Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.
Введение 5
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7
1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27
2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31
2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40
3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Осторожная
На данное время ожидается профицит бюджета на уровне 5% ВВП. [23]
В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета:
Наличие
бюджетного дефицита обычно рассматривается
как негативное явление. Это не всегда
так. Бюджеты очень многих государств
являются дефицитными. Если государство
стремится ежегодно принимать бездефицитный
бюджет, это может усугублять циклические
колебания экономики за счет сокращения
важных расходов и излишнего повышения
налогов. Поэтому при регулировании дефицита
важно учитывать не только текущие задачи
бюджетной политики, но и ее долгосрочные
приоритеты. В практике Казахстана дефициты
бюджетов и государственный долг существенно
отличаются по формам финансирования
и вызываемым последствиям. Значительная
часть государственного долга представлена
в форме задолженности по государственным
казначейским обязательствам, представляющим
своеобразную «финансовую пирамиду»,
выстраиваемую правительством. Суммы,
заимствованные государством под действующий
высокий дисконт (оседавший в качестве
дохода коммерческих банков и других структур),
постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.
Рисунок 8. Дефицит республиканского бюджета*
*Примечание: Рисунок составлен автором на основе данных Министерства финансов [14]
Начиная с 2007 года дефицит республиканского бюджета постоянно увеличивался и в 2009 году достиг 511млрд.тенге. Законом «О бюджете Республики Казахстана 2010-2012годы» в 2010 году предусмотрен дефицит бюджета в размере 721млрд. тенге или 4,1% к ВВП. Это выше уровня предыдущего года более чем на 40%. В 2011 и 2012 годах запланированный рост дефицита будет не значительным и останется, примерно, на уровне этого года.
Дефицит
республиканского бюджета в 2011 году
запланирован в объеме 602,5 млрд тенге
(2,8% к ВВП).
Таблица 4
Республиканский бюджет республики Казахстан
на 2009-2012 годы
Республиканский бюджет РК (млн. тг ) | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Доходы | 2779228 | 3075901 | 3377605 | 3607743 |
Поступление трансфертов | 1209386 | 1341417 | 1171000 | 1266000 |
Затраты | -3118646 | -3713490 | -4035474 | -4249487 |
Обслуживание долга | -69203 | -121000 | -155425 | -188292 |
Чистое бюджетное кредитование | -25036 | -14681 | -266 | -12178 |
Сальдо
по операциям с финансовыми |
-146492 | -68730 | -75865 | -81877 |
Дефицит | -510946 | -721000 | -734000 | -735800 |
Примечание: Таблица составлена автором на основе сайта теории и практики государственных закупок [25] |
В целях финансирования дефицита бюджета Правительство РК в лице Министерства Финансов с 2002 года, на фоне развития пенсионной системы, начало активно выпускать свои обязательства и тем самым финансировать (покрывать) свой дефицит. На конец 2009 года ГЦБ в обращении достигло 1,3трлн. тенге.
Более того, необходимо учесть, что Минфину необходимы средства для погашения тех ГЦБ, срок обращения которых истекает в этом году. Размер погашения ГЦБ в 2010 году составит 311млрд. тенге. В итоге, государству необходимо будет покрыть дефицит уже на уровне 1032млрд. тенге или 5.9% к ВВП!
В предыдущие несколько лет финансирование дефицита бюджета осуществлялось за счет выпуска ГЦБ. Так, например, в 2009 году Минфин планировал выпустить ГЦБ на сумму 669 млрд. тенге. Фактически, эмиссия ГЦБ составила почти 700 млрд. тенге, чего хватило для погашения 92% дефицита бюджета, включая погашение внутреннего долга.
Таблица 5
Дефицит
с учётом погашения долга
(млн. тг ) | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Дефицит | -510946 | -721000 | -734000 | -735800 |
Погашение долга | -250000 | -311000 | -113000 | -118000 |
Итого дефицит с учётом погашения долга | -760946 | -1032000 | -847000 | -853800 |
Примечание: Таблица составлена автором на основе данные Министерства финансов [14] |
В этом году дефицит с учетом погашения долга по ГЦБ повысится более чем на 35% по отношению к предыдущему году и составит более 1трлн. тенге.
