Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат
Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты
В каждой конкретной сфере общественных отношений решаются свои особые задачи, выполняются особые функции.
В административно-политической сфере: поддержка конституционного строя в стране, реализация требований и положений Конституции и законодательства Российской Федерации; своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, средств массовой информации, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, принятие по ним соответствующих решений; информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти; прогнозирование социально-политических и экономических процессов; организация и контроль исполнения принятых законов, указов, постановлений, приказов и распоряжений.
В сфере международных отношений и дипломатии: профессиональное обеспечение всего круга проблем международного сотрудничества, в том числе в сферах высоких технологий, внешнеполитического сопровождения крупных экономических и экологических проектов, борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью, защиты информационной безопасности государства. Не говоря уже о традиционных функциях поддержания и развития дипломатических отношений с другими странами и международными организациями; организации и профессионального обеспечения международных переговоров и заключения соответствующих соглашений; выработки предложений по совершенствованию законодательной базы международной деятельности Российской Федерации; осуществления контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий; распространения информации о России и ее внешней политике.
В экономической сфере: формирование благоприятных внутренних и внешних условий для развития отечественного производства; правоприменительное обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего в части реализации права собственности и формирования конкурентной среды; осуществление финансово-налоговой политики государства; организация денежного обращения; контроль за качеством и соответствием товаров государственным стандартам; организация производства товаров общественного пользования — продукции ВПК, общественного транспорта, дорожного строительства и эксплуатации дорог, связи, строительства и т.д.; поддержка малого и среднего бизнеса, его социальная ориентация; перераспределение доходов в обществе, в том числе для обеспечения политической стабильности и экономической устойчивости страны; поддержка оптимального уровня занятости населения; реализация национальных интересов и поддержка международной конкурентоспособности отечественной экономики; участие в разработке мероприятий по развитию и расширению торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических и иных обменов России с иностранными государствами и международными организациями.
В социальной сфере: обеспечение и защита правового равенства граждан и юридических лиц; создание благоприятных и надежных условий для того, чтобы каждый человек своими силами мог наладить свою жизнь, определить жизненный путь по своей воле и под собственную ответственность.
Важнейшее направление дипломатической деятельности — решение проблем соотечественников за рубежом: участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и осуществлении мер по ее реализации; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом; внешнеполитическое и международно-правовое обеспечение деятельности Российской Федерации в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом; обеспечение деятельности Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Глубинный социально-политический смысл государственной службы отражают ее принципы. В принципах реализуются исходные положения и идеи, посредством которых выстраиваются и регулируются наиболее устойчивые и существенные политические, правовые и организационно-управленческие, социально-экономические и духовно-нравственные связи и отношения системы профессионального обеспечения функционирования органов власти и государственного управления. Принципы носят общеобязательный характер, определяют статус и тенденции развития государственной службы, основные функции аппарата, содержание, стиль, формы и методы, вектор развития внутриаппаратных отношений.
Законодатель зафиксировал двенадцать таких принципов. Они вытекают из основополагающих постулатов демократического, социального, правового, федеративного, светского с республиканской формой правления государства, т.е. государства, построенного на основе признания политического многообразия и многопартийности, существующего для народа и в интересах каждого человека. Такое государство должно иметь прочный, устойчивый и высокопрофессиональный аппарат. Без такого аппарата трудно рассчитывать на эффективное и правовое управление общественными делами.
Мы не будем подробно комментировать изложенные в федеральном законе принципы, а лишь сформулируем их. Но предварительно заметим, что в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» в прямой постановке не сформулированы такие принципы государственной службы, как научность, законность, демократизм, подконтрольность обществу, нравственность. Указанные принципы вытекают из Конституции Российской Федерации, принципиального понимания того, что сильное государство не то, в котором власть контролирует все и всех, а то, в котором главенствует закон и гуманизм. На это важно обратить внимание потому, что государственной службе как и любой управленческой системе в принципе свойственно стремление к концентрации власти, независимости и автономии, закрытости и корпоративизму, к своеобразной монополии на «свой сектор» администрирования.
