Демократизм и федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение состояния и развития современного этапа демократии и федерализма.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- изучить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;
- исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;
- показать процессы становления демократии в России;
- рассмотреть федерализм как кредо демократии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Современный этап становления федерализма ………………………...7
1.1.Сущность федерализма, его генезис и особенности в России……………..7
1.2.Проблемы конституционного выравнивания субъектов РФ……………...13
Глава II. Федерализм и демократия…………………………………………….24
2.1. Становления представительной демократии в России…………………...24
2.2. Федерализм – кредо демократии…………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиография……………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Курсовая 3.готов..doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение состояния и развития современного этапа демократии и федерализма.

Федерация - это форма государственного устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Понятие "федерализм" шире и сложнее понятия "федерация" поскольку включает в себя не только теорию федеративного государства, но и принципы политической организации, которые позволяют объединить независимые государства под руководством центрального правительства, оставляя за каждым из них определенную долю прав.

Существует  пять исходных принципов федерализма, на которых базируются существующие ныне федеративные государства: 1) запрет на сецессию, то есть на отделение субъекта от Федерации, что гарантирует государству территориальную целостность: 2) запрет не одностороннее изменение статуса субъекта Федерации, так как иначе это задевает интересы других субъектов: 3) свободное передвижение людей, товаров и т.п. по всей Федерации, то есть внутренние границы не должны превращаться в государственные: 4) верховенство федерального законодательства: 5) единство основ государственного строя.

федерализм  стал в России действительной конституционной нормой лишь 12 декабря 1993г., когда россияне на национальном референдуме одобрили текст своего нового Основного закона.

В Российской Федерации 21 национально–государственное, 9 национально–территориальных и 53 административно–территориальных образований – субъектов федерации. Российская Федерация состоит из различных субъектов федерации, которые отличаются друг от друга по целому ряду существенных признаков. Очень много споров среди российских политиков и ученых о том, что субъекты федерации не должны быть различными. Надо тут же подчеркнуть, что они не могут быть одинаковыми. Именно их регионально–территориальные, климатические, национально–культурные и прочие различия и образуют субъекты федерации. Но эти различия являются показателями множества и ни в коем случае не являются помехой обеспечения единства. Российская Федерация состоит из национально–государственных образований (республик), национально–территориальных образований (автономные области и автономные округа), а также административно–территориальных образований (края и области).

часть 1 статьи 5 Конституции РФ от 12 декабря 1993г. устанавливает равноправие всех субъектов Федерации (республик, краев и др.), а часть 2 той же статьи определяет статус республик как государств, имеющих свою конституцию, в отличие от других субъектов.

Имеющиеся в  конституциях республик и уставах  других субъектов Федерации несоответствия важным положениям федеральной Конституции достаточно остро ставят вопрос о гарантиях равноправия всех субъектов Российской Федерации, образованных по национальному или территориальному признакам. В решении этой проблемы сталкиваются два подхода: в республиках считают правомерным существование неравноправного конституционного статуса других субъектов Федерации, а в краях и областях ставят вопрос о выравнивании их статуса с республиками.

 

Итак, сейчас Россия проходит нелегкий путь становления  федеративной государственности через многослойную федеральную систему, при которой субъекты Федерации при формальном равенстве оказались по многим параметрам фактически неравны. Потребуется сложный, длительный процесс, чтобы субъекты Федерации получили равные права. Еще рано готовить о фактическом равенстве субъектов Федерации, так как прежде всего не завершено формирование соответствующей вертикали исполнительной власти.

Таким образом, федеративное устройство представляет собой лучший способ политического развития многонациональной России, переживающей сложный этап глубоких общественных преобразований, установление подлинно равноправных и стабильных отношений между субъектами Российской Федерации, между центральной и местной властью.

 

 

 

 

1 Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М.: Арена, 1998. – С.75.

2 Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм. Полис. - № 5. –2002- С. 106.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права:  Учебник. 2-е изд. – М.: Омега - Л, 2005. – С.141

4 Фарукшин М.Х. Федерализм. Теоретические и практические аспекты. Государство и право. – 2007-№7.

5  Королев С.А. Генезис российского пространства и проблемы федерализма. Россия и современный мир. – 2001. - №33. – С. 136.

6 Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. Российская Федерация. - 2004. - № 21. – С. 18—27.

7Варламова Н. Конституционная модель российского федерализма. Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 1999. - №4. – С. 115.

8 Карапетян Л. Субъекты Федерации: проблемы выравнивания конституционного статуса. Полис. – 2001. - №1. – С.19.

9 Саликов М.С. О преимуществах и возможностях создания территориальной федерации. Политические исследования.—2004—№3.—С.208.

10 Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения. Государство и право. – 2005. - № 5.- С. 37

11 Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство российского федерализма. Полис. - 2004. - №5.-С.104

12 Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство российского федерализма. Полис. - 2004. - №5.-С.107.

13 Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Пространство российского федерализма. Полис. - 2004. - №5.-С.109.




Информация о работе Демократизм и федерализм