В
качестве источников финансирования этой
суммы правительство
По словам представителей министерства экономики и бюджетного планирования и министерства финансов РК, планируется привлечение средств как на внутреннем рынке посредством эмиссии ГЦБ, так и на внешних ранках через международные финансовые институты. Министерство финансов запланировало выпуск ГЦБ на 2010 год на сумму 642 млрд. тенге; этой суммы будет достаточно покрыть только 62% дефицита.
Дополнительно, Казахстан планирует привлечь заем у Всемирного Банка в размере $1млрд. и планирует выпустить исламские облигации «сукук» на сумму $500млн. Таким образом, правительству удастся покрыть 84% дефицита. Оставшиеся 168млрд. тенге, предположительно, погасятся с помощью дополнительного займа или выпуска еврооблигаций. В противном случае остается надеяться на переисполнение доходной части бюджета или сокращение расходной.
Таблица 6
Источники
финансирования внутреннего заимствования
Источники финансирования | Объем |
ГЦБ | 641978 |
Заём Всемирного банка | 148070 |
Эмиссия сукук | 74035 |
Эмиссия
еврооблигаций/привлечение |
167917 |
Итого (млн. тг) | 1032000 |
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов [14] |
Основными источниками внутреннего заимствования являются НПФ и БВУ. По состоянию на 1 января 2009 года, внутренний долг (ГЦБ в обращении) Правительства Казахстан составляли 1288 млрд. тенге. НПФ и БВУ в совокупности держали 74% государственного долга. Оставшаяся часть (26%) пришлась на клиентов БВУ, которыми, предположительно, являются национальные компании. Также в портфелях инвестиционных фондов и страховых организаций есть ГЦБ, однако их доля незначительна. Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Такое состояние государственных финансов называют «здоровыми финансами». В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
В
эпоху либерального капитализма, когда
делался акцент на саморегулирующихся
функциях рыночной экономики, «здоровые
финансы» считались идеальными, поскольку
полагалось, что государственные финансы
не должны вовлекаться в экономическую
деятельность. Однако в наши дни доля государственных
финансов в национальной экономике заметно
выросла, равно как и их влияние. Современные
правительства тоже стремятся к сбалансированному
бюджету, хотя на этот счет существуют
различные точки зрения. Бездефицитность
бюджета не означает еще «здоровья» экономики.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики
многие экономисты считают лекарством,
стимулирующим хозяйственное развитие.
[26]Тем не менее, лучше все-таки иметь профицит
бюджета, чем его дефицит. Профицит республиканского
бюджета Казахстана на 1 февраля текущего
года составил 3 млрд 845,7 млн тенге, сообщили
агентству "Интерфакс-Казахстан"
в министерстве финансов республики. Поступления
в республиканский бюджет на отчетную
дату составили 252 млрд 71,1 млн тенге, расходы
- 248 млрд 225,4 млн тенге. Таким образом, республиканский
бюджет в январе исполнен с профицитом
в 1,5% от расходов. В структуре поступлений
республиканского бюджета собственно
доходы составили 248 млрд 351,8 млн тенге,
поступления от погашения бюджетных кредитов
- 3 млрд 688,4 млн тенге, от продажи финансовых
активов государства - 30,9 млн тенге. В расходной
части бюджета собственно затраты составили
242 млрд 77,2 млн тенге, бюджетные кредиты
- 6 млрд 148,2 млн тенге. Приобретение финансовых
активов в указанном периоде не осуществлялось.
Как сообщалось, поступления и расходы
республиканского бюджета на 2011 год утверждены
в сумме 4 трлн 041,4 млрд тенге и 4 трлн 643,8
млрд тенге соответственно. [27]
Таблица 7
Внутренний
долг Правительства Республики Казахстан
Внутренний долг Правительства РК на 01.01.2010г. | 1288973 | 100% |
ПС | 661037 | 51% |
Банки второго уровня | 291037 | 23% |
другие | 336899 | 26% |
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов [14] |
К другим формам государственного внутреннего долга также можно отнести: