Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано  немало: недра земли, объекты лесного  фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

  1. Право частной собственности на природные ресурсы.

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной  собственности. В ст. 36 Конституции  РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь  землю в частной собственности.

 

 Согласно ст. 8 Водного кодекса  пруд, обводненный карьер, расположенные  в границах земельного участка,  принадлежащего на праве собственности  физическому лицу, юридическому  лицу, находятся соответственно  в собственности физического  лица, юридического лица, если иное  не установлено федеральными  законами.

 

Правовое регулирование отношений  частной собственности развито  в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан  и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной  собственностью) являются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации. Граждане и юридические  лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность  граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 

Земельный кодекс РФ предусмотрел при  этом ограничения права частности  собственности на землю иностранных  лиц. Иностранные граждане, лица без  гражданства и иностранные юридические  лица не могут обладать на праве  собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается  Президентом РФ в соответствии с  федеральным законодательством  о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо  территориях РФ в соответствии с  федеральными законами.

 

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее  время многими законодательными и иными нормативными актами. Земельные  участки могут быть переданы в  частную собственность и на продажу  для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства  и индивидуального жилищного  строительства, а также предоставлены  гражданам и их объединениям для  предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также  продаваться при приватизации государственных  и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве  этих предприятий.

 

Таким образом, в части регулирования  российским законодательством отношений  частной собственности на природные  ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права  частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю  призвана способствовать развитию рынка  в сельском хозяйстве. Земля при  этом реализует свое главное качество - средства производства. Одновременно земля как операционный базис  предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах - для создания производственной и социальной инфраструктуры.

  1. Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством  форм собственности.

 

В настоящее время право государственной  собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

 

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности  соответственно на водные объекты и  лесные участки.

 

Вопрос же о субъектах государственной  собственности на природные ресурсы  в законодательстве решен по-разному.

 

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе  земель лесного фонда находятся  в федеральной собственности (ст. 8). Согласно Федеральному закону "О  внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное  пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной  собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами  находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации (ст. 1.2).

 

Исключительно к федеральной собственности  отнесены природные ресурсы:

территориальных вод;

континентального шельфа;

экономической зоны Российской Федерации.

 

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует  пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение

государственной

собственности

 

В соответствии со ст. 72 Конституции  России к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов отнесено:

 разграничение государственной  собственности;

 вопросы владения, пользования  и распоряжения землей, недрами,  водными и другими природными  ресурсами (то есть основные  правомочия собственника).

 

 

Таким образом, в соответствии с  Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные  ресурсы.

Право

государственной

собственности

на 

землю

 

Вопросы разграничения объектов собственности  решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю  субъектов Российской Федерации (ст. 18).

 

В федеральной собственности находятся  земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

 

В федеральной собственности могут  находиться не предоставленные в  частную собственность земельные  участки по основаниям, предусмотренным  Федеральным законом "О разграничении  государственной собственности  на землю".

 

В собственности субъектов РФ находятся  земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов  РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским  законодательством.

 

В собственности субъектов РФ могут  находиться не предоставленные в  частную собственность земельные  участки:

занятые недвижимым имуществом, находящимся  в собственности субъектов РФ;

предоставленные органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального  значения, землям лесного фонда, находящимся  в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым  водными объектами, находящимися в  собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения  земель;

занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в  собственности субъектов Российской Федерации.

 

 

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности  применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным  законом "Об особо охраняемых природных  территориях". Особо охраняемые природные  территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо  охраняемым природным территориям  федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и  ботанических садов, лечебно-оздоровительных  местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального  значения.

Лечебно-оздоровительные местности  и курорты могут объявляться  особо охраняемыми природными территориями местного значения.

  1. Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных  районов могут находиться:

 пруды, обводненные карьеры  на территории поселения;

земельные участки, отнесенные к муниципальной  собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

пруды, обводненные карьеры, расположенные  на территориях двух и более поселений  или на межселенной территории муниципального района (ст. 50).

 

 

 

Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов (ст. 51).

 

 

 

Состав муниципальной собственности  на землю определяется ст. 19 Земельного кодекса РФ. В муниципальной собственности  находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную  собственность из федеральной собственности.

 

В собственность муниципальных  образований для обеспечения  их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной  собственности, в том числе за пределами границ муниципальных  образований.

 

Если недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в муниципальной  собственности (ст. 1.2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  недрах").

 

Водный кодекс РФ прямо установил  право муниципальной собственности  на водные объекты. Согласно ст. 8 муниципальной  собственностью являются пруд, обводненный  карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся соответственно в собственности муниципального образования, если иное не установлено  федеральными законами.

 

Лесной кодекс РФ не устанавливает  непосредственно право муниципальной  собственности на леса.

 

В собственности муниципальных  органов могут находиться особо  охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

 

  1. Правомочия собственника природных ресурсов.  Правовые формы их реализации.

Правомочия  владения – основанная на законе, т. е. юридически обеспеченная, возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (на балансе).

Правомочия  пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд).

Правомочия  распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждений по договору, передачи по наследству, уничтожения и т. п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"