Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Делится на виды:

Государственная,

Частная,

Муниципальная

Объектами права  частной, государственной, муниципальной  и других форм собственности на природные  объекты являются:

- отдельные  природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);

- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические  взаимосвязи, ветровая энергия,  солнечная энергия);

- при условии,  если они находятся в экологической  связи с окружающей природной  средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

37. Источники  загрязнения атмосферного воздуха

Источники загрязнения  атмосферного воздуха Сброс загрязняющих веществ может осуществляться в  различные среды: атмосферу, воду, почву. Выбросы в атмосферу являются основными источниками последующего загрязнения вод и почв в региональном масштабе, а в ряде случаев и в глобальном. Промышленные источники загрязнения атмосферного воздуха подразделяются на источники выделения и источники выбросов. К первым относятся технологические устройства (аппараты установки и т.п.), в процессе эксплуатации которых выделяются примеси. Ко вторым - трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари и другие устройства, с помощью которых примесь поступает в атмосферу. Промышленные выбросы подразделяются на организованные и неорганизованные. Организованный промышленный выброс поступает в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы, что позволяет применять для очистки от загрязняющих веществ соответствующие установки. Неорганизованный промышленный выброс поступает в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушений герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта. Неорганизованные выбросы характерны для очистных сооружений, хвостохранилищ, золоотвалов, участков погрузочно-разгрузочных работ, сливно-наливных эстакад, резервуаров и других объектов. К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, металлургии, стройматериалов, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений.

38. Общая  характеристика права государственной,  муниципальной и частной собственности  на природные объекты

Согласно статье 9 Конституции  РФ земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, гос-венной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственной собственностью являются все земли и другие природные  ресурсы, не состоящие в частной  или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной  собственности и собственности субъектов РФ что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ гос-венной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы гос-венной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ).

Земля и другие природные  ресурсы, находящиеся в гос-венной собственности, закрепляются за гос-венными  предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальная собственность  на природные объекты Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Общая характеристика содержания права частной собственности  на землю.

Ст 209 ГК - собственнику принадлежит права владения , пользования и распоряжения своим имуществом.

39. Атмосферный  воздух как объект использования  и охраны

Можно выделить несколько  видов использования атмосферным  воздухом как объектом:

1. пользование воздухом для обеспечения жизнедеятельности человека и других организмов;

2. пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

3. пользование воздухом для производственных нужд -- в качестве производственного сырья и для получения кислорода, азота и т.п. в различных промышленных процессах (горение топлива), выплавки металлов и руд (доменные и мартеновские процессы); для автомобильного и воздушного транспорта и т.д.;

4. искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях.

Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных актов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.

Важные положения  об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.

В силу своих  естественных свойств атмосферный  воздух в настоящее время не рассматривается  в качестве объекта присвоения, поэтому  отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс  его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.

 

40. Юридическая  защита права собственности на  природные объекты

Ключевыми составляющими  права собственности на землю  и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

Способы защиты права собственности на природные  ресурсы определяются законодательством. Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что право частной собственности  охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наиболее широкий  выбор способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Разновидностью гражданских прав являются права собственности на природные ресурсы. Защита таких прав осуществляется путем:

* признания  права;

* восстановления  положения, существовавшего до  нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

* признания  оспоримой сделки недействительной  и применения последствий ее  недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки;

* признания  недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

* самозащиты  права;

* присуждения  к исполнению обязанности в  натуре;

* возмещения  убытков;

* взыскания  неустойки;

* компенсации  морального вреда;

* прекращения  или изменения правоотношения;

* неприменения  судом акта государственного  органа или органа местного  самоуправления, противоречащего закону;

* иными способами,  предусмотренными законом.

Защита прав собственности регулируется также  в специальной - гл. 20 ГК РФ. Здесь  устанавливаются правила истребования имущества из чужого незаконного владения (ст. 301), истребования имущества от добросовестного приобретателя (ст. 302), расчетов при возврате имущества из незаконного владения (ст. 303) и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (ст. 304), а также относительно последствий прекращения права собственности в силу закона (ст. 306).]

41. Правовые  меры охраны животного мира

Правовые меры по охране животного мира состоят: в  разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и другие аспекты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парковых и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений.

Конвенция о  биологическом разнообразии и другие акты современного экологического права расширяют рамки и измеряют содержание правовой охраны. Например, ст. 8 и 9 указанной Конвенции перечисляют следующие меры и направления сохранения, поддержки и восстановления жизнеспособных популяций в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки:

1) создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов;

2) содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;

3) предотвращение интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам животных, особые меры должны приниматься для защиты животных вне естественных мест обитания, т.е. благодаря: а) созданию и поддерживанию банков генов и геномов, семенных банков, банков спермы, банков яйцеклеток; б) созданию и поддерживанию условий для сохранения и исследования культур; клеток и тканей растений; культивируемых in-vitro, коллекций микробных культур; в) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов.

42. Понятие  и виды права природопользования

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования.

Такие нормы  содержатся главным образом в  природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», Федеральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

· право землепользования,

· право недропользования,

· право водопользования,

· право пользования  атмосферным воздухом,

· право лесопользования,

· право пользования  растительным миром вне лесов,

· право пользования  животным миром.

 

43. Правовое  регулирование охоты и рыболовства

N 52-ФЗ «О ЖИВОТНОМ  МИРЕ» Статья 41. Охота

Охота является одним из важнейших видов пользования  животным миром. Исходя из специфики  вида пользования объектами животного  мира, отнесенными в установленном  порядке к объектам охоты, законодателем предусмотрена необходимость установления особых правоотношений в данном виде пользования. Эти отношения должны быть установлены специальным федеральным законом об охоте и охотничьем хозяйстве.

Ведение охотничьего  хозяйства сопряжено с действиями охотпользователей (юридических и физических лиц), основанными на соблюдении требований норм гражданского, земельного, водного, лесного и иного законодательства, а также норм договоров между:

федеральными  органами власти и органами власти субъектов Федерации;

органами власти субъектов Федерации и охотпользователями;

охотпользователями  и другими юридическими лицами по вопросам ведения охотничьего хозяйства  и заготовки, переработки охотпродукции.

Регулирование отношений должно проводиться специальным  законом именно по охоте и охотничьему  хозяйству. Однако данный Закон находится  в Государственной Думе РФ более  семи лет и в ближайшее время  его рассмотрение и принятие не предвидится. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве не изменялось с 1960 г., Типовые правила охоты в Российской Федерации - с 1988 г. Еще старше инструкции, регламентирующие охотпользование.

Ряд субъектов  Федерации, опережая федеральное законодательство, урегулировали отношения в области охоты и охотничьего хозяйства, приняв свои нормативные правовые акты. Примером тому служит Закон Московской области от 12 июля 2000 г. N 43/2000-ОЗ "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 28 июня 2000 г. N 7/103)

Статья 42. Рыболовство  и сохранение водных биологических  ресурсов

Отношения в  области рыболовства регулируется Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и  сохранении водных биологических ресурсов", а также абзацами 11 и 12 части первой статьи 6, частями третьей и четвертой статьи 16.1, статьями 16.2 и 49.1 - 52_ФЗ (настоящего) Федерального закона.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"