Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций
Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.
Эз-эффект от предотвращения потерь чистой
продукции в следствие
Эб-эффект от сокращения выплат из фонда соц страхования по больным местам в рез-те заболеваемости трудящихся из-за загрязнения ОС. Эб=Б*Вд*(Рп-Рд) : Вд-сред размер пособия на 1 чела.
Эл-эффект от сокращения выплат затрат гос-ва на лечение трудящихся. Эл=Бп*Дп*Зп+Бс*Дс*Зс: Бп-кол-во больных, проводивщих лечение в поликлиниках, Дп-сред кол-во дней лечения 1 больного в поликлинике, Зп-затраты на лечение 1 больного в поликлинике, Бс- кол-во больных, проводивщих лечение в стационаре, Дс- сред кол-во дней лечения 1 больного в стационаре, Зс- затраты на лечение 1 больного в стационаре.
Эп-эффект от роста производ-ти труда
в следствие улучшения
45. Экон-й механизм
природопользования-
Экон-й механизм природопользования-совок.эк-х методов и форм управления,создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с окруж.средой.
Включает в себя методы негативной и позитивной мотивации.
Методы негативной мотивации-предполагают воздействие на субъекты природопол-ия посредством платежей,штрафных санкций,возмещение ущерба.Они призваны противодействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов.
Методы позитивной мотивации-нацелены на поощрение природополь-ей,осуществляющих меропр-я по сохранению прир.среды.
На этапе перехода к рын.модели
хоз-ния глав.элементом эк-го механизма
природопользования становится ценовое
или налоговое регулирование.
1.поощрительные меры-льготное
налогообложение,льготное кредитование
и субсидирование природоохр-х проектов,дотации
на приобретение эколог-го оборудования.2.принудительные меры- ресурсные
платежи,платежи за загрязнение,штрафы
за превышение лимитов.3.компенсационные-возм
По мере стабилизации эк-ки происх-т постепенное освоение в РБ рын.механизмов эколого-эк-го регулирования путем создания рынка разрешений,лицензий на загрязнение окр.среды,что будет способствовать привлечению сре-тв производ-ей на решение природоохр-х задач.Создается рын. инфраструктура эколог.среды.
В период становления рын.эк-ки
эк-ие рычаги тесно связаны с
администрат-ми.Они
В период перехода к рынку важно
оптимальное сочетание ценовой
и налоговой политики.Цены на продукцию
и сырье должны быть ориентированы
на выгодность их получения из отходов,что
следует подкреплять налоговыми льготами
на продукцию,производимую из отходов,экономией
на платежах за загрязнения,если максимально
возможное их количество улавливается
и утилизируется.
46.Сисема платного природопользования в РБ, ее эффективность.
Центральным звеном эк.механизма
С-ма платности выполняет
2 функции:1)стимулирующую;2)фиск
Экол.платежи позволяют решать сл.задачи:1)обеспечить учет природного фактора в составе производств.затрат в доходах и расходах пред-ий региона,где нах-ся или исп-ся прир.ресурсы.2)согласовать интересы пред-ий,сферы природоп-ния и потреб-ией естеств.ресурсов между собой,а также с интересами нар.хоз-ва в целом.3)обеспечить изъятие дифференц.доходов рентного происхождения и невилировать(сглаживать) воздействие случайного фактора на рез.производств.деят-ти пред-ия.4)отразить специфику процесса природопол-ния при организации взаимоотношений пред-ий с управляющими звеньями, кред.-фин.с-мой республ-им и местным бюджетом.5)компенсировать ущерб владельцу прир. ресурсов при изъятии последних из сферы традиц.исп-ния или ухудшения их кач-ва. Хотя бы частично возместить ущерб рецепиентам от загрязнения и истощения окр.среды.
В РБ с-ма платного природопол-ния вкл.сл.платежи:1)платежи за прир.ресурсы;2)платежи за выбросы,сбросы загрязняющих вещ-в;3)платежи за размещение отходов;4)компенсационные выплаты по возмещению ущербов.
Законом «О внесении изменений и дополнений в закон РБ о налоге за пользование прир.ресурсами»(экол.налог) от 01.12.1994г. были ужесточены существовавшие ранее ставки налога за сверхлимитное природопол-ние. С начала 1995г. за превышение установленных объемов, добычу прир.ресурсов налог взымается в 10-кратном размере, а за выбросы, сбросы загрязняющих вещ-в сверх установленных лимитов в 15-кратном размере. Внесенные суммы налога за природопол-ние в пределах установлен. лимитов относятся на издержки пр-ва, т.е. вкл-ся в себестоимость продукции, а сверх установл. лимитов изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопол-ля. Т.к. в случае превышения лимитов налог изымается из прибыли предприятия, то такое ужесточении служит стимулом к соблюдению природоохрн.норм, снижению природоемкости пр-ва.
