11. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ. ПОНЯТИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ
Задачи экологического
контроля:
• наблюдение за состоянием
окружающей природной среды и ее изменением
под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
• проверка выполнения планов
и мероприятий по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов, оздоровлению
окружающей природной среды, соблюдения
требований природоохранительного законодательства
и нормативов качества окружающей природной
среды.
Систему экологического контроля составляют
государственная служба наблюдения за
состоянием окружающей природной среды,
государственный, производственный, муниципальный
и общественный контроль.
Цели государственной - службы
наблюдения за состоянием окружающей
природной среды:
• наблюдение за происходящими
в окружающей природной среде физическими,
химическими, биологическими процессами,
за уровнем загрязнения атмосферного
воздуха, почв, водных объектов, последствиями
его влияния на растительный и животный
мир;
• обеспечение заинтересованных
организаций и населения текущей и экстренной
информацией об изменениях в окружающей
природной среде;
• составление прогнозов ее
состояния и своевременных предупреждений.
Государственная служба наблюдения
за состоянием окружающей природной среды
осуществляется специально уполномоченными
на то государственными органами РФ в
области охраны окружающей природной
среды при участии министерств и ведомств
через систему наблюдения в городах, промышленных
центрах, на водных объектах, в отдельных
регионах, а также в космическом пространстве.
12. СИСТЕМА ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ,КОМПЕТЕНЦИЯ
К числу первых относятся высшие
государственные органы управления (Президент
РФ, Правительство РФ), которые играют
ведущую роль в определении экологической
политики государства, ее задач и принципов,
путей и методов реализации, создании
организационных и правовых основ природоохранительной
деятельности, осуществляют высший контроль
в данной сфере. К органам общей компетенции
следует также отнести местные органы
управления (местные администрации), которые
выполняют функции государственного регулирования
и контроля в области природопользования
и охраны окружающей природной среды на
подведомственных им территориях. Рассматриваемая
функция для органов общей компетенции
не является главной, они решают и многие
другие вопросы в пределах своей компетенции.
Органы специальной компетенции
- это государственные органы, специально
уполномоченные выполнять функции экологического
управления. Их можно в свою очередь разделить
на несколько групп по характеру выполняемых
функций и задач.
В число органов специальной
компетенции входят также некоторые органы,
которые выполняют лишь отдельные функции
в сфере экологического управления. Например,
Федеральный горный и промышленный надзор
России - по контролю за безопасным ведением
работ при использовании недр, Министерство
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - по ликвидации последствий
экологических катастроф, Государственный
комитет РФ по стандартизации и метрологии
- по нормированию (стандартизации) качества
окружающей среды, Министерство внутренних
дел РФ - по охране атмосферного воздуха
от вредного влияния автотранспорта и
защите природных объектов и комплексов
(лесов, вод, заповедников и др.), Государственный
таможенный комитет РФ - по предотвращению
незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее
животных и растений, занесенных в Красную
книгу РФ, экологически опасных веществ
и товаров и т. д.
14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ
Под нормированием в области
природопользования и охраны окружающей
среды понимается установление уполномоченными
государственными органами экологических
нормативов в соответствии с требованиями
законодательства.
Экологическое нормирование
и стандартизация могут изучаться и анализироваться
в разных качествах: как правовые меры
охраны окружающей среды, как правовой
институт и как функции государственного
управления в области охраны окружающей
среды и рационального использования
природных ресурсов.
В природоохранной практике
России, как и во всем мире, нормирование
и стандартизация с давних пор используются
в качестве одной из основных мер или инструментов
охраны окружающей среды. Будучи урегулированной
в природоохранном законодательстве,
такая мера становится правовой. Это означает,
с одной стороны, что экологическое нормирование
и стандартизация должны в обязательном
порядке осуществляться уполномоченными
государственными структурами. С другой
стороны, правовой характер данной меры
проявляется в том, что установленные
экологические нормативы и стандарты
должны соблюдаться всеми природопользователями.
