Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 11:27, курс лекций
Курс основы экол. и эк-ка природопользования рассм-ся как межотрослевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2х научных систем: естественный и общественный при таком подходе избран единый объект изучения природопользования. Возрастание роли природн. факт-в в развитии производит. сил и жизни населения, рост капиталоёмкости природопольз. обусловили появление нового направл. в эконом. науке экономики природопользования. Основы экол. и эк-ки природопольз.-отрослевая экон. наука исследующая соц.-эконом-кие закономерности, использ. человечеством природных благ и регулир. отношений природы и общества, предметом изучения данной дисциплины яв-ся эколого-эконом.
Администр-е методы природопольз-я предполагают формирование системы и осуществление руководством опред эколог политики. Основн элементы администр регулирования-стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, разрешения, эколог нормативы. Виды эколог нормативов: 1. Стандарты кач-ва ОС, кот регулируют допустимые состояния воздушного и вод бассейна, почв. Устанавл-ся по уровню концентрации загрязнения природной и технологич-й сред, кот не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. 2. Стандарты воздействия на ОС. Расчит-ся и устанавлив-ся стандарты ПДВ с учетом рассеивания сбросов и наложение их на фоновое загрязнение. 3. Технологич-е стандарты- устанавливают опред экологич требования к технике, оборудованию, очистным технологиям. 4. Стандарты кач-ва продукции или товарные стандарты по экологичности продуктов,изделий.
Другие инструменты администр-
50. Органы гос. власти
и управления в
Регулирование природопользования или
экологич. регулирование представляет
собой сис-му способов и мер гос.
воздействия на экологизацию общественного
развития поседством гармоничного сочетания
мех-мов административного
Управление
Глава гос-ва – в соответствии с конституцией РБ издает декреты, указы, распоряжения, имеющ. Силу на всей тер. РБ. Президент сам, а также через созданные властные структуры, контролирует соблюдение природоохранного законодательства мест. органами управления и сомауправления, подведомств. органами.
Парламент (Нац. Собр. РБ) – представительный и законодательный орган гос-ва, определяет основные напр-я гос. экологич. политики, принимает законодат. акты в области охраны ОС и природопользования.
Правительство (Совет Мин-в РБ) – центральный орган гос. управления, осуществляет исполнительную власть в РБ.
На местах этот принцип реализ-ся областными, городскими, районными и сельскими исполнительными комитетами, которые несут ответственность за сост-е ОС на подведомственных территориях.
Отраслевой принцип – состоит в осуществлении гос. контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рац-му использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции.
Основным гос. органам управления природопользования явл-ся Министерство ПР и Охраны ОС. На него возложены след. функции: - разработка и проведение единой гос. политики в области охраны ОС и рацион-го использования ПР; - комплексное управление природоохранной деят-стью в РБ, координация работы других министерств и ведомств в этой области; - гос. контроль за использованием и охраной ПР; - разработка предложений по совершенствованию хоз-го механизма природопользования, экологич. нормативов и правил; - проведение гос. экологич. экспертизы; - обеспечение населения экологич. информацией, участие в создании сис-мы экологич. образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями; - осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции.
Подведомственными Министерству природы органами управления на местах явл-ся 6 областных, минский городской комитет, 123 горрайинспекций ПР и охраны ОС, которые выполняют в местном масштабе та же функции, что и главное министерство.
В видении Мин-ва природы состоят
след. научные организации: 1) ЦНИИКИВР
– центральный научно-
Значительную роль в
51.Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
Природа инерционно-консервативна, изменения
в ней происход медленнее, чем
в обществ жизни. В связи с
этим огромн значение преобрет предвиденье
возможных воздействий
Планирование утратило свой директивный хар-р, оно стан индикативным, т.е. направляющим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы гос-ва и др субъектов хозяйствования.
Порядок планирования меропр по охр окруж среды закрепл в з-не об охране окр среды.(Последняя редакция в 2002г)
Утверждена программа соц-экон развития РБ на 2006-2010гг.В ней оговорена гос. пол-ка в сфере природопользования, кот направ на снижение вредного антропогенного возд.-я, рационал и эконом использование прир ресурсов на основе интенсивных методов их освоения, ресурсосберегательных и малоотходных технологий, на повышение использ вторичных ресурсов и отходов.
