Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".
Конституционное положение о нормотворческой
деятельности Правительства РФ "на
основании и во исполнение" актов
более высокого иерархического уровня
вытекает из принципа разделения властей.
Оно означает, что Правительство
может создать норму права
в рамках делегированного
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или обжалованы в суде.
Правительство России весьма активно в регулировании отношений по природопользованию и охраны окружающей среды. К примеру, им приняты постановления:
"Об утверждении Порядка
"Об утверждении Порядка
"Об утверждении Положения
о порядке проведения
"О Правилах разработки и
утверждения нормативов
"Об утверждении пределов
допустимых концентраций и
"Об утверждении Правил
В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:
судебная защита прав и свобод;
право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;
право на получение квалифицированной юридической помощи;
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;
право обращения в межгосударственные
органы по защите прав и свобод, если
исчерпаны все имеющиеся
Как гарантию права на достоверную
информацию о состоянии окружающей
среды можно рассматривать
Гарантируя судебную защиту прав и
свобод человека и гражданина, Конституция
РФ устанавливает, что каждый вправе
защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом
(ст. 45). При этом важно, что могут
быть обжалованы в суд не только
неконституционные, противоречащие экологическим
правам граждан решения и действия
органов государственной
Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить следующие способы защиты экологических прав граждан:
самозащиту;
защиту с помощью
Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.
Под понятием права собственности на землю и другие природные ресурсы, т. е. на природные ресурсы в целом, понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ряде статей Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах.
Исходные положения, регулирующие право собственности на землю и другие природные ресурсы, установлены в ст. 9 Конституции РФ, которая гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Собственность, являясь экономической категорией, представляет собой отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Право собственности в самом общем понимании – это единый, комплексный, многоотраслевой институт, который охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам.
Выделяют следующие функции института права собственности:
– устанавливают принадлежность того
или иного имущества
– закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащим ему имуществом;
– предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника.
Правомочия владения – основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (на балансе).
Правомочия пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд).
Правомочия распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.).
Как субъективное гражданское право собственности определяется как закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания.
Оно состоит из двух элементов: титульной
характеристики, т. е. оно регулирует,
за кем закрепляются право собственности,
полномочия собственника и иные связанные
с этим вещные права, которые могут
иметь различное –
Право собственности на природные ресурсы – наиболее полное по объему вещное право, которое предоставляет его обладателю возможность по своему усмотрению решать вопросы использования принадлежащего ему имущества, осуществляя правомочия владения, пользования и распоряжения.
Конституционно закрепленное ст. 9 право собственности на землю и природные ресурсы является экологическим – оно ставит целостные интересы охраны окружающей среды выше интересов субъекта права собственности как одного из участников правового оборота. Оно предполагает большие ограничения для субъекта собственности в его господстве над объектом, чем фактически в любом другом случае.
В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в следующих формах собственности:
Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.
При этом закрепляется принцип равных,
одинаковых обязанностей по обеспечению
рационального использования
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации все формы собственности признаются защищенными равным образом.
Различие в субъектном составе этих форм определяет виды права собственности:
частная собственность юридически оформляется в виде права собственности граждан и юридических лиц;
государственная – в виде права собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и права собственности республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (собственность субъектов Российской Федерации);
муниципальная - в виде права собственности города, района, сельского поселения и иного муниципального образования.
Субъектами права
Субъекты права собственности на землю и природные ресурсы подразделяются следующим образом: государство – Российская Федерация и субъекты Федерации; муниципалитет – органы местного самоуправления; граждане – физические лица, обладающие статусом граждан; объединения с определенными особенностями – юридические лица, участниками которых в специфическом качестве людей быть и органы.
ГК РФ (ст. 212 «Субъекты права собственности») называет граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.
Федеральный закон от 19 июля 2001 г. №
101-ФЗ «О разграничении государственной
собственности на землю» также в
качестве собственников земли называет
Российскую Федерацию, ее субъектов, муниципальные
образования и перечисляет
Следует различать два вида осуществления
собственности – в публично-
Субъектное разграничение и
установление на отраслевом уровне права
действовать в публично-
Во всех случаях, независимо от субъектной принадлежности или формы собственности, пользование природными объектами должно соответствовать соблюдению экологических и иных интересов общества.
Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ.
Действующее российское законодательство
не предусматривает каких-либо ограничений
к объектам права государственной
собственности. В собственности
государства может находиться любое
имущество, любые природные ресурсы.
Удельный вес государственной
В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц.