Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:18, контрольная работа
Таким образом, цель данной работы – это выявление проблем и недостатков федерализма. В соответствии с поставленной целью можно определить ряд задач:
1. проанализировать концепцию федерализма в аспекте государственного устройства
2. показать авторскую позицию к данной теме.
3. выделить современные проблемы российского федерализма.
Введение 3
I. Форма государственного устройства: понятие, виды и значение для формы государства. 4
II. Федеративная форма государства 7
1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации. 7
2. Виды федераций 12
3. Современные проблемы российского федерализма 13
Список используемой литературы: 22
Оглавление
Сегодня политическая и юридическая науки рассматривают федерализм как сложное социальное явление, подразумевая под ним и принцип, и режим, и форму государственного устройства, которое позволяет обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее политико-территориальной организации на нескольких уровнях. В данной работе будет рассматриваться федерализм как принцип и практика государственного устройства. Отсюда можно выделить предмет и объект исследования.
Предмет исследования – федеративная система в аспекте государственного устройства. Объект исследования – политическая система общества, структура общественных объединений, международных организаций в контексте федеративного устройства.
В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.
Таким образом, цель данной работы – это выявление проблем и недостатков федерализма. В соответствии с поставленной целью можно определить ряд задач:
Методологическую
основу данного исследования составляют:
сочетание принципов
Форма
государственного устройства - национальное
и администpативно-
- из
каких частей состоит
- каково
правовое положение этих
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в
какой государственной форме
выражаются интересы каждой
По
форме государственного устройства
все государства можно
На
сегодняшний день выработаны лишь две
формы организации
Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.
Необходимость
определенным образом построить
территориальную организацию
После
определенного порога численности
граждан и размеров территории возникает
необходимость разделить
Как,
например, шла территориальная
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое тоже влияют на территориальную организацию государства.
Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
Так оно собственно и должно было быть при переходе человечества в IV - III тысячелетии до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов - государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.
Разумеется,
государство - это не сумма его
территориальных образований, но без
этой структуры государство
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном правительстве предпринимались первые серьезные попытки федерализации обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад министра-председателя внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти". Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918 г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.
По
мнению Хаффмана, федерализм - это такая
форма организации
Федерализм, на мой взгляд, - не только и даже не столько "Форма организации правительства", сколько, прежде всего форма организации самого государства.
Аксиоматичным,
в частности, представляется то обстоятельство,
что любая федеративная система,
независимо от ее черт и специфических
особенностей, выступает как единое
союзное государство, состоит из
двух или более относительно самостоятельных
государств и государственных образований.
Каждое из них, будучи субъектом федерации
имеет свое собственное административно-
Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:
-
добровольное объединение
-
равноправие субъектов
-
плюрализм и демократизм во
взаимоотношениях субъектов
-
широкие возможности граждан
активно и беспрепятственно
-
соблюдение законности и
Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями - своего рода властными центрами, "законные полномочия которых гарантируются конституцией". Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.
Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:
-
"примирение единства и
-
защита от тирании
-
создание условий для участия
населения в политических
-
создание условий для
Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.
Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
6.
Основную общегосударственную
Федеральную
систему государственного устройства
можно рассмотреть на примере
Соединенных Штатов Америки: центральным
элементом американского
Информация о работе Федерализм как принцип и практика государственного устройства