Утвержден нац план действий по рационал использ-ю прир ресурсов и охране окр среды на 2006-2010гг. В нем отмечено в соответствии с на стратегией устойчивого соц-эконом развития РБ на период до2020г ряд стратегич целей эколог политики РБ:
1. создание блогоприятной ОС
2. улучш условий прживания и здоровья населения
3. обеспеч эколог безопасности.
52.Правовое регулирование природопользования и прирохр. д-сти.
-Закон О гос. эколог. экспертизе в ред. 2000г.
-Кодекс РБ о земле, в ред 2002г.
-Кодекс РБ о недрах, в ред 1997г.
-Водный кодекс РБ, принят в 1998г.
-Лесной кодекс РБ, 2004г.
-Закон Об охране и
-Закон Об особо охраняемых прир. тер-ях, 2002г.
-Закон О радиационной
-Закон О защите населения и тер-ий от чрезв. ситуаций прир. и теехногенн. хар-ра, 1998г.
-Закон О промышленной безопасности опасн. производств. Объектов, 2000г.
-Закон О питьевом
53.Основная роль НТП-с его развитием наиболее полно может быть реализована сущ-ть труда определяемая как опосредованный и регулируемый обмен вещ-в м/у челом и природой, использование достижений науки и техники позволяет вовлекать в процесс произ-ва большие объемы прир ресурсов, что представляет собой угрозу эколог кризиса при отсутствии разумных рамок. Противоречие возникло м/у безграничными возможностями развития произ-ва и естественно ограниченными возможностями прир среды. Сущ-т потребность оптимального сочетания произ-х и прир-х процессов в единую систему за счет сопряжения достижений науки и техники с потребностями биосферы, что будет представлять собой экологизацию общ-го развития. Это звено биосферы , кот в своей произ-й деятельности достигло планетарных масштабов. При том усл, что чел-е общ-во постепенно становится управляющим звеном по обеспечению целостности и сохранности биосферы, то она будет эволюцианировать в новое состояние , в ноосферу.Общ-во должно усвоить и принять законы биосферы, т к тенденции техногенного изменения прир условий принимают очень опасный характер для самих людей. Переход от составляющей части биосферы к роли покровителя прир среды должен осущ-ся челом на самых разумных началах.
Ведется экологизация произв-ва по след стратегическим направлениям:
Задачи прогнозир-я НТП и планирования экон-го развития:
На сегодняшний день существует 2 типа технологий:
55. Основные черты
безотходного производства и
использование вторичных
Черты безотходного производства:
1) Приоритетное решение
2) Прогрессивное развитие и
3) Расширенное воспроизводство
природно-ресурсного
4) Формирование финансовых
Стратегия НТП в области
В РБ заложено в программах до 2010 года количество продукции, выпускаемой по малоотходным и безотходным производствам. Оно возрастёт в 2 раза по сравнению с 2005 годом.
Для этого осуществляются следующие мероприятия:
1) Перевод промышленности на качественно новые энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы.
2) Принимаются меры по полному удовлетворению потребности в оборудовании и в приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды.
3) Повышается гибкость
4) Идёт широкое внедрение соответ
Накопление производственных отходов в 2005 году на объектах размещения составило более 800 миллионов тонн.
Использование отходов производства в качестве вторичных ресурсов в 2005 году составило 21 %, при этом увеличившись за год на 3,5 %.
Большая часть (58 %) отходов используется на нужды самих предприятий в качестве вторичных отходов.
Около 42 % приходится на отходы, переданные другим предприятиям, физическим лицам или экспортированные для дальнейшего использования.
Использование отходов потребления в качестве вторичных ресурсов в 2005 году составило около 2 % от общей массы. Тогда как 98 % в массе более 3,5 млн. т захоронено на полигонах.
Общее количество полигонов в 2006 году составило 4000 штук. Существует также 200 полигонов твёрдых коммунальных отходов.