Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экологическому праву".

Файлы: 1 файл

ЭП Экзамен от Яны.docx

— 221.22 Кб (Скачать файл)

 

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного  вида деятельности, возлагающее обязанности  на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.

 

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров:

законодательство о недрах —  лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;

водное законодательство — договор  пользования водным объектом;

земельное законодательство — договор  аренды и временного пользования  земельным участком.

Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном  лесопользовании или при пользовании  объектами животного мира гражданами.

  1. Экономическое и правовое стимулирование рационального  природопользования.

Экономическое регулирование в  области охраны окружающей среды  в настоящее время осуществляется в соответствии с гл. IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.

 

Функции экономического механизма в экологическом праве:

обеспечивающая (экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды);

стимулирующая (заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства).

 

Правовые требования, касающиеся экономических  мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов, относящихся к экологическому и к иным отраслям российского законодательства.

 

Основные требования в данной области  предусмотрены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Он устанавливает как общие правила  по осуществлению той или другой экономической меры, так и некоторые  конкретные предписания о применении этих мер. В основном правовое регулирование  осуществляется применительно к  отдельным экономическим мерам  и отдельным природным объектам. Соответственно ряд экономических  мер предусматривается природоресурсным законодательством. В частности, достаточно подробно регламентируются платежи за пользование соответствующими природными ресурсами в Федеральном законе "О недрах", Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Федеральном законе "О животном мире" и др.

 

Положения по финансированию природоохранной  деятельности определятся бюджетным  законодательством, об экологических  налогах - Налоговым кодексом РФ.

 

Элементы экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды:

планирование природопользования и охраны окружающей среды;

финансирование охраны окружающей среды;

платежи за природопользование;

экологическое страхование;

меры экономического стимулирования.

 

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и  охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры.

 

Стимулирующая функция реализуется  следующими экономическими мерами:

платежами за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие  на окружающую среду;

налоговыми и кредитными льготами, иными поощрительными мерами в сфере  охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает  экологическое страхование.

 

В земельном законодательстве экономическое  стимулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством  полного освобождения от уплаты земельного налога. Так, согласно ст. 395 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от налогообложения  освобождаются, в частности, физические лица, относящиеся к коренным малочисленным  народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а  также общины таких народов - в  отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного  образа жизни, хозяйствования и промыслов.

 

Федеральный закон "О животном мире" устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого  использования объектов животного  мира посредством установления налоговых  и иных льгот, предоставляемых:

юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство  и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды  их обитания;

юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и  воспроизводству объектов животного  мира;

премирование должностных лиц  и граждан, осуществляющих охрану животного  мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и  использовании животного мира (ст. 54).

 

Действие некоторых мер экономического стимулирования обеспечивается специальным, прежде всего налоговым законодательством  Российской Федерации.

Доходы, не учитываемые при определении  налоговой базы, указываются ст. 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). В частности, при определении  налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14). К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

 

Экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация выражают суть административных методов или  мер охраны окружающей среды. Их характерной  особенностью является то, что они  основаны на административном предписании  или приказе, выполнение которых  обеспечивается принудительной силой  государства.

 

В любом случае, в правовом государстве  как административные, так и экономические методы стимулирования закреплены законодательно и регламентируются нормативными правовыми актами. Поэтому более правильно называть данные методы административно-правовыми и экономическо-правовыми.

  1. Понятие, функции и методы управления в области природопользования  и охраны окружающей среды.

Управление  в сфере регулирования экологических  отношений — это совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защиты экологических прав юридических и физических лиц.

 

Цель управления — обеспечение  охраны окружающей среды и рационального  природопользования.

Виды  управления:

  • общественное;
  • производственное;
  • отраслевое (внутриведомственное);
  • государственное (на уровне РФ и субъектов РФ);
  • муниципальное.

 

В административном праве под управлением  понимаются дача обязательных для исполнения предписаний и применение соответствующих  санкций на их неисполнение. При  этом предписания дают одни органы, а контролируют их исполнение —  другие (в узком смысле). В широком  смысле этого слова под управлением  понимается многогранная деятельность различных органов государственного и муниципального управления, а также  общественных объединений, предприятий  и учреждений, выражающаяся применительно  к данному вопросу в реализации следующих функций, то есть основных направлений деятельности.

Функции государственного управления:

  • создание системы органов управления и координация их деятельности;
  • нормотворчество (установление правовых основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов);
  • управление природными ресурсами;
  • планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды;
  • экологическое нормирование;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • экологическая экспертиза;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологическое аудирование;
  • экологический мониторинг;
  • экологический контроль;
  • экологическое воспитание и образование и др.

Методы  государственного управления в области  охраны окружающей среды:

  • административный (прямой) метод (например, приказ);
  • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
  • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

 

Принципы  государственного экологического управления:

  • законность;
  • комплексность;
  • административно-территориальный принцип организации управления;
  • бассейновый (применительно к территории бассейна морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления);
  • принцип организации управления смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);
  • разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.
  1. Система органов государственного  управления в области природопользования и охраны  окружающей среды.

Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

 

Органы  общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

 

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и  конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и  специальных актах экологического законодательства, в которых имеются  главы о полномочиях соответствующих  субъектов. К органам общей компетенции  относятся:

  • Президент РФ,
  • Правительство РФ,
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ,
  • Органы местного самоуправления.

Деятельность Президента РФ и Правительства  РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и  реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и  ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач  охраны окружающей среды, обеспечении  экологической безопасности и рационального  природопользования, общем руководстве  и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.

 

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом.

 

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"