Совокупность правовых норм,
регулирующих отношения по разработке,
принятию и обеспечению соблюдения экологических
нормативов и стандартов, образует институт
экологического права.
Наконец, разработка и принятие
экологических нормативов и стандартов
представляет собой одно из направлений
природоохранной деятельности уполномоченных
государственных органов. Другими словами,
нормирование и стандартизация являются
одной из функций государственного управления
охраной окружающей среды и природопользованием.
15. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ КАДАСТРЫ
Кадастры – это систематизированная
система сведений о количественном и качественном
состоянии природных ресурсов, их экономической,
экологической оценке и социальном значении,
а также о составе и категориях пользователей.
Кадастры служат основой планирования
и информационного обеспечения использования
и охраны окружающей среды, в целом управления
ими.
Порядок ведения кадастров устанавливается
в основном или федеральным законом, или
постановлениями Правительства.
На сегодняшний день в РФ существуют
следующие виды кадастров, имеющих статус
государственных и формируемых в зависимости
от объекта учета – природного ресурса:
1) земельный кадастр – это систематизированный
свод получаемых в результате проведения
государственного кадастрового учета
земельных участков документированных
сведений о местоположении, целевом назначении
и правовом положении земель РФ и сведений
о территориальных зонах и наличии расположенных
на земельных участках и прочно связанных
с ними объектах. Документы земельного
кадастра делятся:
– на основные – Единый государственный
реестр земель, кадастровые дела и дежурные
кадастровые карты;
– вспомогательные – книги учета
документов, выданных сведений, каталоги
координат пунктов опорной межевой сети;
– производные – документы,
содержащие перечни земель, находящихся
в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных
образований, доклады о состоянии и об
использовании земельных ресурсов, статистические
отчеты, аналитические обзоры и иные справочные
аналитические документы. Для надлежащего
учета земель и ведения кадастра Указом
Президента РФ была создана Федеральная
служба земельного кадастра РФ, в результате
административной реформы 2004 г. преобразованная
в Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости;
2) лесной кадастр – свод сведений
о правовом режиме лесного фонда, количественном
и качественном состоянии лесов РФ, в том
числе о составе древесных пород, возрастном
составе леса, групп и категорий защитности,
экономической оценке и др.;
3) кадастр животного мира – систематизированные
сведения о географическом распространении,
численности, составе, хозяйственном использовании,
мерах охраны, о среде обитания объектов
животного мира;
4) водный кадастр – это систематизированный
свод данных о водных объектах и их водных
ресурсах, их использовании, категориях
пользователей;
5) кадастр месторождений и проявлений
полезных ископаемыхвключает систематизированные
сведения по каждому месторождению о количестве
и качестве основных и совместно залегающих
ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической
оценке;
6) кадастр особо охраняемых
природных территорий – свод данных о
статусе, географическом положении и границах,
режиме особой охраны, природопользователях,
научной, экологической и иной ценности
этих территорий;
7) кадастр отходов включает сведения
об отходах с учетом их опасности, источниках
образования, мерах по использованию,
местах размещения и т. п.;
8) территориальные кадастры
природных ресурсов и объектасодержат
данные о местоположении, количестве и
качестве природных ресурсов, их социально-экономическую
и экологическую оценку. Они носят комплексный
характер, так как отражают сведения о
всех природных ресурсах на территории
субъекта РФ.
16. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Оценка воздействия на окружающую среду
(ОВОС) – вид деятельности по выявлению,
анализу и учету прямых, косвенных и иных
последствий воздействия на окружающую
среду планируемой хозяйственной и иной
деятельности в целях принятия решения
о возможности или невозможности ее осуществления.
Статья 32. ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Оценка воздействия на окружающую
среду проводится в отношении планируемой
хозяйственной и иной деятельности, которая
может оказать прямое или косвенное воздействие
на окружающую среду, независимо от организационно-правовых
форм собственности субъектов хозяйственной
и иной деятельности.
17. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ЭКСПЕРТИЗ
В последние годы одним из основных
инструментов государственной экологической
политики, управления природопользованием
является экологическая экспертиза. Экологическая
экспертиза, или оценка воздействия на
окружающую среду – это оценка уровня
возможных негативных воздействий планируемой
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду и природные
ресурсы.
Государственная экологическая экспертиза проводится
с целью проверки
соответствия хозяйственной и иной деятельности
экологической безопасности общества,
рационального использования природных
ресурсов, а также предупреждения негативных
последствий хозяйственной деятельности.
Законом РФ "Об экологической
экспертизе" от 23.11.95 (в ред. От 15.04.98)
предусмотрен рядпринципов экологической экспертизы:
презумпция потенциальной экологической
опасности любой намечаемой хозяйственной
и иной деятельности;
обязательность проведения государственной
экологической экспертизы до принятия
решений о реализации объекта экологической
экспертизы;
комплексность оценки воздействия
на окружающую природную среду хозяйственной
и иной деятельности и его последствий;
обязательность учета требований
экологической безопасности при проведении
экологической экспертизы;
достоверность и полнота информации,
представляемой на экологическую экспертизу;
независимость экспертов экологической
экспертизы при осуществлении ими своих
полномочий в области экологической экспертизы;
научная обоснованность , объективность
и законность заключений экологической
экспертизы;
гласность , участие общественных
организаций (объединений), учет общественного
мнения;
ответственность участников экологической
экспертизы и заинтересованных лиц за
организацию, проведение, качество экологической
экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются
государственная экологическая экспертиза
и общественная экологическая экспертиза.
Государственную экологическую экспертизу организовывают
и проводят на федеральном уровне и уровне
субъектов РФ специально уполномоченные
государственные органы в области экологической
экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается
нормативными правовыми актами РФ и субъектов
Федерации.
Инициаторами проведения общественной
экологической экспертизы выступают
граждане и общественные организации
(объединения), органы местного самоуправления
общественными организациями (объединениями),
основное направление деятельности которых,
в соответствии с их уставами, - охрана
окружающей природной среды, в том числе
организация и проведение экологической
экспертизы. Такие органы должны быть
зарегистрированы в установленном законом
порядке.
Президент РФ обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти в области экологической
экспертизы.
Федеральное Собрание РФ обеспечивает
соответствие законодательных актов Российской
Федерации законодательству Российской
Федерации об экологической экспертизе.
Правительство РФ в области экологической
экспертизы:
• утверждает порядок проведения
государственной экологической экспертизы;
• контролирует исполнение
российского законодательства об экологической
экспертизе федеральными органами государственной
власти;
• осуществляет меры по обеспечению
соблюдения законов, а также по обеспечению
прав граждан и юридических лиц в области
экологической экспертизы;
• ежегодно отчитывается о
своей деятельности в области экологической
экспертизы перед Президентом РФ.
18. ЭКОЛОГО-ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОЦЕСС
состоит из пяти основных этапов:
непосредственно назначения экспертизы,
сбора, классификации, обобщения, анализа
и оценки информации, формирования предварительного
экспертного заключения, с которым должна
быть ознакомлена общественность, представления
и утверждения результатов экспертизы
руководителем соответствующего органа,
разрешения возникших в процессе проведения
экспертизы и касающихся ее результатов
споров.
Действующее законодательство
предусматривает:
- ответственность экспертов за неправильные
выводы либо заключения, которые были
вынесены в результате небрежного, неполного
и некачественного анализа доказательств;
- ответственность проэкспертированных
организаций, предприятий, учреждений
и отдельных граждан, которые в обязательном
порядке должны выполнять все условия
заключения экологической экспертизы;
- ответственность третьих лиц, принуждавших
либо предпринимавших попытки принуждения
к внесению изменений в экспертные выводы
(в данном случае в роли субъекта ответственности
выступают виновные в совершении деяний
такого рода должностные лица).