Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 08:21, реферат
Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность федеральных государственных служащих, замещающих должности дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации. Реализуется она служащими, занимающими государственные должности государственной службы в центральном аппарате МИДа России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, представительствах Министерства иностранных дел на территории Российской Федерации, а также в некоторых иных подведомствен¬ных МИДу организациях.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАВА 1.1.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
2. Дипломатическая реформа Петра I: переход к европейской модели дипломатической службы
3. Дипломатическая служба в послепетровские времена
4. Внешнеполитический аппарат российской империи конца XIX — начала XX в.
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.2.
СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 1.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Государственная служба: статус, принципы, функции
2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ II
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2.1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,его статус и задачи
Оперативная работа центрального аппарата МИД России
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.2.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА
1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
3. Свобода сношений с аккредитующим государством
4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.3.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Классификация дипломатических представительств
2. Персонал дипломатического представительства
3. Дипломатический корпус
4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
5. Вопросы межгосударственного обмена
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.4.
КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
2. Консульские функции
3. Консульские отношения со странами — участницами СНГ
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 2.5.
ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты
служебной деятельности
2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН
3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ III
ПРОХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 3.1.
РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ
1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
3. Особенности работы с молодыми специалистами
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.2.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
2. Планирование — основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
4. Ротация дипломатических служащих
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 3.3.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Безопасность как проблема дипломатической практики
2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
3. Антитеррористическая безопасность
4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ IV
КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГЛАВА 4.1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
2. Департамент кадров МИД и его основные функции
3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.2.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Понятие стиля служебных отношений
2. Классификация стилей служебной деятельности
3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 4.3.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТНИКОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России
2. Система надбавок к должностному окладу
3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
Контрольные вопросы
Литература
РАЗДЕЛ V
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
ГЛАВА 5.1.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Информация и ее роль в системе государственного управления
2. Требования к дипломатической информации
3. Источники информации
4. Обработка информации
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.2.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
1. Экономическая дипломатия
2. Культурная дипломатия
Контрольные вопросы
Литература
ГЛАВА 5.3.
ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА
1. Понятие дипломатического протокола
2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
3. Визиты
Советскую страну на международной арене достойно представляли М.М.Литвинов и Л.Б.Красин, А.М.Колонтай и И.М.Майский, В.М.Молотов и А.А.Громыко, Я.А.Малик, В.А.Зорин и многие другие известные дипломаты и дипломатические служащие. Особенностью деятельности внешнеполитического ведомства было то, что она велась в двух ипостасях: формально как важнейшего традиционного государственного органа, официально представлявшего страну в международных делах, и как особого аппарата правящей партии, обеспечивающего разработку и осуществление определяемого ею внешнеполитического курса советского государства. Последнее определяло подбор кадрового состава дипломатической службы, в основу формирования которого были заложены принципы обязательной принадлежности всех ответственных работников внешнеполитического ведомства к КПСС, преданности идеологии марксизма-ленинизма, высокой личной ответственности за порученное дело.
Достаточно прочный фундамент, заложенный в основу создания и деятельности нового внешнеполитического органа СССР, последующие меры по совершенствованию структуры его аппарата, методов работы и специальной подготовки дипломатического состава позволили с течением времени превратить это ведомство в хорошо организованное министерство, способное обеспечить надежную защиту внешнеполитические позиции советского государства, его активное участие в решении всех сложных международных проблем.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Российской Федерации — профессиональная деятельность в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством и международными договорами России, венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ — правовое (юридическое) установление, определяющее содержание, возможности и объем участия государственного служащего в реализации компетенции государственного органа власти.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ — гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственная служба, как и государство в целом, развивается в контексте истории отечества и культуры своего народа, в рамках реально происходящих политических, экономических, социальных и духовно-нравственных процессов. Это важнейший механизм системы государственного управления. Она призвана обеспечивать профессиональное решение государственных задач по реализации требований Конституции и законодательства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности и государственного суверенитета, экономической самостоятельности и духовно-нравственной самобытности народа, защиты прав и свобод граждан. Понятно, что эффективно такие задачи могут быть реализованы лишь высокопрофессиональным и стабильным аппаратом, высокоэффективной и авторитетной государственной службой.
В настоящее время в науке сложилось представление о государственной службе как особом виде профессиональной деятельности по реализации государственных функций работниками аппарата, занимающими государственные должности государственной службы в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд22. Причем эта деятельность неразрывно связанна с такими ценностями, как долг, ответственность, верность отечеству.
Когда говорят о государственной службе, то в одних случаях имеют в виду, что это ведомство по реализации определенных государственно-политических целей и задач (таможенная служба, гидрометеорологическая служба, пограничная служба); в других — профессиональная деятельность по реализации государственными служащими соответствующих должностных полномочий; в третьих — комплекс нормативно урегулированных отношений между государством и гражданами, находящимися у него на службе, по поводу условий, принципов, форм, методов и результатов данного служения.
Как видим, понятие «государственная служба» может рассматриваться с различных точек зрения. Российский законодатель государственную службу определил максимально просто и лаконично: государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов23. Определение четко фиксирует, что государственная служба Российской Федерации — это профессиональная деятельность лиц, замещающих должности в органах государственной власти по обеспечению выполнения задач и функций этих органов. Отсюда становится понятным, что работа в иных государственных, а тем более частных, кооперативных, общественных организациях, учреждениях и предприятиях, государственной службой не является. «Государственная» означает, что статус службы, ее цели и задачи, принципы и функции, формы и методы определяются государством, его властно-распорядительными функциями. Служба отправляется от имени и по поручению государства, в интересах государства и общества в целом.