Ставки налога и лимиты добываемых прир.ресурсов, а также допустимых выбросов в окр.среду определены в соответствии с научнообоснованными, установленными нормативами. В соответствии с законом «Об отходах производства и потребления» в редакции 2000г. предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах(полигонах и тер-риях опр-ых предприятий) с дифференциацией зависимости от таксичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на спец.полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива. За самовольное размещение отходов в несанкц.местах или с нарушением сан.норм и эколог.требований, а также за сжигание их с целью сокрытия – штраф в 10-кратном размере. Закон «Об охране окр.среды» принят в 1992г., новая редакция 2002г.
Недостатки с-мы платности природопол-ния в РБ:1)для повышения эффективности эколог.налога необходима более гибкая с-ма пересмотра ставок;2)слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов в силу невысоких ставок эколог.налога
47.Финансирование мероприятий по охране ОС.
Только в 70-е гг. 20 в. капит. влож-я на создание производств-тех., прир-охр объектов стали обеспечиваться путем прямого бюджетн. Финансирования в соотв-ие с 5-летними и годовыми планами охраны ОС.Текущ. расходы на реализацию прир-охр. меропр. Несли сами предприятия, но основная тяжесть финансирования эколог. сферы ложилась на гос. бюджет.
В РБ целевой внебюджетн. Фонд охраны природы был учрежден в 1990г. Законом О бюджете на 1998г. природы. Законом Об охране ОС(2002г.) четко определены источники финансирования эколог. программ и меропр-ий по охране ОС:
А)республик. и местный бюджеты
Б)ср-ва юрид. лиц, добровольные взносы населения
В)республик. местные внебюджетные фонды и обществ. Фонды охраны природы
Г)кредиты банков
Ср-ва гос. целевого бюджетного фонда охраны ОС распредел-ся след. образом:
10% - республик. бюджетный фонд
30% - областной бюджетный фонд
60% - район. и городские фонды охраны природы
Формирование устойч. сис-мы финансиров-я
прир-охр сферы требует мех-ма
регулиров-я
1.финансирование экол-х
2.развитие сис-мы прир-охр фондов, инновац. эколог. фондов
3.сис-мы эклог. Банков
4.привлечение ср-в из фондов эколог. страхования
5.привлечение ср-в Мирового и
Европейского банков
6.использов-е собств. ср-в предприятий на прир-охр нужды
7.развитие сис-мы льготн. эколог. инвестиционных кредитов
Существует еще один источник
финансиров-я прир-охр.
Привлекательность облигаций м. б. усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот:
а)исключение из налогооблагаемой базы доходов, направ-х юрид-ми и физ-ми лицами на приобретение экол-х облигаций
б)льготные цены и условия поставки прир-охр техники, экол-ски чистых технологий и продуктов
в)приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона
48.Зарубежный опыт
экономического стимулирования
природоохранной деятельности
За рубежом примен-ся 2 разновидности
эконом. методов регулирования эколог.
сферы: 1.ценовое или налоговое регулирование;2.
Целями экол. страхования яв-ся: 1.компенсация ущерба; 2. эконом. стимулир. предотвращение аварий. На рубеже 80х годов в прир. охр. сфере передовых гос-в мира сформ-ся рынок разрешений на загрязнения. Рынком разрешений прав на выбросы принято наз-ть конкурентную систему распределения прав на выбросы посредством купли продажи после первонач-го распред. прав на выбросы м/д участниками рынка. В зарубежных странах прим-ся след. рыночные механизмы: баббл принцип,т.е. принцип облака в соотв. с ним норматив выбросов уст-ся для целого ремонта, а нах-ся на его тер-рии предп-тия загрязнители могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспеч. соблюд. этого норматива, отдельные источники выброса загрязений формируют «облако загрязнений», кот. и становится объёмом установления эколог. нормативов. Политика компенсации выбросов предп-тия загрязнители уменьшившие свои выбросы приобретают право на выброс фиксируемый в виде соотв-го документа-лицензии, разрешающей выброс в будущем эту лицензию можно продавать фирме желающей разместить в дан. регионе свои пред-тия и нужд-ся в разрешении на выброс своих загрязнений, появление новых выбросов компенс-ся снижением ранее сущ-х в регионе. При этом продавцы лицензии обязаны сократить выбросы на величину большую,чем будут осущ-ть покупатели.Банки выбросов.если фирма сократила объёмы своих выбросов ниже уровня предуссмотреного нормативами, то на разницу она получает аккредитив, кот. можно положить в спец-й банк, чтобы в последствии продать или при необходимости использовать самим. Биржи прав на загрязнение где можно осущ-ть сделки по купле-продаже прав на выбросы. Механизм торговли правами на выбросы показал свою эколога-экономическую эффективность,обеспечивая значительную экономию финансовых ср-в на охрану окр. среды за счет разницы себестоимости борьбы с загрязнениями на различных предприятиях.
49.Методы управления качества ОС.
Управление