Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день бюджетная система является немаловажной частью всей финансовой системы государства. Как экономическая категория бюджетная система представляет собой совокупность финансовых отношений государства, как с юридическими, так и физическими лицами, а также регионами по формированию и использованию централизованного денежного фонда – бюджетов. Другими словами, под бюджетной системой понимается способ организации бюджета распределения и перераспределения денежных средств между отдельными звеньями бюджетной системы, частями экономики, каналами доходов и расходов.

Содержание работы

Введение 5

1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы 7

1.1 Сущность и экономическое содержание бюджетной системы 7
1.2 Бюджетный механизм и его основные элементы 23
1.3 Правовое обеспечение функционирования бюджетной системы 27

2 Анализ Бюджетной системы Республики Казахстан в условиях глобализации 31

2.1 Классификация государственных доходов 31
2.2 Организация местных финансов 36
2.3 Вопросы управления государственным долгом 40

3 Бюджетная система Республики Казахстан состояние и перспективы развития 52

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

    Анализ  данных приведенных в таблице  на 2009-2011 г. по состоянию на 1 апреля показывает, что наибольший объём доходов составляет в 2011 году-1075486,3, 2010-980235,0, 2009-796318,2. Налоговые поступления и неналоговые поступления в 2011 по сравнению с предыдущими годами значительно увеличились, а поступления от продажи основного капитала значительно уменьшились.[14] На первом месте по  поступлению трансфертов стоит 2010 год и составляет – 360000,0; в 2009 – 2500000,0; и в 2011 – 180000,0. Подробный государственный бюджет в приложении Б.

    Доходы  – сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства – обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения. В результате распределения валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения.

      Первичные доходы подвергаются  сложным процессам распределения  и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет. Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий – одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности. Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.

    Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые  у государства, хозяйствующих субъектов и населения. Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. 

 

     Таблица 2

    Основные  параметры республиканского бюджета  на 2011-2013 годы 

       2011  2012  2013
    Поступления  4 249,3  4 365,2  4 770,2
    % к ВВП  17,9  18,8  18,7
    Доходы, из них:  4 147,9  4 257,4  4 660,3
    Налоговые поступления  2 752,2  2 879,3  3 260,5
    Неналоговые поступления  81,7  60,6  62,5
    Доходы  от операций с капиталом  10,8  15,3  16,2
    Поступления трансфертов, в том числе:
 1 303,1  1 302,2  1 321,1
    Бюджетные изъятия  103,1  102,1  121,1
    Погашение бюджетных кредитов  101,0  107,4  109,5
    Поступления от продажи финансовых активов государства
 0,4  0,4  0,4
    Расходы  4 945,1  4 947,0  5 152,5
    % к ВВП  20,8  21,3  20,2
    Дефицит  -695,8  -581,9  -382,3
    % к ВВП  -3  -2,5  -1,5
    Справочно:         
    Объем ВВП  23 780,9  23 274,0  25 486,4
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов [14]

 

          В составе поступлений  на трехлетний период прогноз доходов  сформирован с учетом сохранения ставки корпоративного подоходного налога (далее – КПН) в размере 20%. В результате, прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2011 год определен в сумме 2 844,7 млрд. тенге или 12 % к ВВП, с превышением факта 2010 года на 666 млрд. тенге, в том числе за счет:

  • увеличения ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за тонну;
  • номинального роста макроэкономических показателей, а также увеличения оборотных средств предприятий в результате снижения налоговой нагрузки по КПН и НДС;
  • прироста импорта;
  • других факторов.

    Прогноз доходов республиканского бюджета (без учета поступления трансфертов) на 2012 год определен в сумме 2 955, 2 млрд. тенге с ростом против уточненного прогноза 2011 года на 110,5 млрд. тенге, на 2013 год в сумме 3 339,2 млрд. тенге с ростом против 2012 года на 384 млрд. тенге.[14]

    Бюджетные изъятия (изъятия из местных бюджетов в республиканский бюджет) запланированы  на 2011-2013 годы в размере 103,1 млрд. тенге, 102,1 млрд. тенге и 121,1 млрд. тенге соответственно. Подробный прогноз параметров республиканского бюджета на 2009 – 2013 годы представлен в приложении В. 

