Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 00:26, шпаргалка
1. Понятие экологического права как отрасли права.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Система экологического права.
Институты экологического права
Следующим элементом в иерархии составляющих системы отрасли права является институт права — совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
В экологическом праве выделяют следующие институты:
•принципы экологического права;
•экологические права и обязанности физических и юридических лиц;
•основы государственного управления охраной окружающей среды;
•экологический контроль;
•экологический мониторинг;
•экологическое нормирование;
•оценка воздействия па окружающую среду и экологическая экспертиза;
•экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а также правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
•охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;
•охрана особо охраняемых природных территорий;
•зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
•основы формирования экологической культуры;
•ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Подотрасли экологического права
Экологическое право подразделяется на две большие составляющие — природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.
Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Основополагающим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды.
Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа. Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.
При этом необходимо помнить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования.
При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранительного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом связано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной степени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматриваться как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.
4. Принципы экологического
права. Методы правового
1Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей.
Общеправовые (конституционными} принципы предусмотрены в Основном законе - Конституции РФ, Они обладают наивысшей юридической силой.
2Исходя из принципа
народовластия российский
3Принцип гуманизма состоит
в том, что отношения в области
охраны окружающей среды, экологического
благополучия строятся с
4Принцип законности предполагает точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
Составляющие этого принципа;
. всеобщность, то есть
распространение нормативных
безусловность, то есть недопустимость отступления от требований нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением предусмотренных законом;
единство, что означает единообразное применение нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений в любом регионе России.
Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокуратура), органов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные суды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).
5Принцип интернационализма
объединяет в себе две
Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды.
Национальная составляющая как элемент принципа интернационализма в экологических правоотношениях отражает внутригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природопользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти положения закреплены в ст. 72 Конституции РФ.
О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной среды. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными нормами.
6. Успех в деле охраны окружающей природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
7Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Должностные лица, виновные в предоставлении неправдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Это требование имеет важнейшее профилактическое значение.
Метод правового регулирования есть не что иное, как способ воздействия на поведение людей, закрепленный в юридических нормах и подкрепляемый принудительной силой государства. Различают публично-правовой и частноправовой методы правового регулирования (иногда их называют административно-правовым и гражданско-правовым). Однако специалисты не усматривают специфики методов правового регулирования охраны окружающей среды.
Принципы общей части:
Приоритет интересов народов
Принцип строго целевого использования природных объектов
Принцип рационального и эффективного использования природных объектов
Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов
Принцип комплексного подхода в экологопользовании
Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов.
Принципы особенной части:
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения
Приоритет вод питьевого и бытового назначения
Приоритет использования недр для разработки ископаемых
Приоритет лесов защитного назначения
Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы
5. Система объектов экологического права. Соотношение и составляющие понятий окружающая и природная среда.
1Объектами охраны окружающей среды называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.
2. Составной частью окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект.
Согласно Закону "Об охране окружающей среды" природный объект ~ это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.
3Как уже отмечалось, охраняемые законом объ-екты земной природы подразделяются на 3 категории:
интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;
дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).
Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды".
4Ресурс - источник потребления. В широком смысле природный ресурс - источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.
В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
В контексте права природные ресурсы подразделяют на:
исчерпаемые (лесные, земельные, водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак - способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется прежде всего на данную категорию ресурсов;
неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);
возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);
невозобновляемые.
Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.
Истощение водных ресурсов вызвано, с одной стороны, загрязнением и засорением водоемов, с другой - обмелением и оскудением больших и малых водоемов, уничтожением водных источников, нерациональным использованием вод.
В последние годы возрастает роль экологического мониторинга. Наблюдения за состоянием поверхностных вод суши, предоставление оперативной информации, в том числе прогнозов относительно уровня загрязнения водоемов и водотоков, может иметь большое значение для предотвращения экологического кризиса.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;