Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на самые распространенные вопросы к экзамену по дисциплине "Экологическое право".

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ 1-64.docx

— 245.55 Кб (Скачать файл)

 

45. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Правовая охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:

- предотвратить деградацию  и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;

- обеспечить улучшение  и восстановление земель, подвергшихся  деградации или нарушению;

- создать механизм учета  и проверки экологического состояния  земель (ст. 100 Земельного кодекса  РСФСР).

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др.

 

46. НЕДРА КАК ОБЪЕКТ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ, регулирующий отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:

– геологическое изучение недр;

– добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);

– строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;

– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.

Данный список не является исчерпывающим.

Правовой защите подлежат собственно недра, полезные ископаемые, минеральные ресурсы континентального шельфа, площади залегания полезных ископаемых, порядок деятельности, экологическая безопасность и др.

 

47. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ  И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА НЕДРА

Основанием получения права пользования недрами является со¬ответствующее решение органов государственной власти соответствующего уровня в зависимости от целей использования. Например, право пользования недрами может быть получено:  
- на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом испол¬нительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию; 
- на основе решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ; 
Правоудостоверяющим доку¬ментом на право пользования недрами является лицензия. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в те¬чение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорен¬ных условий. 
Лицензии на право пользования участками недр могут предоставляться для осуществления как отдельного вида пользования участками недр, так и нескольких видов пользования участками недр (совмещенные лицензии).

Основаниями для прекращения права пользования недрами являются: 
- истечение установленного срока пользования; 
- отказ владельца лицензии от права пользования недрами; 
- возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 
- переоформление лицензии с нарушением условий, установленных законом (пунктом 2 части 1 статьи 17-1).

Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть до¬срочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 
- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работаю¬щих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами; 
- нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 
- систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими; 
- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные дей¬ствия и др.): 
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не при¬ступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 
- ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 
- по инициативе владельца лицензии.

 

48. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР

Статья 117. Виды использования недр. Недропользователи могут осуществлять следующие виды использования недр:

- геологическое изучение, включая поиски и оценку месторождений  полезных ископаемых, геологическую  разведку месторождений полезных  ископаемых и другие геологические  исследования; 
- добычу полезных ископаемых; 
- добычу подземных вод и природных лечебных ресурсов; 
- строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 
- эксплуатацию подземных пространств, включая естественные и искусственные полости недр; 
- эксплуатацию геоэнергетических и других видов георесурсов; 
- образование особо охраняемых природных объектов, имеющих научное, экологическое, культурное, информационное и иное назначение; 
- сбор минералогических, палеонтологических и иных коллекций. 
Недра могут использоваться как с изъятием, так и без изъятия содержащихся в них ресурсов.

 

50. ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕДР

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом систему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетворения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природной среды. 
Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их охраны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минерального сырья. 
Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»): 
- соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр и недопущение самовольного пользования; 
- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр; 
- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 
- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов; 
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений; 
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод); 
- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод. 
Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. 

 

51. ВОДЫ КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  И ОХРАНЫ

Вода относится к одним из важнейших природных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность человека, существование и развитие природы.

Вопросы водоохраны регулируются многочисленными законодательными и иными нормативными актами РФ, ее субъектов, региональными актами. Правовой основой регулирования водных отношений является Водный кодекс РФ (ВК РФ).

В соответствии с законодательством объектами водных отношенийявляются:

1) поверхностные воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах, под которыми понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, т. е.:

– поверхностные водотоки и водохранилища на них (реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов);

– поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды);

– земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно, берега водного ресурса);

– ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности, снежники – естественное неподвижное скопление снега и льда, сохраняющееся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части;

2) подземные воды, находящиеся в подземных водных объектах, под которыми понимается сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и их естественные выходы);

3) территориальное море РФ – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;

4) внутренние морские воды – морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;

5) водные объекты особого пользования;

6) водные объекты общего пользования.

Объектами охраны являются также прилегающие к водным объектам территории и сооружения, возведенные в связи с использованием водных ресурсов: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, гидротехнические сооружения.

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.

