Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.
Введение 5
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7
1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27
2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31
2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40
3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Преимуществами бюджетной системы, организованной на принципе автономности бюджетов, является мобильность, более хозяйственное отношение к деньгам, наличие стимулов у каждого звена бюджетной системы в лице соответствующих финансовых органов к изысканию дополнительных бюджетных доходов, самостоятельность в принятии бюджетных решений, их более прямая ответственность перед населением за результаты своей бюджетной деятельности. Недостаток такого рода систем выступает распыленность (в масштабе страны) бюджетных ресурсов, территориальная неравномерность их размещения (наличие бедных и богатых регионов), многоступенчатость различных видов налогов и других обязательных платежей, например в США помимо федеральных налогов существуют налоги штатов, местные налоги, которые существенно различаются в зависимости от региона страны. При этом каждый уровень бюджетной системы обслуживается собственными финансовыми ведомствами не связанными друг с другом. Это не только приводит к раздуванию государственного аппарата, но и создает неудобства для предпринимателей и граждан, трудности в сбалансировании отдельных бюджетных фондов, где каждый из них должен рассчитывать только на себя.[1]
К сожалению, история пока не выработала той оптимальной бюджетной системы, которая соединила бы в себе преимущества двух названных ее типов, не восприняв в тоже время присущих им недостатков, каждая из них носит принципиально различный характер является порождением своего общественно-политического строя основана на своем виде собственности и внутренне отягощена собственными плюсами и минусами
В период становления
Следует сказать, что принцип единства и принцип самостоятельности - это взаимозаключающие принципы, и если бюджеты являются самостоятельными, то сводного, некоего «государственного бюджета» быть просто не может, поскольку такие категории как «самостоятельный» и «сводный» (единый) бюджет – это персонажи бюджетных систем, построенных на различных принципах. Одной из составных частей финансовой системы государства являются территориальные (региональные) финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, расположенных на данной территории. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику, предоставляя территориальным властям возможность финансировать образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание населения, строительство и содержание дорог, правопорядок, охрану окружающей среды и т.д. С помощью территориальных финансов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Основной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты. Используя финансы, территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на территориях. Отсюда и рост значимости выработки региональных концепций развития, целевых программ, расширения и укрепления финансовой базы территорий, совершенствования методов формирования и использования финансовых ресурсов территории. Другим источником территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования: ресурсы коммунальных предприятий, предприятий, фирм, организаций, направляемые на социально-культурные и жилищные нужды. Третий источник - региональные внебюджетные фонды, образуемые из взносов предприятий и населения, специальных сборов. Они имеют часто целевое назначение. Финансовой базой территориальных органов являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их введение предприятиями и получать от них доходы. Территориальные бюджеты являются главным показателем эффективности региональной экономики, они обеспечивают во многом и уровень потребления населения региона, так как из них финансируется развитие отраслей местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства.
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют территориальные бюджеты в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества, так как через них происходит финансирование общегосударственных расходов на культуру, образование, здравоохранение, охрану окружающей среды. Казахстанская бюджетная система унаследовала в основном черты прежней централизованной системы плановой экономики. Традиции тоталитарного государства особенно заметны в способах формирования доходов разных уровней власти.
Отечественная бюджетная система основывается на общегосударственных и местных налогах.
К
общегосударственным налогам
1)
подоходный налог с
2)
налог на добавленную
3) акцизы;
4) налог на операции с ценными бумагами;
5) специальные платежи и налоги недропользователей.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2)
налог на имущество
3)
налог на транспортные
4)
сбор за регистрацию
5)
сборы за право занятия
6) сбор с аукционных продаж.
Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных подпунктами 4), 5) и 6) пункта 1 настоящей статьи, определяются Правительством Республики Казахстан. Бюджетная система Республики Казахстан представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанная на экономических отношениях и правовых нормах, а также процесс их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля.
В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет, местные бюджеты (включая бюджеты специальных экономических зон) и внебюджетные фонды, в совокупности составляющие консолидированный финансовый баланс государства. Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями соответствующих местных представительных органов. Бюджеты внебюджетных фондов и фондов экономического и социального развития экономических зон на финансовый год утверждаются в соответствии с законодательством об этих фондах.
Бюджетное устройство Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему республики. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов всех уровней через перераспределение доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. [6]
В бюджетной системе важная роль отводится Национальному фонду Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. [4]
Национальный фонд Республики
Казахстан предназначен для
Национальный фонд Республики Казахстан осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. Стабилизационная функция предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан. Часть Национального фонда Республики Казахстан, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта. [4]
На процесс формирования и использования Национального фонда влияют ряд факторов:
Поступления и расходования средств Национального фонда производится в национальной и иностранной валюте. Учёт и отчётность по операциям Национального фонда осуществляется в национальной валюте.
Источниками формирования Национального фонда являются:
Поступления в Национальный фонд Республики Казахстан состоят из:
Прямых налогов от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся:
Национальный фонд призван обеспечить бюджетную и макроэкономическую стабильность, а сбережение большей части нефтяных доходов в Национальном фонде должно способствовать проведению более взвешенной фискальной политики, помочь решению задач по диверсификации экономики, заложенных в Стратегии индустриально-инновационного развития, а также дать возможность будущим поколениям пользоваться благами казахстанских нефтяных ресурсов. К предприятиям нефтяного сектора относятся юридические и физические лица, занимающиеся добычей или реализацией сырой нефти и газового конденсата. Инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан образуются от размещения Национальным фондом Республики Казахстан в зарубежные финансовые институты.
Средства
Национального фонда
Гарантированным трансфертом из Национального фонда Республики Казахстан являются невозвратные поступления в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан определяется в абсолютном фиксированном значении и утверждается законом Республики Казахстан. [4]
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан определяется в абсолютном фиксированном значении и утверждается законом Республики Казахстан. Настоящий Закон определяет объемы трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы в абсолютном выражении на трехлетний период 2008 - 2010 годов с разбивкой по годам. [7] Не перечисленную за отчетный финансовый год сумму гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет