия загрязнители уменьшившие свои выбросы приобретают право на выброс фиксируемый в виде соотв-го документа-лицензии, разрешающей выброс в будущем эту лицензию можно продавать фирме желающей разместить в дан. регионе свои пред-тия и нужд-ся в разрешении на выброс своих загрязнений, появление новых выбросов компенс-ся снижением ранее сущ-х в регионе. При этом продавцы лицензии обязаны сократить выбросы на величину большую,чем будут осущ-ть покупатели.Банки выбросов.если фирма сократила объёмы своих выбросов ниже уровня предуссмотреного нормативами, то на разницу она получает аккредитив, кот. можно положить в спец-й банк, чтобы в последствии продать или при необходимости использовать самим. Биржи прав на загрязнение где можно осущ-ть сделки по купле-продаже прав на выбросы. Механизм торговли правами на выбросы показал свою эколога-экономическую эффективность,обеспечивая значительную экономию финансовых ср-в на охрану окр. среды за счет разницы себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.

 

49.Методы управления качества ОС.

Управление природопользованием  – деятельность гос-ва по организации  рац использования и воспроиз-ва прир ресурсов, охраны ОС, а также  по обеспечению режима законности в  экологоэконом отношениях. Методы управления- способ воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рац природопользования и охраны ОС. Методы управления: 1.Администр-е-обеспечив-ся возможностью гос принуждения.2. Экономическое-зоздание материальной заинтересованности субъектам хозяйств-я в выполнении необходимых эколог мероприятий, решение органов управления в сфере природопольз-я. 3. Соц-психолг-е- моральное стимулирование реализуемое по средствам мер поощрительного, негативного воздействия на нарушителей.

Информация о работе Конспект лекций по экологическому праву