Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".
Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.
В земельном законодательстве прямо
не предусматривается общее
Закон "О недрах" также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.
Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.
Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Запрещается также осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу РФ, красные книги субъектов РФ, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 Лесного кодекса, не допускается.
Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водных объектов общего пользования. Согласно ст. 6 поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ. Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.
Право
общего пользования водными
Осуществление права на использование и потребление того или иного природного ресурса приводит к необходимости введения для некоторых ресурсов лицензирования, то есть предварительного получения разрешения на такое пользование или вид деятельности. Особое значение придается лицензированию в новых социально-экономических условиях перехода к рынку.
Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия является официальным
документом, который разрешает
утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;
проведение экологической
осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Лицензированию подлежат виды деятельности,
осуществляемые юридическими, а также
физическими лицами, занимающимися
предпринимательской
В лицензии указываются:
вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
срок действия лицензии;
условия осуществления лицензируемого
вида деятельности (правила и нормы,
в соответствии с которыми осуществляется
деятельность, перечень мероприятий
по обеспечению экологической
Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:
сведения о профессиональной подготовке
специалистов, обеспечивающих осуществление
лицензируемого вида деятельности. При
отсутствии указанных сведений лицензионный
орган может потребовать
данные о нормативно-
экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).
До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:
проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. В случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее, чем через 60 дней со дня подачи заявления.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям экологической безопасности.
Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.
Лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:
представления лицензиатом соответствующего заявления;
обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии;
невыполнения лицензиатом
ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
В случае изменения обстоятельств,
повлекших приостановление
Лицензия и договор на природопользование
являются основаниями возникновения
права природопользования. Лицензия
на природопользование — это документ,
устанавливающий экологические
требования, ограничения, предельные объемы
использования природных
Получение лицензии необходимо при
возникновении права
Лицензия содержит следующие сведения: