Правонарушения в сфере
природопользования посягают на различные
общественные отношения. Их можно сгруппировать
следующим образом:
1. Правонарушения, посягающие на отношения
собственности на природные ресурсы и
информацию о природных ресурсах:
1) самовольное пользование природными
ресурсами;
2) непредставление, искажение, сокрытие
и иные нарушения права собственности
на информацию о природных ресурсах либо
нарушение её конфиденциальности;
3) уничтожение, повреждение природных
ресурсов, а также необеспечение сохранности
мест их нахождения;
4) самовольная застройка площадей залегания
полезных ископаемых.
2. Правонарушения, посягающие на установленный
порядок предоставления права пользования
природными ресурсами:
1) нарушение должностными лицами порядка
предоставления лицензий, решений, заключения
договоров на ресурсопользование и изменение
их условий;
2) предоставление лицензий, решений, заключение
договоров на ресурсопользование по основаниям,
не предусмотренным природоресурсным
законодательством;
3) нарушение требований антимонопольного
законодательства при предоставлении
права ресурсопользования.
3. Правонарушения в сфере установленного
порядка природопользования:
1) использование природных ресурсов с
нарушением условий, установленных лицензией,
разрешением, договором на ресурсопользование;
2) выборочная добыча природных ресурсов,
приводящая к необоснованным потерям
их запасов и другие нарушения правил
рационального ресурсопользования;
3) нарушение технологических регламентов,
стандартов (норм, правил) по безопасному
ведению работ, связанных с использованием
природных ресурсов;
4) уничтожение или повреждение систем
разметки природных ресурсов;
5) нарушение порядка внесения платы при
пользовании природными ресурсами;
6) необеспечение сохранности зданий, сооружений,
а также особо охраняемых территорий и
объектов окружающей среды при ресурсопользовании.
Объективная сторона природоресурсного
правонарушения включает в себя противоправное
использование природных ресурсов, наступивший
вредоносный результат и причинную связь
между противоправным природопользованием
и результатом. Ответственность за природоресурсные
правонарушения в ряде случаев может наступать
в отсутствие общественно опасных последствий.
Так, незаконная охота (ст. 258 Уголовного
кодекса РФ) является оконченным преступлением
с момента начала охоты, независимо от
того, удалось ли охотнику незаконно добыть
дичь или зверя. В других составах наступление
общественно опасных последствий является
обязательным, например незаконная порубка
деревьев и кустарников (ст. 260 Уголовного
кодекса РФ).
Субъект природоресурсного правонарушения
- дееспособное лицо, совершившее правонарушение
в сфере природопользования. Субъектов
ответственности по природоресурсному
законодательству можно дифференцировать
по видам юридической ответственности.
По уголовному и административному законодательству
субъектами преступлений и административных
правонарушений могут являться дееспособные
граждане и должностные лица в возрасте
старше 16 лет. Ответственность по трудовому
праву (дисциплинарная и материальная)
может наступать с появлением трудовой
правосубъектности, то есть с 15 лет. Гражданская
дееспособность в полном объёме возникает
у гражданина с 18 лет либо с 16 лет в случае
его эмансипации или заключения брака
до достижения возраста 18 лет.
36. МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА
ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
ЖЖЗПМН
ТЬИ Правонарушения в сфере природопользования
посягают на различные общественные отношения.
Их можно сгруппировать следующим образом:
1. Правонарушения, посягающие на отношения
собственности на природные ресурсы и
информацию о природных ресурсах:
1) самовольное пользование природными
ресурсами;
2) непредставление, искажение, сокрытие
и иные нарушения права собственности
на информацию о природных ресурсах либо
нарушение её конфиденциальности;
3) уничтожение, повреждение природных
ресурсов, а также необеспечение сохранности
мест их нахождения;
4) самовольная застройка площадей залегания
полезных ископаемых.
2. Правонарушения, посягающие на установленный
порядок предоставления права пользования
природными ресурсами:
1) нарушение должностными лицами порядка
предоставления лицензий, решений, заключения
договоров на ресурсопользование и изменение
их условий;
2) предоставление лицензий, решений, заключение
договоров на ресурсопользование по основаниям,
не предусмотренным природоресурсным
законодательством;
3) нарушение требований антимонопольного
законодательства при предоставлении
права ресурсопользования.
3. Правонарушения в сфере установленного
порядка природопользования:
1) использование природных ресурсов с
нарушением условий, установленных лицензией,
разрешением, договором на ресурсопользование;
2) выборочная добыча природных ресурсов,
приводящая к необоснованным потерям
их запасов и другие нарушения правил
рационального ресурсопользования;
3) нарушение технологических регламентов,
стандартов (норм, правил) по безопасному
ведению работ, связанных с использованием
природных ресурсов;
4) уничтожение или повреждение систем
разметки природных ресурсов;
5) нарушение порядка внесения платы при
пользовании природными ресурсами;
6) необеспечение сохранности зданий, сооружений,
а также особо охраняемых территорий и
объектов окружающей среды при ресурсопользовании.
Объективная сторона природоресурсного
правонарушения включает в себя противоправное
использование природных ресурсов, наступивший
вредоносный результат и причинную связь
между противоправным природопользованием
и результатом. Ответственность за природоресурсные
правонарушения в ряде случаев может наступать
в отсутствие общественно опасных последствий.
Так, незаконная охота (ст. 258 Уголовного
кодекса РФ) является оконченным преступлением
с момента начала охоты, независимо от
того, удалось ли охотнику незаконно добыть
дичь или зверя. В других составах наступление
общественно опасных последствий является
обязательным, например незаконная порубка
деревьев и кустарников (ст. 260 Уголовного
кодекса РФ).
Субъект природоресурсного правонарушения
- дееспособное лицо, совершившее правонарушение
в сфере природопользования. Субъектов
ответственности по природоресурсному
законодательству можно дифференцировать
по видам юридической ответственности.
По уголовному и административному законодательству
субъектами преступлений и административных
правонарушений могут являться дееспособные
граждане и должностные лица в возрасте
старше 16 лет. Ответственность по трудовому
праву (дисциплинарная и материальная)
может наступать с появлением трудовой
правосубъектности, то есть с 15 лет. Гражданская
дееспособность в полном объёме возникает
у гражданина с 18 лет либо с 16 лет в случае
его эмансипации или заключения брака
до достижения возраста 18 лет.
40. ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Причинами, способствующими совершению
экологических преступлений, являются
разнообразные социальные, экономические,
политические, идеологические, психологические,
организационно-управленческие, воспитательные,
личностные и иные факторы, которые собственно
и порождают экологические преступления.
Так, основным социальным фактором на
протяжении проводимых в последние более
чем десять лет реформ в стране является
резкое снижение жизненного уровня населения,
что порождает стремление многих аутсайдеров
поддерживать свою жизнеспособность путем
несанкционированного посягательства
на природные ресурсы (браконьерство,
незаконная порубка деревьев) с целью
последующей их реализации или обращения
в собственное пользование.
Вместе с тем те же браконьерство (в отношении
водных биологических ресурсов) и незаконная
порубка деревьев превратились в доходный
источник бизнеса, породив создание целых
преступных сообществ, поставивших в полном
смысле слова на промышленную основу противоправную
добычу и реализацию названных природных
богатств. Экономическую основу существования
такого незаконного бизнеса составляет
устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый
достаточно низкой ценой предложения
по сравнению с легальным сектором экономики.
К политическим факторам можно отнести
отсутствие четко выраженной позиции
высшего руководства страны в отношении
проблемы экологической преступности.
41. ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ЗЕМЛ
Целевое назначение земель
– это установленный правом порядок, условия,
предел эксплуатации земель
для конкретных целей
в соответствии с категориями
земель. Режим их использования
определяется совокупностью правил
эксплуатации, включения в гражданский
оборот, охраны, учета и мониторинга.
Земля как объект правовой охраны.
Состав земель РФ.
В соответствии с Земельным кодексом объектами
земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный
ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Понятие «земель» в Кодексе не раскрывается.
Содержится лишь указание на то, что «земли»
понимаются как природный ресурс и природный
объект.
Земля как природный ресурс и природный
объект в соответствии со ст. 4 Закона РФ
«Об охране окружающей среды» является
объектом охраны от загрязнения, истощения,
деградации, порчи, уничтожения и иного
негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности. Отношения по поводу
охраны земель имеют публично-правовой
характер, поскольку направлены на защиту
публичных интересов в области природопользования.
Руководствуясь принципом приоритета
охраны земель как важнейшего компонента
окружающей среды и средства производства,
следует признать приоритет публично-правовых
начал в регулировании земельных отношений.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей
среды» почвы признаются самостоятельным
объектом правовой охраны.
Земля как природный объект характеризуется
однородностью. В понятие земель не включаются
леса, водные объекты, недра и другие природные
объекты, тесно взаимосвязанные с землей.
Земля как природный объект представляет
собой территорию, предназначенную для
использования в соответствии с установленными
целями. Поэтому землю нельзя отделить
от недр, лесов, водных объектов и атмосферного
воздуха по каким-либо геометрическим
параметрам.
Земля — это территория, в пределах которой
могут быть расположены иные природные
объекты, которые не становятся составной
частью земель, несмотря на тесную их взаимосвязь.
Состав земель в Российской
Федерации
Земли в Российской Федерации по целевому
назначению подразделяются на следующие
категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земли для обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и
объектов;
5) земли лесного фонда;земли водного фонда;земли
запаса.
Земли используются в соответствии с установленным
для них целевым назначением. Правовой
режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии
с зонированием территорий.
42. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ
Земельные отношения могут
возникать, изменяться или прекращаться
по различным основаниям, в основе которых
лежат юридические факты, под которым
понимаются социальные обстоятельства
в форме событий или действий, вызывающие
на основании норм права наступление определенных
правовых последствий. К событиям относятся
явления природы, возникновение и развитие
которых не зависит от воли человека. Действия
подразделяются по своей природе на правомерные
и неправомерные.
Согласно статье 25 Земельного
кодекса РФ основаниями возникновения
прав на землю выступают юридические факты,
установленные гражданским законодательством.
Их перечень указан в статье 8 ГК. Данная
статья предусматривает 9 оснований возникновения
гражданских прав и обязанностей (договоры
и иные сделки, акты государственных органов
и органов местного самоуправления, судебные
решения, вследствие причинения вреда
другому лицу, в результате событий и др.).
Среди перечисленных в ст.8 ГК оснований
в отношении земельных участков наиболее
распространенным основанием следует
признать – акты государственных органов
и органов местного самоуправления. Именно
на основании решений (актов) предоставляются
земельные участки субъекту, с которым
закон и связывает возникновение земельных
отношений. Вторыми по значимости выступают
гражданско-правовые сделки. Преимущественно
на основании совершения различных сделок
с землей происходит возникновение права
собственности или аренды на земельный
участок. Ограниченные вещные права могут
возникнуть на основании правопреемства.
Например, переход права пожизненного
наследуемого владения происходит к наследнику
в порядке универсального правопреемства.
Возникновение права на земельные
участки возможно из судебного решения,
которым устанавливается соответствующее
право на землю, например в соответствии
со статьей 274 ГК суд может установить
сервитут. На основании судебного решения
производится государственная регистрация
прав на землю (ст.59 ЗК).
Основания возникновения прав
на земельные участки могут быть установлены
Федеральным законом (ст.25 ЗК). К ним относится
сам ЗК и ряд других специальных законов,
среди которых можно назвать ФЗ от 16 июля
1998г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)»,
согласно которому по договору может быть
заложено недвижимое имущество в виде
земельного участка.
43. ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Видов разрешённого использования
земельных участков очень много. Земли,
находящиеся в частной собственности,
в большинстве случаев используются под:
-сельскохозяйственное производство,
-личное подсобное хозяйство
(полевой или приусадебный участок),
-садоводство или огородничество,
-дачное строительство,
-крестьянско-фермерское
хозяйство,
-индивидуальное жилищное
строительство.
44. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ
И ОБЯЗАННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ ПРАВ
НА ЗЕМЛЮ
Взаимосвязанные между собой
права и обязанности субъектов земельных
правоотношений составляют суть содержания
любого правоотношения. Под правами субъекта
земельного правоотношения понимается
мера возможного (должного) поведения
данного лица, если он обладает правом
на такое поведение. Так, собственник земельного
участка обладает всей полнотой прав,
закрепленных в ЗК, а арендатор – за исключением
прав, предусмотренных этим законом. Права
субъектов земельных правоотношений можно
классифицировать на две основные группы:
1. Права на определенное поведение, которое
выражается в действии или бездействии.
Например, собственник земельного участка
вправе самостоятельно хозяйствовать
на земле, вправе не предоставлять другим
лицам сведений, составляющих коммерческую
тайну, о порядке такого хозяйствования.
В первом случае реализуется право на
действие, во втором — право на бездействие.
Право на действия субъектов земельных
правоотношений можно подразделить на:
а) виды действий. Так, ЗК устанавливает
такие виды действий с землей, которые
собственник вправе совершать (возводить
здания, строения и сооружения; проводить
мелиоративные работы; отчуждать, дарить
и продавать земельные участки и т. п.);
б) способы, которыми можно реализовать
эти действия. Например, эта же статья
оговаривает, что возведение строений
должно осуществляться с соблюдением
требований ЗК РФ, предусматривающего
соблюдение при строительстве градостроительных,
санитарных, пожарных, природоохранительных
и иных норм и правил, осуществление предварительного
согласования строительства с землеустроительными,
архитектурно-градостроительными и другими
органами. Право на бездействие субъектов
земельных правоотношений можно подразделить
на: а) полное бездействие. Так, договор
о финансировании проекгно-изыскательских
работ в целях строительства объекта банком
может полностью не выполняться, если
не совершена регистрация прав на земельный
участок в регистрационной (поземельной)
книге; б) частичное бездействие. Например,
решение местной администрации о предоставлении
либо отказе в предоставлении прав на
земельный участок может выдаваться в
течение семи дней со дня его принятия,
т.е. бездействие администрации в выдаче
этого решения не может превышать указанного
срока, который дается на случай невозможности
немедленной подготовки документов. 2.
Права на требования от обязанных лиц
определенного поведения, которые осуществляются:
а) в судебном порядке. Так, в случае принятия
соответствующим органом решения об отказе
гражданину в получении права на земельный
участок, оно может бытьобжаловано гражданином
в суд, решение которого приостанавливает
исполнение решения местной администрации;
б) в административном (несудебном) порядке.
Так, земельные споры, т.е. требования определенного
поведения от других лиц, которые уклоняются
от выполнения этого требования, рассматриваются
органами исполнительной власти по заявлению
одной из сторон в месячный срок со дня
поступления заявления. Все виды прав
субъектов земельных правоотношений характерны
тем, что они носят субъективный характер,
полностью зависят от воли субъекта, который
может и не воспользоваться этими правами,
не неся при этом ответственности. Исключение
составляют последствия, возникающие
в результате неиспользования данных
прав.