Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.
Введение 5
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7
1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27
2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31
2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40
3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Правительство Республики Казахстан по предложению республиканской бюджетной комиссии и в соответствии с утвержденным Правительством Республики Казахстан порядком имеет право использовать в текущем финансовом году для финансирования бюджетных программ развития, утвержденных в республиканском бюджете истекшего финансового года, в объеме не более суммы неоплаченных зарегистрированных обязательств по соответствующим бюджетным программам посредством корректировки бюджета.[4]
Рисунок 3. Динамика активов Национального фонда Республики Казахстан, в % к ВВП*
*Примечание: Рисунок составлен автором на основе постановления о средне-срочной фискальной политике Рреспублики Казахстан [8]
В 2008 году поступления в Национальный фонд (за исключение инвестиционного дохода) прогнозируются на уровне 7,4% к ВВП, 2009 году – 7,2% к ВВП и в 2010 году – 6,8% к ВВП. Снижение связано с прогнозирование мировой цены на нефть на стабильном уровне – соответственно 60 долларов за баррель. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста доходов нефтяного сектора, не смотря на прогноз их увеличения в абсолютном выражении, что также оказывает влияние на размер доли ВВП.[8]
В
целях обеспечения сохранности
Национального фонда Республики
Казахстан поддержания
Размер гарантийного трансферта из национального фонда Республики Казахстан не должен превышать одну третью часть его активов по состоянию на конец финансового года, предшествующего году разработки республиканского бюджета. Активы, поступающие в Национальный фонд или изымаемые из него, подлежат конвертации или реконвертации, порядок которой устанавливается Национальным банком Республики Казахстан.[9]
Все эти формы финансовых отношений регулируются и совершенствуются государством, которым и осуществляется управление ими на основе разработанных принципов и правовых норм. В нашей республике бюджет принимается в виде закона и, как правило, такой акт состоит из текста бюджетного акта и приложений.
В
целях совершенствования
Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития экономики, в особенности ее реального сектора. В Казахстане достигнута стабилизация макроэкономической ситуации и национальной валюты, рост ВВП, сбережений и инвестиций, укрепление банковской системы. [10]
Бюджетный механизм - это совокупность методов и способов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов на всех уровнях управления.
Основными его элементами являются:
В бюджетном кодексе Республики Казахстан рассмотрены основные процедуры функционирования всех элементов бюджетного механизма. Анализ норм и положений по формированию и исполнению бюджета, предусмотренных в бюджетном Кодексе, показывает, что бюджетный механизм и его структурные компоненты слабо ориентированы на конечный результат. В республике значительными темпами растут расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, реализацию инвестиционных проектов в регионах, пополнение и увеличение уставных фондов акционерных обществ с участием государства, государственных финансовых институтов. Однако влияние этих расходов на рост экономики, товаров отечественного производства с добавленной стоимостью не определяется. На наш взгляд, это обусловлено тем, что в Бюджетном кодексе системно не рассмотрено влияние бюджетных инструментов на решение социально-экономических задач государства.[11] Одним из основных элементов бюджетного механизма является планирование доходов и расходов бюджета.
В Бюджетном Кодексе рассмотрены основные принципы бюджетного планирования, а вопросы планирования доходов бюджета вообще не упоминаются, процедуры прогнозирования поступлений отражены в трёх пунктах одной статьи. При этом рассмотрены общие вопросы и отсылочные нормы на методику уполномоченного органа. По нашему мнению, такой подход к планированию доходов бюджетов приводит к необоснованному определению объёма налоговых и других поступлений в бюджет и к корректировке и уточнению бюджета несколько раз в входе его исполнения.
Процедуры
корректировки бюджета
На
новом этапе развития экономики
расширяются бюджетные
В этих условиях независимый от исполнительной власти государственный финансовый внешний контроль становится основным инструментом регулирования экономики, который должен осуществляться в следующих направлениях:
В Бюджетном кодексе Республики Казахстан эти направления внешнего финансового контроля должны быть рассмотрены, а в Законе «О Счётном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета» и других нормативно правовых актах организационно-реализационных аспектов проведения финансового контроля. Таким образом, нами проанализированы в теоритических и практических аспектах механизмы функционирования бюджетной системы в республике, а также обеспечивающих её подсистем, в частности, законодательно-методическое обеспечение. Также определены отдельные концептуальные подходы к формированию и исполнению бюджета. Это позволит обосновать ряд рекомендаций и предложений по совершенствованию бюджетного механизма на новом этапе развития экономики.[11]
Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.
По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты:
Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими и местными бюджетами.[11]
В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:
Ежегодно
балансируемый бюджет - Подобный
бюджет до последнего времени считался
целью фискальной политики. Однако
такое состояние бюджета
Концепция
функциональных финансов состоит в
том, что их целью является балансирование
экономики в целом для