В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального
закона «Об экологической экспертизе»
заключение, подготовленное экспертной
комиссией государственной экологической
экспертизы, после его утверждения специально
уполномоченным государственным органом
в области экологической экспертизы приобретает
статус заключения государственной экологической
экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного
экспертной комиссией государственной
экологической экспертизы, является актом,
подтверждающим соответствие порядка
проведения государственной экологической
экспертизы требованиям Федерального
закона «Об экологической экспертизе»
и иных нормативных правовых актов РФ,
а также требованиям законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ.
Наиболее значимой характеристикой
государственной экологической экспертизы
с учетом ее места в механизме принятия
решения является обязательность ее заключений
– фактор, определяющий высокую потенциальную
эффективность государственной экологической
экспертизы как главного средства обеспечения
учета экологических требований на стадии
принятия решения.
Юридическая сила экспертного
заключения выражена в Законе словами:
«Положительное заключение государственной
экологической экспертизы является одним
из обязательных условий финансирования
и реализации объекта государственной
экологической экспертизы» (п. 5 ст. 18).
Связывание финансирования
(кредитования) работ по экспортируемым
объектам с положительным заключением
экологической экспертизы – решение рациональное,
но на практике не вполне обеспеченное
законодательно. Для того чтобы оно было
эффективным на практике, необходимо в
Федеральном законе от 3 февраля 1996 г. «О
внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР «О банках и банковской деятельности
в РСФСР» предусмотреть, что в качестве
одного из условий финансирования или
предоставления кредита по объектам, по
которым проводится государственная экологическая
экспертиза, является положительное экспертное
заключение. Если это будет закреплено
в Законе, банк при соответствующем обращении
к нему за кредитом обязан будет требовать
заключение экспертизы, а точнее не вправе
будет дать кредит без положительного
экспертного заключения. В этом же Законе
или в Законе «Об экологической экспертизе»
было бы полезным предусмотреть, что нарушение
данного правила является основанием
для лишения банка или кредитной организации
лицензии на определенный срок.
С учетом роли экспертного заключения
в процедуре принятия решения чрезвычайно
важна возможность обоснования в судебном
порядке заключения государственной экологической
экспертизы. При этом суд или арбитражный
суд вправе принять решение о проведении
по данному объекту дополнительной или
повторной экспертизы.
20. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
Эксперт экологической экспертизы
несет ответственность за следующие действия:
Проведение экологической экспертизы
в разрез с ее целью, задачами, принципами
и приоритетами
Нарушение установленного
порядка проведения экологической
экспертизы
Фальсификация сведений
и данных о последствиях экологической
экспертизы
Нарушение порядка
публикации последствий экологической
экспертизы
Нарушение требований
законодательства при осуществлении
экологической экспертизы
Осуществление экологической
экспертизы неправоспособными лицами
и экспертными формированиями
Невыполнение экспертных
функций или оговоренных договором
обязательств по поводу проведения
экологической экспертизы
21. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Граждане, виновные в невыполнении
требований, содержащихся в заключениях
экологической экспертизы, могут быть
привлечены к административной ответственности
в виде штрафа от однократного до десятикратного
размера минимальной заработной платы.
22. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ
ОБЪЕКТЫ
Формы собственности и их виды
на природные объекты
Право собственности в объективном
смысле представляет собой совокупность
правовых норм, регулирующий отношения
собственности в конкретном обществе,
которые устанавливают:
во-первых, саму возможность
(или невозможность) принадлежности материальных
благ определенным лицам (их коллективам),
тем самым закрепляя юридически фактическое
состояние присвоенности этих благ;
во-вторых, характер и границы
поведения владельцев имущества, охраняемые
законом, то есть их правомочия, характеризующие
конкретные возможности «хозяйственного
господства» над имуществом;
в-третьих, правовые способы
защиты от посягательств других лиц на
охраняемое состояние присвоенности материальных
благ и предоставляемые им возможности
хозяйственного господства над имуществом.
23. Содержание И МЕХАНИЗМ права собственности
на природные объекты
Ключевыми составляющими права
собственности на землю и иные природные
объекты являются: пользования и право
распоряжения.
Право владения природными объектами означает
нахождение объекта природы во власти
какого-либо субъекта, обладание и удержание
этого объекта, фактическое господство
над ним.
Различают полное и частичное
владение землей и природными объектами.
Полное владение имеет место во всех
случаях, когда природный объект размещается
на территории республики и иного автономного
образования.
Если природный объект находится
на территории двух или нескольких субъектов
РФ, то порядок владения определяется
согласно достигнутому соглашению, а при необходимости
- с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными
объектами является абсолютным, а значит, распространяется
на все земельные участки и природные
объекты, которые находятся на территории
соответствующего субъекта федерации
- собственника данного земельного массива.
Владея землей и другими природными
объектами, государство вправе ограничить
или запретить доступ на тот или иной природный
объект. Государство вправе также наложить
запрет на осуществление определенных
видов хозяйственной деятельности. Право
владения землей и природными объектами
представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими
объектами.
Иными словами, эксплуатация
того или иного природного йъекта возможна
только на основании статуса владения
им.
Право пользования землей и природными
объектами - еще одно состоятельное
правомочие собственника. Оно предусматривает
хозяйственную и иную эксплуатацию этих
объектов, излечение из них полезных свойств,
использование в иных целях ради удовлетворения
потребностей общества. Органы местного
самоуправления реализуют право собственности
следующими способами: 1) через государственные
предприятия, учреждения, организации;
2) предоставляют природные объекты в пользование
гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами
характеризуется тремя основными факторами:
установлением для пользователей
объектами природы определенных правил
их эксплуатации;
государственный контроль за
соблюдением установленных правил; уплата
налогов, рентных платежей пользователями
природных объектов исходя из доходов,
полученных в процессе эксплуатации природных
объектов.
Право распоряжения собственника землей
и природными объектами - третье самостоятельное
правомочие, предусматривающее установление
юридического статуса природного объекта.Юридический
статус объекта, назначаемый государством
как собственником, предполагает:
определение категории объекта
исходя из его основного целевого назначения;
указание цели использования
объекта природы при передаче его в собственность,
во владение, пользование или аренду определенному
лицу (гражданину, организации).
Все природные объекты могут быть
дифференцированы по категориям:
земли подразделены на семь
категорий;
полезные ископаемые - на две
категории (общераспространенные и не
относящиеся к таковым);
водные объекты различаются
в зависимости от пригодности для питьевых
и бытовых нужд населения, для лечебных,
различных народно-хозяйственных целей
и т.п.
Дифференциация природных
объектов по категориям представляет
собой первую
стадию в процессе распоряжения ими.
На второй
стадии происходит распределение и перераспределение объектов между
собственниками, владельцами, пользователями
и арендаторами:
• предоставление в собственность,
аренду и пользование;
• изъятие природных объектов;
• обмен природными объектами
между собственниками, пользователями
и арендаторами и т.п.
25. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ЕГО
ВИДЫ
Право природопользования в
объективном смысле как институт экологического
права представляет собой совокупность
правовых норм, устанавливающих общий
порядок, условия, принципы природопользования,
а также основные права и обязанности
природопользователей.
В субъективном смысле – это
право означает конкретные права и обязанности,
которые имеют субъекты права природопользования.
Важнейшими принципами права
природопользования являются: наиболее
рациональное и эффективное природопользование;
устойчивость права природопользования;
платность природопользования; целевой
характер природопользования; лицензирование
права природопользования; нормирование
права природопользования и другие принципы.
Каждому природному ресурсу
соответствует самостоятельный вид природопользования.
Исходя из этого положения можно говорить
о таких видах, как землепользование, недропользование,
лесопользование и т.п.
По способам предоставления
природного ресурса в пользование природопользование
подразделяется на: общее природопользование,
не требующее специального разрешения;
специальное, осуществляемое только на
основании разрешительного документа.
По срокам пользования природопользование
классифицируется на: постоянное (бессрочное)
и временное (срочное). Срочное пользование
бывает двух видов: долгосрочное пользование
– до 50 лет (лесопользование – до 49 лет);
краткосрочное пользование – до двух-трех
лет.
26. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Субъекты права природопользования
имеют право:
- использовать природный
объект в установленных пределах;
- выбирать способы своей
хозяйственной и иной деятельности;
- требовать возмещения
убытков и получения компенсаций
в связи с изъятием природного
объекта для государственных
или муниципальных нужд;
- защищать свое право
природопользования от нарушения.
Экологические обязанности
классифицируются Законом "Об охране
окружающей природной среды" по стадиям
и по видам хозяйственной деятельности.
А. По стадиям. Выделяются следующие
узловые моменты хозяйственной деятельности:
размещение, проектирование, строительство,
реконструкция. Ввод в эксплуатацию предприятий,
сооружений и других объектов.
Б. По видам хозяйственной деятельности:
в сельском хозяйстве, при мелиоративных
работах, при эксплуатации энергетических
объектов, в городах и иных населенных
пунктах, при использовании радиоактивных
материалов, химических веществ, при исполнении
обязанностей по охране среды от вредного
биологического воздействия, от шума,
вибрации, магнитных полей и иных вредных
физических воздействий, от производственных
и бытовых отходов.
Должностные лица государственного
экологического контроля, в частности,
имеют право принимать решения об ограничении,
приостановлении, прекращении работы
предприятий, сооружений, иных объектов
и любой деятельности, причиняющей вред
среде и несущей потенциальную опасность
для здоровья человека.
Этим правам соответствуют
обязанности всех организаций и должностных
лиц исполнять данные решения, а банковские
учреждения обязаны прекращать финансирование
запрещенной деятельности до отмены решения
о ее запрете.
Овладение минимумом экологических
знаний, необходимых для формирования
экологической культуры, во всех дошкольных,
средних и высших учебных заведениях независимо
от их профиля обеспечивается обязательным
преподаванием основ экологических знаний.
Руководители любого ранга,
иные должностные лица и специалисты,
граждане, связанные с деятельностью,
оказывающей вредное влияние на окружающую
среду и здоровье человека, обязаны иметь
необходимую экологическую подготовку,
которая учитывается при назначении на
должность, аттестации и переаттестации
работников. Лица, не имеющие необходимой
подготовки, согласно ст. 75 Закона "Об
охране окружающей природной среды"
не допускаются к выполнению работы, требующей
соответствующих экологических знаний.
27. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРЖСРЕДЫ
Под экономическим механизмом природоохраны
понимается совокупность предусмотренных
законодательством экономических мер
обеспечения охраны окружающей среды
и рационального природопользования.
Основы правового регулирования
экономического механизма охраны окружающей
среды установлены разд. III Закона «Об
охране окружающей природной среды». Его
основными элементами в соответствии
с Законом являются:
а) планирование и финансирование
природоохранных мероприятий;
б) установление лимитов использования
природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду и размещения отходов;
в) установление нормативов
платы и размеров платежей за использование
природных ресурсов, выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, размещение отходов и другие виды
вредного воздействия;
г) предоставление предприятиям,
учреждениям и организациям, а также гражданам
налоговых, кредитных и иных льгот при
внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных видов энергии,
осуществлении других эффективных мер
по охране окружающей природной среды;