Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).
Объединенные Арабские Эмираты
Провозглашение в 1972г. единого независимого государства- Объединенных Арабских Эмиратов- юридически закрепило объединение тождественных по истории, вероисповеданию и языку семи эмиратов Персидского залива. Руководство ОАЭ поставило своей задачей создание единого национального хозяйства и переход его от традиционной к современной модели экономического развития.
ОАЭ достигнуты
важные социально- экономические перемены.
Диссертант отмечает, что государственная
собственность на недра и на добытые
ископаемые позволила использовать
получаемые доходы не столько для
обогащения шейхов, сколько на развитие
национального хозяйства и
В перспективе на XXI столетие положение ОАЭ представляется достаточно устойчивым. Страна располагает углеводородными ресурсами, которых при нынешних объемах добычи хватит не меньше, чем на 100 лет.
Для решения этих задач использовались доходы от экспорта нефти, особенно в 1973- 1981 гг., когда по инициативе ОПЕК, участниками которой были и ОАЭ, мировые цены на нефть были подняты более чем в несколько раз. В дальнейшем, доходы от продажи нефти, а затем и природного газа инвестировались в различные отрасли национального хозяйства, и в первую очередь- в нефтяную промышленность.
В период 1990- 2003 гг. наиболее интенсивно проводятся преобразования в экономической структуре ОАЭ. Руководство страны, столкнувшись с неустойчивой конъююурой мирового нефтяного рынка, поставило задачу добиться диверсификции национальной экономики, изменения товарной структуры экспорта, расширение географии внешней торговли.
На этом пути руководство ОАЭ встретилось с многочисленными проблемами и противоречиями экономического развития, обусловленными как внешними, так и внутренними факторами. Объективная необходимость требовала преобразования традиционного хозяйства (в котором до 90-х годов была занята значительная часть населения) в современное, основанное на развитых рыночных отношениях, отраслях новой экономики, современных методах организации банковской деятельности и других видов услуг. Одновременно правительство решало и политические проблемы, преодолевая сопротивление отдельных эмиратов, не желавших делегировать часть своих властных полномочий центральному правительству (до сих пор по ряду вопросов отдельные эмираты, в известной мере, сохраняют свою экономическую и политическую автономию). Наконец, необходимо было решить задачу привлечения в национальное хозяйство дополнительной рабочей силы (простой и квалифицированной)- поскольку местное трудоспособное население было неграмотным и не проявляло интереса к труду в современном секторе хозяйства.
Для преодоления объективных трудностей руководство ОАЭ первоначально широко использовало государственный сектор, в частности государственную нефтяную компанию, которая вела поиск, добычу и экспорт черного золота. Накопленный таким образом государственный капитал направлялся во все сектора национальной экономики в целях ее модернизации, а также для повышения благосостояния населения. В целях решения поставленных задач государство использовало планы социально- экономического развития страны.
Постепенно правительство ОАЭ создавало правовые и экономические условия для развития частного предпринимательства, которое особенно активно себя проявило в созданных многофункциональных свободных экономических зонах (СЭЗ). Одновременно государство приняло законы, поощрявшие приток иностранного капитала. В стране, особенно, в СЭЗ, нередко создавались смешанные предприятия с участием государственного, частного и иностранного капиталов. Зарубежные инвесторы получили свободу вывоза капитала и льготные таможенные пошлины.
Государство, несмотря на активизацию национального капитала и приток иностранных инвестиций, продолжает играть важную роль в деле индустриализации и, особенно, в расширении производственной и социальной инфраструктуры. В частности, следует отметить большие усилия государства в деле развития систем образования и здравоохранения. В стране, где число грамотных людей было ничтожно мало, создано большое количество школ, колледжей и даже универсистетов, а часть студентов: направляется на учебу за рубеж.
На внутреннем рынке рабочей силы преобладают иностранные рабочие, для которых правительство создает льготные условия пребывания. Часть высококвалифицированных кадров привлекается из западных государств. Начавшаяся в 90-х годах политика эмиратизации не принесла по ряду причин необходимых результатов. Иностранные рабочие и ныне составляют около половины занятого в экономике населения Эмиратов.
Крупные преобразования прошли в финансово- кредитной системе. Получение валютных доходов от продажи нефти и газа и необходимость обслуживания масштабных финансовых операций обусловили создание десятков банков, среди которых большинство (26 из 47) составили иностранные банки. В 90-х годах ОАЭ превратились в один из крупных финансовых центров мира, в том числе и по обслуживанию исламского капитала.
Инвестиционная деятельность банков создала предпосылки для; развития обрабатывающих отраслей промышленности: переработка нефти, сжижение газа, производство алюминиевых или медных полуфабрикатов, комплектующих для машин и оборудования. В целом за период 1990- 2002гг. доля промышленности в ВВП ОАЭ возросла с 17,7% до 24%. Новые отрасли производства не только диверсифицировали национальное производство, но и номенклатуру товарного экспорта, и хотя в 90-х годах доля готовых товаров в общем экспорте страны оставалась незначительной, тем не менее сделан важный шаг в этом направлении.
Со второй половины 90-х годов основными торговыми партнерами стали развивающиеся страны, прежде всего Ближневосточного региона. В целях стимулирования продаж национальных товаров на внешних рынках эмиратские банки нередко предоставляли некоторым странам Африки и Азии коммерческие и банковские кредиты. В результате, происходила товарная диверсификация экспорта и расширялась география стран- покупателей.
За период 1990- 2002гг. ОАЭ смогли получить значительные доходы в нефтедолларах, которые стали основой инвестиций в экономику и социальную сферу. ВВП почти удвоился, а в расчете на душу населения - возрос до 21,2 тыс. долл. в 2000г. По этому показателю ОАЭ обходят страны, ОПЕК и другие нефтеэкспортирующие страны.
На наш взгляд, страна располагает рядом возможностей, чтобы в ближайшей перспективе выйти на более высокий уровень развития. В то время как у многих нынешних поставщиков нефти ее запасы быстро истощаются, ОАЭ обеспечены разведанными резервами минимум на сто лет (при существующих объемах добычи жидкого топлива). Кроме того, за счет развития СЭЗ, диверсификации экспорта товаров, более широкого привлечения иностранных туристов, страна может развивать альтернативные нефтяному сектору сферы хозяйства и, в известной мере, нивелировать возможные негативные для экономики страны последствия колебаний цен на мировом рынке сырой нефти. Наконец, банковская система, включая исламские банки, обеспечивает стабильный доход государству и обществу. На базе проведенного исследования, можно утверждать, что у ОАЭ в целом есть реальная перспектива добиться еще более высокого уровня экономического и социального развития.
Кувейт
К 1994 г. шесть из девятнадцати арабских стран уже являлись участниками Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), в том числе и Кувейт, который стал одним из первых арабских госудврств вступивших в ВТО 1 января 1995 года.
Кувейт, будучи членом ГАТТ, а затем и ВТО, не предоставлял информации по состоянию экономики в секретариат ВТО, что объясняет отсутствие Обзоров торговой политики по указанному государству.
Все арабские
страны, являющиеся членами ВТО,
присоединились к организации
со статусом развивающихся
Все АС - члены
ВТО связали большинство
Практически у всех арабских государств — членов ВТО на данном этапе возникают определеннее затруднения в связи с регулированием торговли правами интеллектуальной собственности. Несмотря на определенные шаги на пути совершенствования законодательной базы, в реальности проблемы незаконного использования интеллектуальной собственности и наличия контрафактной продукции остается неразрешенной и вызывает ряд нареканий. Арабские страны в большинстве не поддерживают либерализацию торговли сельскохозяйственными товарами.
Все арабские государства, присоединившиеся к ВТО, обеспечили для себя длительный переходный период. При этом даже после его завершения многие страны сделали запрос о его продлении. Арабские страны Залйва оговорили большое число ограничений, касающиеся сферы услуг, а также требование найма местного населения и его приоритет при найме перед иностранными работниками.
Процесс присоединения семи арабских государств, получивших статус наблюдателя в ВТО, растянулся на долгие годы и находится на разных стадиях. Главным фактором, определяющим длительность процесса присоединения стал фактор политической и экономической нестабильности и нежелание некоторых стран открывать для иностранных конкурентов ключевые отрасли экономик. Приоритет присоединения страны к ВТО неодинаков для всех семи стран, в силу разных уровней экономического развития. В условиях экономического кризиса и политической нестабильности в ряде арабских государств правительства стран-наблюдателей могут усилить вмешательство в экономику и применить протекционистские меры, что негативно скажется на замедлении процесса присоединения к ВТО.
Арабские государства на данном этапе не придерживаются общей позиции по ключевым вопросам, и тем более не сформировали единой коалиции в рамках Доха - раунда. Несмотря на тот факт, что все члены ССАГПЗ к настоящему времени являются членами ВТО, единой позиции в рамках Доха -раунда среди них также выработано не было. При этом арабские государства — члены ВТО выдвигают достаточно общие и нейтральные предложения.
Катар
К концу 2010 г. 11 арабских государств являлись полноправными членами ВТО, при этом 6 стран присоединились к ГАТТ до 1995 г. В настоящее время еще 7 арабских государств имеют статус наблюдателей при ВТО и добиваются завершения переговорного процесса и получения статуса членов организации.
Все арабские
государства, присоединившиеся к ВТО,
обеспечили для себя длительный переходный
период. Эффект от присоединения к
ВТО на увеличение объемов экспорта
или импорта стран был
Несмотря
на улучшение инвестиционного
Следует отметить, что большинство арабских государств не используют инструменты ВТО, направленные на регулирование международной торговли, в частности механизм регулирования споров. Египет является единственным арабским государством, активно использующим механизм разрешения споров. Арабские государства на данном этапе не придерживаются общей позиции по ключевым вопросам, и не сформировали единой коалиции в рамках Доха - раунда.
6. Процесс
присоединения семи арабских
государств, получивших статус наблюдателя
в ВТО, находится на разных
стадиях. Политическая
В Заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования. В частности отмечается, что региональная экономическая интеграция и либерализация торговых связей в глобальном формате, несмотря на наличие ряда противоречий, отвечает целям развития. С точки зрения содействия этим целям необходимо отметить положительный эффект как от заключения региональных торговых соглашений, так и от деятельности, осуществляемой в рамках ВТО. При этом, образование региональных экономических сообществ и присоединение к многосторонним соглашениям способствует расширению экспорта и импорта и совершенствованию различных институтов внутри страны. Региональная интеграция для арабских стран способствует расширению торговли, работа в рамках ВТО способствует структурным реформам и большему соответствию нормативно-правовых баз АС международным стандартам. В долгосрочной перспективе региональная экономическая интеграция для арабских государств, по всей вероятности, сохранит свой приоритет над глобальной либерализацией, поскольку в большей степени, нежели многосторонние соглашения, способствует увеличению торговли как между арабскими странами, так и между АС и их партнерами.
Неравномерное
распределение природных