Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба

 

Подсистема органов экологического управления специальной компетенции  имеет более сложную структуру  и выполняет более разнообразные  функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.

  • Федеральное министерство:

– является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной  сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств.

  • Федеральная служба:

– является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты.

  • Федеральное агентство:

– является федеральным органом  исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции  издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные  и ведомственные комиссии.

  1. Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на  окружающую среду.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – вид деятельности по выявлению, анализу и учету  прямых, косвенных и иных последствий  воздействия на окружающую среду  планируемой хозяйственной и  иной деятельности в целях принятия решения о возможности или  невозможности ее осуществления.

 

Общие требования об оценке воздействия  на окружающую среду установлены  Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 32). Детальное регулирование  проведения ОВОС осуществляется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

 

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может  быть как юридическое лицо, так  и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, помогающим заказчику планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

 

В механизме экологического права  оценка воздействия на окружающую среду  выполняет функции, связанные с  выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной  и иной деятельности и разработкой  мер по его предупреждению.

 

Если государственная экологическая  экспертиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и  выполнения экологических требований на стадии принятия (обоснования) хозяйственного, управленческого и иного решения (в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и  иную деятельность, требованиям в  области охраны окружающей среды), то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований (соответствие последствий  деятельности требованиям в области охраны окружающей среды).

 

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия  на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер, позволяет  не допустить появление хозяйственных  и иных объектов или осуществления  хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных  ресурсов.

 

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, подлежащим оценке воздействия на окружающую среду. Действующее  Положение основывается на следующем: оценка воздействия на окружающую среду  проводится для намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе". Это - обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду и др. В данной разделе они рассматриваются ниже как объекты экологической экспертизы.

Результатами  оценки воздействия на окружающую среду  являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

 

Процесс оценки воздействия на окружающую среду  включает четыре этапа

1) Уведомление, предварительная  оценка и составление технического  задания на проведение оценки  воздействия на окружающую среду.  В ходе первого этапа заказчик:

  • подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
  • информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;
  • проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду;
  • проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

 

2) Проведение исследований по  оценке воздействия на окружающую  среду и подготовка предварительного  варианта материалов по оценке  воздействия на окружающую среду.

 

3) Ознакомление общественности  с предварительным вариантом  материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний.

 

4) Подготовка окончательного варианта  материалов по оценке воздействия  на окружающую среду.

  1. Понятие, виды и принципы экологической экспертизы.

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" под  экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта  экологической экспертизы хозяйственную  и иную деятельность, экологическим  требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством  в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 

 

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных  неблагоприятных воздействий соответствующей  деятельности на окружающую природную  среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий  реализации объекта экологической  экспертизы. Таким образом, экологическая  экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Она является также инструментом поддержания  экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и  иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную  окружающую среду, источником разнообразной  экологически значимой информации, средством  доказывания при разрешении споров.

И, наконец, если оценка воздействия  на окружающую среду представляет собой  средство обеспечения учета экологических  требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего  государственная, создает правовые предпосылки для их принятия.

 

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

  • государственная экологическая экспертиза;
  • общественная экологическая экспертиза.

 

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву  можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Проведение таких экспертиз самостоятельного правового значения не имеет.

 

Согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" такая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
  1. Государственная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориальным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контролировать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.

Порядок проведения государственной  экологической экспертизы регулируется как Федеральным законом "Об экологической  экспертизе", так и Положением о порядке проведения государственной  экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства РФ, и  включает следующие стадии:

 

а) представление  материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области  экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов  РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям данного Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со ст.ст. 11 и 12 Закона, в объеме, определенном в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"