Принципы конституционного характера:
1) верховенство
Конституции Российской
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие: государственные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, служить гражданину и интересам общества, не подменяя их узкокорпоративными интересами аппарата;
3) единство
системы государственной
4) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равный
доступ граждан к
6) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства. В государственных органах не образуются структуры политических партий и движений. Государственные служащие в своей деятельности руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений и структур.
Принципы организационно-функционального характера:
1) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
3) профессионализм
и компетентность
4) гласность
в осуществлении
5) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;
6) стабильность
кадров государственных
В полной мере перечисленные принципы относятся к дипломатической службе, подчеркивая ее главную задачу — служение народу, отстаивание национальных интересов России. Под таким углом зрения можно сформулировать принципы дипломатической службы:
— верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами при исполнении дипломатическими служащими должностных обязанностей, обеспечении их прав, свобод и гарантий;
— служение интересам России;
— законность, гуманизм и социальная справедливость;
— равенство доступа граждан Российской Федерации к дипломатической службе в соответствии со способностями, профессиональной подготовкой, нравственной безупречностью;
— независимость от политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и корпоративных интересов;
— профессионально-карьерный характер дипломатической службы;
— социальная и правовая защищенность дипломатического служащего.
Последовательная реализация указанных принципов — достаточно прочная основа высокоэффективного функционирования государственной власти и ее аппарата, в том числе и в сфере дипломатии. Они придают процессу исполнения должностных обязанностей конкретную социально-политическую и правовую направленность, обеспечивают оптимальную «конфигурацию» участия государственных служащих в управленческом процессе. Правда, для того чтобы усилить этот аспект, в научной литературе предлагается дополнить действующую систему принципов государственные службы принципами оптимальности, социальной и правовой защищенности служащих, пожизненного найма, открытости, социального контроля. Их реализация будет гарантировать применение наиболее разумных и научно обоснованных средств и методов работы, выбор наилучшего варианта структурного построения аппарата, повышение стабильности, эффективности и авторитета службы как системы.
Структурно государственная служба отражает особенности российской государственности, исторически сложившиеся структурно-функциональные особенности аппарата государственного управления. По вертикали имеет двухуровневую структуру: а) федеральную государственную службу, которая находится в ведении Российской Федерации, и б) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. Статус и полномочия, границы территории, в пределах которой реализуют полномочия государственного органа, определяют задачи и функции государственной службы, структуру и кадровый состав аппарата, содержание, стиль, формы и методы профессиональной деятельности служащих. Полномочия одних реализуются непосредственно и в масштабах всей страны, другие — в масштабах страны, но через свои органы в субъектах Федерации, третьи действуют без учета территориального устройства.
Структурировать государственную службу можно и по другим основаниям. Например, по ветвям власти; по органам власти; по видам государственной службы.
Государственная служба — это многомерное пространство, каждый элемент которого имеет свой статус, свои особенности и признаки, оформлен соответствующими общегосударственными установлениями. Каждый уровень, вид и тип служебных отношений имеет общие и особенные черты, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Федеральная государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной службы в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения исполнения государственных задач и функций этих органов, либо лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Она осуществляется в Администрации Президента Российской Федерации, аппаратах Правительства Российской Федерации, аппаратах каждой из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, в аппаратах федеральных органов власти, подведомственных Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. В том числе в аппаратах министерств, ведомств, служб и агентств системы исполнительной власти. В аппаратах федеральных органов исполнительной власти занято подавляющее большинство государственных служащих — 404,7 тыс. человек, или 73,8% их общего числа. В центральном аппарате федеральных министерств и ведомств работает 30,3 тыс. или 7,5%36.
В системе МИД
занято более 3,8 тыс. государственных служащих
дипломатической службы. Они занимают
ведущее положение в должностной структуре
внешнеполитического ведомства как системы,
которая предусматривает конституционные
государственные должности; государственные
должности дипломатической службы (дипломатические
должности); государственные должности
федеральной государственной службы,
по которым не предусмотрено присвоение
дипломатических рангов; должности по
обеспечению дипломатической службы (организационно-
— получать в установленном порядке практически от любой организации все необходимые документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию министерства;