Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".
Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.
Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров:
законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;
водное законодательство — договор пользования водным объектом;
земельное законодательство — договор аренды и временного пользования земельным участком.
Эти договоры заключаются с федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ
или органами местного самоуправления.
В ряде случаев заключения договора
не требуется, например, при краткосрочном
лесопользовании или при
Экономическое регулирование в
области охраны окружающей среды
в настоящее время
Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.
Функции экономического механизма в экологическом праве:
обеспечивающая (экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды);
стимулирующая (заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства).
Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.
Основные требования в данной области
предусмотрены Федеральным
Положения по финансированию природоохранной деятельности определятся бюджетным законодательством, об экологических налогах - Налоговым кодексом РФ.
Элементы экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды:
планирование
финансирование охраны окружающей среды;
платежи за природопользование;
экологическое страхование;
меры экономического стимулирования.
В целях экономического стимулирования
эффективного природопользования и
охраны окружающей среды в законодательстве
предусматриваются различные
Стимулирующая функция реализуется следующими экономическими мерами:
платежами за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду;
налоговыми и кредитными льготами, иными поощрительными мерами в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.
В земельном законодательстве экономическое стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения освобождаются, в частности, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Федеральный закон "О животном мире"
устанавливает экономическое
юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 54).
Действие некоторых мер
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.
Экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
В любом случае, в правовом государстве как административные, так и экономические методы стимулирования закреплены законодательно и регламентируются нормативными правовыми актами. Поэтому более правильно называть данные методы административно-правовыми и экономическо-правовыми.
Управление
в сфере регулирования
Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Виды управления:
В административном праве под управлением
понимаются дача обязательных для исполнения
предписаний и применение соответствующих
санкций на их неисполнение. При
этом предписания дают одни органы,
а контролируют их исполнение —
другие (в узком смысле). В широком
смысле этого слова под управлением
понимается многогранная деятельность
различных органов
Функции государственного управления:
Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:
Принципы государственного экологического управления:
Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.
Компетенция органов этой подсистемы
определена в Конституции РФ и
конституциях субъектов Федерации
(базовая), а также в общих и
специальных актах
Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.
Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом.