Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа
Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Специфика рыбной отрасли состоит в том, что около 94% сырья добывается в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и только 6% рыбы изымается во внутренних водоемах России, включая ее товарное рыбоводство.
Из-за сложной экономической обстановки, нарушения хозяйственных связей, непрекращающегося ухудшения экологического состояния водоемов и недостаточного объема работ по воспроизводству рыбных запасов значительно снизилась добыча рыбы.
Для изменения сложившейся ситуации Правительство РФ разработало комплекс мер, направленных на улучшение состояния биоресурсов водных объектов. С целью успешной реализации этих мер принимались нормативные правовые акты, затрагивающие проблемы стабилизации и развития рыбного хозяйства (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 5 июля 1995 г. N 520-1 СФ "О проблемах стабилизации и развития рыбного хозяйства Российской Федерации"
ежегодно Правительством Российской Федерации утверждаются Квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод.
Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу развития рыбного хозяйства РФ "Рыба" (Постановление Правительства РФ от 18 сентября 1995 г. N 930).
44. Субъекты
и объекты права
Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального.
В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством.
Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.
В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности, и обладал дееспособностью.
Объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания).
Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. Имеется два способа такого обособления - физическое и юридическое. Физическое обособление заключается в выделении, определении соответствующей территории в натуре. Юридическое обособление означает определение правового статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.
Предоставляемые
в пользование природные
45. Понятие животного мира как объекта фаунистических отношений
Юридическое понятие животного мира определено в Федеральном законе «О животном мире». Это - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они:
а) являются компонентами окружающей среды;
б) находятся в состоянии естественной свободы.
В преамбуле Федерального закона «О животном мире» животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.
Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью.
В соответствии
с Конституцией РФ вопросы владения,
пользования и распоряжения животным
миром на территории Российской Федерации
относятся к совместному
Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.
Основными организационно-правовыми
инструментами регулирования
Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:
- сохранение
видового многообразия
- охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;
- сохранение
целостности естественных
- научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;
- регулирование
численности животных в целях
предупреждения вреда
46. Основания,
возникновения, изменения и
Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в специальных нормативно-правовых актах по вопросам использования природных ресурсов. Возникновение права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета. Основными действиями, имеющими юридическое значение при предоставлении земель, являются: а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка. б) получение документов, удостоверяющих это право.
Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира, в лесном, горном законодательстве.
47. Правовая охрана лесов
N 200-ФЗ ЛЕСНОЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Все леса на территории
В целом охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Кроме того, установлены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417.
Защита лесов от вредных организмов предполагает такие мероприятия, как проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, санитарно-оздоровительные мероприятия, специальные экспедиционные лесопатологические обследования, лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций и контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.
Единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, установлены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414.
В целях охраны и защиты лесов осуществляются авиационные работы, порядок организации и выполнения которых регулируется Правилами организации и осуществления авиационных работ по защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2007 N 385 <1>, и Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной Рослесхозом от 22 сентября 1997 г. N 122.
Леса подлежат охране от загрязнения радиоактивными веществами. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ были утверждены Особенности охраны лесов.
К числу мер по охране лесов относится также охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в том числе и в области охраны и защиты лесов.
48. Понятие
и значение экологической
Понятие экологической
экспертизы определяется Федеральным
законом «Об экологической
Закон РФ «Об экологической экспертизе»
Важное значение имеет экологическая экспертиза проектов, предупреждение возможных неблагоприятных воздействий, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; проекты соглашений о разделе продукции - являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
49. Ведение лесного хозяйства и право лесопользования
Использование лесов допускается в следующих целях:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства; и т.д.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Виды лесопользования являются своего рода видами целевого использования предоставляемых лесных участков.
В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам. Гражданам - в аренду либо безвозмездное срочное пользование
Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"