    Таблица 3

    Бюджетные изъятия  

 Наименование   2011 год  2012 год  2013 год
       Всего  103 079  102 115  121 056
 Атырауская область  41 70  39 46  44 22
          8  8  5
 Мангистауская область  12 73  16 07  24 60
          1  6  7
 город Алматы  48 640  46 571  52 224
Примечание: Таблица составлена автором на основе данных Министерства финансов [14]

 

          Субвенции (бюджетные  средства передаваемые из республиканского бюджета местным бюджетам) составят на 2011-2013 годы 789,9 млрд. тенге, 808,6 млрд. тенге и 865,8 млрд. тенге соответственно. Бюджетные изъятия производятся в течение финансового года в пределах сумм, установленных законом о республиканском бюджете и помесячным распределением бюджетных изъятий согласно росписи доходов и расходов областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы. В случае превышения в течение месяца суммы бюджетных изъятий, подлежащей перечислению в республиканский бюджет над суммой бюджетного изъятия, определенного росписью доходов и расходов местного бюджета, в установленном законодательством порядке вносится изменение в роспись доходов и расходов областных бюджетов, бюджетов городов Астаны и Алматы. [14]

    Окончательный расчет по бюджетным изъятиям за текущий финансовый год производится в счетный период, исходя из фактически сложившихся поступлений в бюджеты областей, городов Астаны и Алматы за год по состоянию на 31 декабря текущего финансового года. [15]

    Контроль  за полнотой и своевременностью перечисления бюджетных изъятий осуществляется территориальными органами казначейства. Законом Республики Казахстан «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008-2010 годы» городу Алматы на 2010 год установлены бюджетные изъятия в республиканский бюджет в размере 54 999,9 млн. тенге. Данный размер бюджетных изъятий был установлен из расчета прогнозных параметров доходной части местного бюджета г. Алматы на 2010 год в размере 180 408,8 млн. тенге.[16] Вместе с тем, сложная экономическая ситуация и, как следствие, снижение деловой активности негативно сказались на прогнозе налоговых поступлений 2010 года

    С учетом исполнения бюджета текущего года ожидаемый объем прогнозируемых доходов местного бюджета г. Алматы на 2010 год составит 153 402,6 млн. тенге. При сохранении установленных объемов  бюджетных изъятий г. Алматы на 2010 год в размере 54 999,9 млн. тенге город не сможет профинансировать запланированные и учтенные ранее при расчете бюджетных изъятий мероприятия на сумму 26,6 млрд.тенге. В частности, под срывом окажутся начатые в 2008-2009 годах объекты, финансируемые в рамках бюджета развития, а также невосполнимы будут расходы по удорожанию стоимости реализуемых проектов. Кроме того, снижение доходной части, приведет к сокращению объемов реализации социальных программ. Выделяемые целевые трансферты из республиканского бюджета направлены на финансирование конкретных проектов республиканского значения и не могут быть использованы для со финансирования местных расходов текущего и бюджета развития. Кроме того, в проекте республиканского бюджета на 2010-2012 годы городу Алматы установлены бюджетные изъятия на 2011 год – 67 277 млн. тенге, на 2012 год – 65 800,5 млн. тенге, что абсолютно не учитывает прогнозные параметры доходной части местного бюджета на данный период, определенные налоговыми органами. [17] 

    2.2 Организация местных  финансов

 

    Местные финансы представляют собой экономические  отношения, посредством которых  местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями  часть общественного продукта в  денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления. Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления. В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера. На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств. Финансовые отношения в местном звене регулируются Законам «О республиканском бюджете» на текущий год и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности

      Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющимся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления. Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам и расходам в пределах 50% от объемов средств государственного бюджета. Исполнение бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года. Принята новая Концепция по формированию и использованию средств Национального фонда, согласно которой ежегодный гарантированный трансферт из Национального фонда закреплен на уровне 8 млрд. долл. США или 1,2 трлн. тенге. Если говорить об основных итогах исполнения бюджета, то они следующие. В государственный бюджет поступило 4 388,8 млрд. тенге, что на 878,5 млрд. Больше 2009 года. Доходы государственного бюджета составили 4 299,1 млрд. тенге, из них налоговые поступления составили 2 934,1 млрд. тенге.

    Годовой план по основным видам налогов перевыполнен, на что повлияла положительная динамика развития экономики страны, введение механизма распределения таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть в результате уплаты по временным декларациям за большие объемы экспорта нефти, чем фактически экспортировано, что связано со спецификой отрасли, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления. Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2011 года недоимка по налогам и платежам составила 199,0 млрд. тенге. По сравнению с 1 января 2010 года недоимка увеличилась на 98,7 млрд. тенге, в том числе по лжепредприятиям на 89,5 млрд. тенге, что собственно и определило рост недоимки. Недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 3,4 млрд. тенге. По сравнению с 1 января 2010 года уменьшилась на 30,0 % или на 1,0 млрд. тенге.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан