Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

Файлы: 1 файл

Pechat_Kursovaya.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образования

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И.Лобачевского»

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

Курсовая работа

по теории государства  и права на тему

«Функции  государства»

 

 

 

Выполнила:

                                                                                            студентка I курса

                                                                                            группа 12а-14ю-13

                                                                                            Даниленко Д.П.

 

Научный руководитель:

Макарова С.В.

 

Н. Новгород

2013

 Введение.

Для своей курсовой работы я выбрала тему «Функции  государства», поскольку считаю её наиболее интересной, важной для понимания сущности государства и актуальной, так как функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна данная тема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество. Также актуальность данной работы заключается в том, что, изучив функции государства, можно понять суть государства, его роль и значение в жизни общества.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

 

Методологической  основой работы послужили такие методы как метод историзма и метод сравнительно - сопоставительный.

Объектом является государство в целом.

Предметом является понятие функций государства.

При выполнении данной курсовой работы я изучила и проанализировала отдельные главы учебников по теории государства и права, посвященные теме «Функции государства», статьи из газет и журналов, монографии юристов, нормативно-правовые акты. Моя работа базируется на учебной литературе, поскольку большинство монографий и статей, указанных в списке рекомендуемой литературы, отсутствует в библиотеках, поэтому мне удалось ознакомиться лишь с некоторыми из них.

 

 

1.1Понятие и  признаки функций государства.

Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т. е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом  плане термин «функция» понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства наукой рассматриваются с различных  точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих причины и основания  происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных  функций публичного характера. Функции государства — категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования)[1]. В этой связи следует согласиться с точкой зрения премьер-министра Индии Манмохана Сингха на сущность государственной власти. Он считает, что «власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества»[2].

В отечественной юридической  литературе функциям государства даются практически единообразные определения, которые звучат следующим образом: «функция государства - это одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед  ним задач» [3]. Или: «функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» [4]. Как более полный вариант: «функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» [5].

__________

[1] Теория государства  и права: учеб. / А. В. Мелехин.  — М. : Маркет ДС, 2007.  Стр98-99

[2] Первые лица (Манмохан Сингх, премьер_министр Индии) // Коммерсантъ. 2005. 7 сент.

[3] Теория государства  и права: учеб.  / Иванов А.А.  – М.: Юнити-Дана, 2007. Стр.73

[4] Теория государства  и права: учеб.  / В.И.Червонюк  – М.: ИНФРА-М Изд.дом ООО,2006.стр.81

[5] Теория государства  и права: учеб. / под ред Корельского  В.М, Перевалова В.Д_2002 2-е изд.стр.147

Можно заметить, что в  основе всех этих определений лежит  понимание функций государства  как основных  направлений его  деятельности. Однако

здесь нужно подчеркнуть  специфический смысл категории  «функция», ее

особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе  не ясно, чем функция как главное  направление деятельности государства  отличается от его фактической, реальной деятельности.

Следует исходить прежде всего  из того, что «функция» (в переводе с лат. -«исполнение») - это категория  системного подхода и она применима  к характеристике любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы  дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы.

Поэтому функцию следует  отличать, с одной стороны, от целей  и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной, фактической  деятельности, то есть от той деятельности, которую система производит «на  деле». В жизни, на практике системы  по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций. [1]

Функции государства —  это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.[2]Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.[2]

5.  По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства.

[1] Теория права и государства.  Проблемы теории права и государства:  Вопросы и ответы: учеб. /  Протасов  В.Н.  — М.: Новый Юрист, 1999.стр117-119

[2] Теория государства и права: учеб. /   Алексеев С.С., Архипов С.И. и др., 1998.стр.130-133

 

В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство  в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Поэтому одни и те же функции  у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.[1]

Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

Например, в связи с  очередным Всемирным экономическим  форумом в Давосе (2006 г.) служба изучения общественного мнения Gailup International провела два опроса с одними и теми же вопросами, связанными с определением приоритетных задач, стоящих перед мировыми лидерами.[2] В первом опросе участвовало 50 000 жителей из более 60 стран, а во втором — участники форума.

6. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных

органов или же государственных  организаций. Функции последних, хотя и имеютв большинстве своем немалую  значимость для жизни общества и  государства, но,тем не менее, они  обладают по сравнению с функциями  всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции  государства охватывают собой всю  его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или  механизма, то функции отдельных  органов распространяются лишь на часть  его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей. Например, в ходе проводящейся административной реформы в Российской Федерации (2003—2005 гг.) часть функций государственных  органов были признаны избыточными. Поэтому посчитали целесообразным их реализацию передать общественным организациям.[1]

7. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.[1]

___________

[1] Теория государства  и права: учеб. / А. В. Мелехин.  — М. : Маркет ДС, 2007.  (Университетская серия)стр.105

[2] Алексеев А. Народы отстают от своих лидеров в экономическом росте // Коммерсантъ. 2006. 1 февр.

«Понятие функций государства  не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к  чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Понятие функции государства появилось  и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной  теории государства и права. В  рамках марксистско-ленинского подхода  к государству выделялись, как  уже указывалось выше, классовая  сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку, и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их система  структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой  сущности и формы государства, постольку  для определения этой зависимости  вполне уместным является понятие именно функции. И это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства – его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и т.п. При этом новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью государства – социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и т.п. На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал исторический опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.»[1]

Информация о работе Функции государства