 

 

52. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ  НА ВОД ОБ

Основаниями возникновения права водопользования являются юридические факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся: 
- лицензии на водопользование; 
- договоры пользования водными объектами; 
- решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта в особое пользование (ст. 91 ВК РФ). 
Согласно водному законодательству водные объекты предоставляются в пользование на основании специальных разрешений компетентных государственных органов - лицензий на водопользование. Все видыспециального водопользования осуществляются только при наличии лицензии. 
Лицензия на водопользование представляет собой акт государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который содержит (в зависимости от способов и целей использования водных объектов): сведения о водном объекте, о водопользователе, водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопотребления, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды и др. (ст. 48, 49 ВК РФ). 
Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ, осуществляется на основании распорядительной лицензии. 
Лицензирование водопользования, то есть оформление, выдача и регистрация лицензий, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. 
Порядок выдачи и оформления лицензий установлен Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступает в силу только после ее регистрации (п. 42 Правил). 
Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществлении: 
- общего водопользования; 
- использования водных объектов для плавания на маломерных судах; 
- разовых посадок (взлетов) воздушных судов; 
- водопользования для пожарных нужд; 
- забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных владельцами земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если он не используется для централизованного водоснабжения; 
- пользования обособленными водными объектами (п. 5 Правил). 
В то же время новый Водный кодекс РФ предусматривает обязательное заключение договоров пользования водными объектами. 
Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. 
Договор пользования водным объектом должен заключаться на основании и в соответствии с лицензией. В случае противоречия договора условиям лицензии на водопользование указанный договор признается недействительным. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным. 
Договоры пользования водными объектами могут заключаться в следующих видах: 
- договор краткосрочного пользования водным объектом; 
- договор долгосрочного пользования водным объектом; 
- договор установления частного водного сервитута. 
Последний вид договора заключается между водопользователем и лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, то есть устанавливается частный водный сервитут. 
К договорам пользования водными объектами применяются нормы гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено водным кодексом. 
Права пользования водными объектами возникают с момента регистрации соответствующего договора государственным органом управления водным фондом в государственном реестре договоров. Отказ в регистрации допускается только при несоответствии договора условиям лицензии или водному законодательству (ст. 46, 59 ВК РФ). 
Право особого водопользования приобретается на основании решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ о предоставлении водных объектов в особое пользование, выданной на его основе лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. 
Права на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством для приобретения недвижимости (земельного участка), частью которого является водоем (путем заключения сделок, договоров, наследования и др.). 
Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование. 
Непосредственное предоставление водных объектов в пользование осуществляется путем выделения участков акватории, мест забора и сброса воды и другими способами (ст. 91 ВК РФ). 
Водный кодекс допускает приобретение права водопользования не только в порядке предоставления водных объектов, но и посредством перехода прав пользования водным объектом (ст. 22, 46, 52 ВК РФ). 
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования при переходе прав не меняются (ст. 47 ВК РФ). Переход прав пользования водными объектами, как указывалось выше, происходит на основании распорядительной лицензии. 
Использование отдельных водных объектов или их частей может бытьограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц. 
Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.

Основания прекращения права водопользования

Основаниями прекращения права водопользования являются следующие юридические факты: 
- отказ водопользователя от пользования водным объектом; 
- смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя-юридического лица; 
- прекращение особого пользования водными объектами; 
- естественное или искусственное исчезновение водных объектов; 
- истечение срока пользования водным объектом; 
- переход прав пользования водными объектами в установленном порядке. 
Принудительное прекращение прав пользования водными объектами возможно в случаях: 
- неиспользования водного объекта в течение трех лет; 
- неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; 
- использования водных объектов не по целевому назначению; 
- возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; 
- несоблюдения условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; 
- запрещения использования водных объектов. 
Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование. В случае принудительного прекращения права водопользования лицензия аннулируется после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранения их в установленный срок. 
Аннулирование лицензии является основанием для расторжения договора пользования водным объектом. 
Возможен и обратный порядок прекращения права водопользования, когда расторжение договора пользования водным объектом становится основанием для аннулирования лицензии на водопользование (ст. 61 ВК РФ).

 

53. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ  ОБЪЕКТОВ

Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ - Глава 5. Водопользование

1. Исходя из условий предоставления  водных объектов в пользование  водопользование подразделяется на: 
1) совместное водопользование; 
2) обособленное водопользование. 
2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства. 
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ) 
3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: 
1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; 
2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; 
3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"