Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.
Введение 5
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7
1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27
2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31
2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40
3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52
Заключение 63
Список использованной литературы 67
С начала его самостоятельного развития в Казахстане, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:
Задолженность, накопленная в форме так называемых «директивных» кредиторов, по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.
Управление государственным долгом включает в себя:
1)
ежегодную оценку состояния и
прогноза на предстоящий
2)
осуществляемое Министерством
3)
регистрацию Министерством
4)
осуществляемый Министерством
5)
подготовку и реализацию
Одним из основных компонентов бюджетной системы являются государственные органы, осуществляющие регулирование бюджетных отношений. К ним в основном относятся:
Анализ функции указанных выше государственных органов показывает, что в настоящее время наблюдается определенное дублирование функций и работ в этих органах.[11] Все недостатки функционирования бюджетной системы обусловлены тем, что на практике бюджетная система рассматривается как совокупность только бюджетов. А где совокупность форм бюджетных отношений и органов их регулирующие? Такой подход не позволяет комплексно исследовать элементы бюджетной системы и решать проблемы формирования и исполнения бюджета в республике.
Основными из них являются следующие:
Бюджет государства является важнейшим инструментом проведения общенациональной политики. В проблемах бюджета отражаются главные проблемы жизнедеятельности общества. Поэтому своевременное определение стратегических направлений бюджетной политики имеет важнейшее значение для общей стратегии развития страны.
Можно выделить три основные стратегические задачи, решение которых позволит усовершенствовать бюджетную систему:
Что означает слова «о превращении бюджета в реальный инструмент развития страны»? Данная стратегическая задача означает, прежде всего, перестройку мышления государственных органов. Необходимо отказаться от психологии «пожарного латания дыр» и переходить к мышлению, направленному на развитие. Прежняя психология привела к такому построению бюджетной системы, при котором даже превышение поступлений в бюджет над запланированными суммами ведет к возникновению проблем у финансовых органов. Следует отойти от практики остаточного принципа финансирования образования и здравоохранения. Эти социальные сферы являются ключевыми в стратегическом развитии страны.
Необходимо добиться постепенного увеличения финансирования этих сфер до уровня международных стандартов. Для полноценного финансирования государственных функций необходимо увеличить объем ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет до уровня 25% от ВВП, как указано в Послании Главы государства народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу», а к 2010 году необходимо добиться уровня 30% от ВВП. В настоящее время объем госбюджета находится на недопустимо низком уровне, объем налоговых и неналоговых поступлений составляет лишь около 20% ВВП. Главным предназначением Бюджета развития должно стать увеличение государственных инвестиций для реструктуризации экономики страны.
Частный сектор еще не в силах осуществлять долгосрочное кредитование предприятий обрабатывающей промышленности. Как показывает мировой опыт без государственного инвестирования невозможно создание новых стратегически важных отраслей экономики. Целесообразно отделить от текущего бюджета источники финансирования Бюджета развития. Средства Бюджета развития могут формироваться за счет льготных внешних займов, внутренних заимствований путем выпуска государственных ценных бумаг, доходов от приватизации государственного имущества, части налогов. Бюджет развития должен содержать перечень направлений, по которому будут использоваться его средства. В нем, помимо перечня предполагаемых к инвестированию в текущем финансовом году проектов, должны быть заложены резервы для финансирования небольших по объему проектов.
Второй стратегической задачей является построение современной бюджетной системы. Современные бюджетные системы основываются на трех принципах:
Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и соответствовать функциям соответствующего уровня власти. Подобное закрепление позволит исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень. Эффективное распределение налогов является исключительно важным для достижения, как самостоятельности бюджетов, так и высокого сбора налогов. Население лучше платит налоги, когда видит зримые результаты в виде качественно предоставляемых услуг. В качестве первого шага требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Способ регулирования доходов местных бюджетов в виде установления абсолютных размеров бюджетных изъятий не применяется в мировой практике. Система, в которой нижестоящие уровни власти предоставляют трансферты вышестоящему, является порочной как с политической, так и с экономической точек зрения.
В условиях значительных колебаний налоговых поступлений, установление абсолютных размеров бюджетных изъятий является неприемлемым для Казахстана. Практика показывает, что при системе изъятия регионы не имеют возможности планировать свое развитие. Представляется, что на первом этапе самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса являлось применение регулирующих налогов. Подобной точки зрения придерживаются и ведущие казахстанские экономисты.
Как известно, с 2009 года в Казахстане внедряется новая система бюджетного планирования - республиканский бюджет формируется и утверждается на три года.
В Казахстане с населением в настоящий момент более 15,7 млн человек республиканский бюджет является основным финансовым документом, на его базе формируется госбюджет, который включает в себя еще и бюджеты регионов.[29]
Проект республиканского бюджета на 2011-2013 годы сформирован на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2011 - 2015 годы. Прогноз мировой цены на нефть на плановый период составляет 65 долларов за баррель. Темпы роста реального ВВП постепенно будут увеличиваться с 3,1% в 2011 году до 6,9% в 2015 году. Уровень инфляции предусмотрен в коридоре 6-8%. Поступления республиканского бюджета на 2011 год составят 4 049,5 млрд. тенге, на 2012 год – 4 373,8 млрд. тенге, на 2013 год –4 779,4 млрд. тенге, из них доходы (без учета поступления трансфертов) – 2 636,9 млрд. тенге, 2 955,2 млрд. тенге и 3 339,2 млрд. тенге соответственно. Прогноз доходов сформирован по ставке корпоративного подоходного налога в размере 20%, увеличения ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 долларов за тонну до 40 долларов за тонну, введения с 2011 года прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц. Расходы республиканского бюджета на 2011 год планируются в объеме 4 651,9 млрд. тенге, в 2012 год – 4955,6 млрд. тенге, на 2013 год –5 161,7 млрд. тенге. Расходы республиканского бюджета учитывают мероприятия по реализации поручений Главы государства, изложенных в ежегодных посланиях народу Казахстана. Проект предполагает сохранение всех социальных обязательств государства, финансирование мероприятий в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы, Государственной программы развития образования до 2020 года, Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламаты Қазақстан» на 2011-2015 годы, Государственной программы функционирования и развития языков.