Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.
Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Содержание работы

1 Право специального природопользования 3
2 Эколого-правовой режим недропользования 8
3 Решение задачи 14
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

экологическое.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Участки недр и права пользования  ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризован ные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа7.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих  полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Для гарантированного обеспечения  государственных потребностей РФ стратегическими  и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется  в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра  имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются  восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.

В экологическом аспекте  недра служат естественным фундаментом  земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с  возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных  вод и других веществ, заключенных  в недрах земли и находящихся  на ее поверхности, используются для  лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной  собственности на недра признаются как уже открытые, так еще и  не открытые полезные ископаемые. Открытыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и  не общераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К не общераспространенным относятся все прочие рудные и  нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения не общераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального сырья.

Большое значение имеет  деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это  такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.

Отнесение запасов к  одной из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому  режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.

Указом Президента РФ от 28 августа 1996 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами»8 предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.

 

 
3. Задача:

Предприниматель Н. обратился  в городскую администрацию с  просьбой о выделении ему на праве аренды земельного участка, для строительства предприятия автосервиса и АЗС. Указанный участок находился неподалеку от автострады, в центре жилого микрорайона, поэтому предпринимательская деятельность Н. сулила быть достаточно прибыльной для него и полезной для городского бюджета.

Каким должно быть решение  администрации?  Какими нормами Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и Градостроительного кодекса РФ она должна руководствоваться при его принятии? 

Решение задачи:

Согласно п. 1  статьи  35.  Градостроительного кодекса РФ,  в   результате градостроительного зонирования  могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной  и  транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов  и  иные виды территориальных  зон9.

 Согласно п. 2  ст.  36. Градостроительного кодекса о   градостроительном регламенте существует возможность сочетания  в  пределах одной территориальной зоны различных видов существующего  и  планируемого использования  земельных   участков   и  объектов капитального строительства;

 В  соответствии  со статьей 29  Земельного  кодекса  Российской Федерации (далее –  Земельный  кодекс) предоставление гражданам  и  юридическим лицам  земельных   участков  из земель,  находящихся   в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется  на  основании  решения  исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих  земельных   участков   в  пределах их компетенции  в  соответствии со статьями 9, 10  и  11  Земельного  кодекса10.

В  силу пункта 2 статьи 31  Земельного  кодекса орган  местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор  земельного   участка   на  основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных  и  иных условий использования соответствующей территории  и  недр  в  ее границах посредством определения вариантов размещения объекта  и  проведения процедур согласования  в  случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и  иных  объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в  области  охраны окружающей среды.

Требованиями пунктов 1  и  2 ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что экологическая  экспертиза проводится в  целях  установления соответствия документов и ( или ) иной документации, обосновывающих планируемую хозяйственную  и  иную  деятельность,  требованиям   в  области  охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической  экспертизы устанавливается федеральным  законом об экологической экспертизе.

 В  соответствии  с ч.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предоставление земельных  участков   для   строительства   допускается  при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков   санитарным  нормам.11

Согласно ст.11  указанного   Закона, индивидуальные  предприниматели    и  юридические лица  в  соответствии  с осуществляемой ими  деятельностью   обязаны выполнять требования  санитарного законодательства.

Несоблюдение требований, установленных законодательством  об охране окружающей среды, ведет к  нарушению законных прав  и  интересов  граждан  на  благополучную среду  обитания.

Таким образом, согласно ст.  35, 36. Градостроительного кодекса  РФ  и  ст.33, 37 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» решение  администрации   будет  положительным при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельного  участка   санитарным  нормам.

 

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993].
  2. "Градостроительный Кодекс Российской Федерации"[Текст]: [Федеральный закон от 29.12.2004 N 190-ФЗ].  - // "РГ" - Федеральный выпуск №3667. - 03 декабря 2004 г.
  3. Лесной кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ]. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 79 с.
  4. Водный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ]. // РГ. – № 121. – 8 июня 2006 г.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]:  [Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4148.
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях [Текст]: [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1; № 44. – Ст. 4295; 2003. – № 27. – Ст. 2700, 2708, 2717; № 46. – Ст. 4434; № 50. – Ст. 4847, 4855; 2004. – № 31. – Ст. 3229; № 34. – Ст. 3529, 3533; 2005. – № 1. – Ст. 9, 13; № 10. – Ст. 763; № 13. – Ст. 1077; № 19. – Ст. 1752; № 27. – Ст. 2719, 2721; № 30. – Ст. 3104, 3131; 2006. – № 1. – Ст. 10; № 10. – Ст.1067; № 12. – Ст. 1234; РГ. № 121. – 8.06.2006.
  7. О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации [Текст]:  [Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ]. // РГ. – № 121. – 8 июня 2006.
  8. Об охране окружающей среды [Текст]: [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
  9. Об охране атмосферного воздуха [Текст]: [Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ].
  10. О землеустройстве [Текст]: [Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 26. – Ст. 2582.
  11. О недрах [Текст]: [Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 10. – Ст. 8232; 1999. – № 7. – Ст. 56; 2001. – № 21. – Ст. 2061; № 33. – Ст. 3429.
  12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Текст]: [Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.). // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 14. – Ст. 1650; 2002. – № 1. – Ст. 2..

Специальная литература:

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000. С.21-23.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.:Юристъ, 1998.
  3. Гусева А.В., Дудкина Л.В. Щербакова О.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М., - 2005.
  4. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М. : Юриспруденция, 2000.
  5. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. С. 96.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"