В полной мере это касается службы в аппарате внешнеполитического ведомства, как особой разновидности федеральной государственной службы Российской Федерации. Дипломатическая служба — это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в государственных органах, осуществляющих внешнеполитическую деятельность государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством и международными договорами России, венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях. Это профессиональное осуществление целей и функций внешней политики государства, посредством исполнения государственных должностей федеральной государственной службы, утвержденных в:
— центральном аппарате Министерстве иностранных дел Российской Федерации;
— дипломатических представительствах и консульских учреждениях России за рубежом;
— представительствах России при международных организациях;
— представительствах МИД России на территории Российской Федерации;
— на отдельных государственных должностях государственной службы в организациях и учреждениях, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Дипломатическая служба — это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом. Тем самым обеспечивается а) исполнение функций и задач Министерства иностранных дел в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями; б) координация деятельности в этой области иных федеральных и региональных органов государственной власти; в) защита российских интересов и создание благоприятной внешней среды, гарантирующей безопасность страны и прогресс ее социально-экономического развития.
Дипломатическая служба осуществляется исключительно на федеральном уровне и только в рамках полномочий специального органа государственной власти — МИД России. Действующие нормативные акты Российской Федерации, федеральных органов всех ветвей государственной власти, а также законодательство субъектов Российской Федерации в части, касающейся международной деятельности, подлежит приведению в соответствие с законодательством о дипломатической службе.
При этом следует подчеркнуть, что дипломатическая служба и дипломатия — понятия разные. Их смешение не совсем корректно, у них есть свои особенности и отличия.
Дипломатия — это организационно-политический инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей, своего рода механизм взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства. По определению профессора В.И.Попова, «дипломатия — это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений — министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее продвижение в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача — защита интересов государства и его граждан»24.
Знаменитый французский дипломат Франсуа де Кальер характеризует дипломатию как механизм, посредством которого осуществляются политические взаимоотношения, что дипломат «является проводником, а не архитектором политики», цель которой «предотвратить перерастание неизбежного конфликта интересов в военное столкновение»25. Дипломатия — это политическая деятельность по «поддержанию отношений между государствами», это, образно говоря, «глаза, уши и речевой орган» государства за рубежом26.
Дипломатическая
же служба — это деятельность, в функции которой
входит решение помимо собственно политических
задач, множества задач административно-
Дипломатическая служба является важнейшим инструментом государственной власти и государственного управления. Профессионализм — ее важнейшая отличительная черта. Не случайно, дипломатов, работников отечественной дипломатической службы всегда отличали и сегодня отличают высокая эрудиция, организованность, культура, умение эффективно использовать новейшие информационные технологии, глубокое понимание исторических судеб своего народа.
Государственный служащий, тем более работник дипломатической службы — это не просто гражданин Российской Федерации, который сознательно поступил на государственную службу в структуры внешнеполитического ведомства, не просто высококвалифицированный специалист, добросовестно исполняющий служебные обязанности в порядке, установленном федеральным законом за счет средств государственного бюджета. Это человек государственный, представляющий и защищающий государственные интересы, выступающий от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Главное его качество — добросовестность и профессионализм в служении государству и российскому обществу.
В Энциклопедическом словаре А.Ф.Брокгауза и И.А.Ефрона, государственная служба определяется как отношение служащего к государству и обществу, отправляемое от лица государства и направленное на решение определенной государственной задачи в интересах общества27. Именно поэтому госслужба представляет собой особую форму профессиональной деятельности, принципиально отличающуюся от других ее видов, прежде всего, своей нацеленностью на защиту интересов и обеспечение безопасности общества и государства; соблюдение и защиту законных прав и свобод граждан; обеспечение непосредственного участия граждан в делах государства. И главное — властностью и целеустремленностью, т.е. направленностью на реализацию властных полномочий, политических и социальных задач государства, информационно-аналитическим, организационно-управленческим, финансово-хозяйственным и иным содействием реализации функций государственно-политического руководства, создание благоприятных условий для безопасной и достойной жизни каждого человека.
Государственная служба — это функция особого социального слоя людей, занятых в аппаратах органов государственной власти — государственных служащих со своими интересами и запросами, своим образом жизни и менталитетом, уровнем культуры, материальными и духовными запросами. Это социальная совокупность специально отобранных, профессионально подготовленных и наделенных соответствующими полномочиями специалистов. Отсюда и характерные черты: организованность, дисциплинированность, образованность и профессионализм, стабильность.
В идеале наше государство нацелено на создание такой системы государственной службы, которая бы, с одной стороны, была ориентирована на привлечение, поощрение и удержание лучших работников, а, с другой, позволяла своевременно избавляться от профессионально слабых и недостойных. Во многом эти задачи поможет решить дальнейшее совершенствование контрактного механизма взаимоотношений служащего и государственного органа, придание большей четкости этим отношениям, вплоть до перехода к принципу пожизненного найма на государственную службу.