Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).

Файлы: 1 файл

Глава 4.docx

— 132.68 Кб (Скачать файл)

 Вот таковы  «правила» ВТО. Не трудно заметить, что по ним живут любые преступные  сообщества. Разница лишь в том,  что в традиционных мафиозных  преступных группировках «правила»  называются «понятиями». Самый  верный способ сохранить свой  кошелек и свою жизнь – сторониться  преступных сообществ. Тем более  международных.

_______________

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Снижение  таможенных барьеров после вступления в ВТО, к примеру, в Саудовской Аравии только за один год повысила объем прямых иностранных инвестиций на 51%», - сказала Глубоковская.

Россия в  ВТО и последствия 

 для ее  минерально-сырьевого комплекса

 

Козловский  Е. А.,

Председатель  Комитета Госдумы по экономической  политике, инновационному развитию и  предпринимательству И. Руденский, поддерживая присоединение к ВТО, признал, что сейчас, когда документы подписаны и «поезд ушёл», мы только «вступаем в стадию предметного изучения пакета соглашений по ВТО». А вице-президент «Деловой России» В. Сурвилло отметил «глобальную неинформированность бизнеса о том, что происходит, и в чём суть этого соглашения. Лишь 6% опрошенных предпринимателей представляют себе, как будут адаптироваться к ВТО, 11%  - только собираются это продумать,  48% будут разрабатывать какие-то меры, когда их это коснётся, а 34% заявили, что ничего разрабатывать не планируют».

В обществе из-за отсутствия полной информации нет  чёткого отношения к этой проблеме, обстановка накаляется, поэтому возникают  сомнения, а  всё ли учло правительство, в частности, по минерально-сырьевому  комплексу России – главному составляющему  её экономики, предприняв столь серьезный  и ответственный шаг.

Бизнес в  условиях ВТО

Либерализация мировой торговли в рамках Всемирной  торговой организации при максимальной свободе перемещения капитала, рабочей  силы, товаров и услуг, требует  от стран-членов ВТО взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования  в торговле товарами и услугами иностранного происхождения, регулирования торговли исключительно тарифными методами, открытости торговой политики, отказа от использования ограничений, и  др.

 В современных  условиях конкурентоспособность  экономики и экономическая безопасность  государства, состояние социально-экономической  сферы зависят от конкурентоспособности  всех бизнес-структур, независимо от их формы собственности и вида деятельности. Конкурентоспособность определяется, в том числе, соответствием существующим международным стандартам системы менеджмента качества.

В странах  с развитой рыночной экономикой соответствие бизнес-структур этим стандартам является заботой их владельцев, а в странах с развивающейся рыночной экономикой, например, в Китае,  вопросы стандартизации и сертификации относятся к государственной политике. К сожалению, в России эта проблема, даже после договорённостей о вступлении в ВТО, на государственном уровне до конца не понята, в связи с чем, она не формулируется хотя бы для предприятий реального сектора экономики.

 При присоединении  к ВТО государства делегируют  ей часть своих суверенных  полномочий. Но они теряют возможность  централизованно планировать развитие  страны, обязуясь под надзором  соответствующих независимых международных  комиссий проводить политику  обеспечения качества судебной  системы, нормативно-технического  регулирования, снижения бюрократического пресса чиновников и непрозрачности регулирования, защиты прав собственности, совершенствования налоговой и таможенной системы рыночными методами. Если государство этого не делает, оно подвергается серьёзным экономическим санкциям  со стороны других членов ВТО.

 Вступление  России в ВТО может иметь  необратимые последствия для  ее экономики, экономической безопасности  и благополучия населения. Согласно  правилам ВТО, бизнес-структуры, не сертифицированные в свете требований международных стандартов качества, начнут вытесняться с внутреннего рынка зарубежными компаниями, не говоря уже о потере зарубежных рынков, за исключением только экспорта сырьевых ресурсов и продукции первого их передела. К подобным событиям зарубежные компании, в первую очередь из США и ЕС, уже готовятся и вкладывают в это серьёзные средства.

 Деятельность  ВТО осуществляется якобы с  целью защиты от любых недобросовестных  действий, ухудшающих конкурентоспособность  предпринимателей из разных стран.  Главный принцип ВТО заключается  в том, что все, что ограничивает  конкурентоспособность производителей  продукции на внешних и внутренних  рынках мира, должно соответствовать   принятым Генеральным соглашениям,  договорам и протоколам. Члены  ВТО должны поощрять рассмотрение  споров предпринимателей своих  стран иностранными арбитражными  судами.

  Регулирование  торгово-политических отношений  участников организации осуществляется  на основе пакета соглашений  Уругвайского раунда многосторонних  торговых переговоров (1986-1994). Эти  документы являются правовым  базисом международной торговли  и международного разделения  труда. Политолог В. Тор ядовито  подметил:

 «Когда  экономики развивающихся стран  вступают в конкурентную борьбу  по жёстким правила ВТО, они  оказываются в роли подростка,  который прочитал несколько книг  о боксе и вышел на ринг, чтобы сразиться с профессиональным  бойцом. Результат таких схваток  предсказуем: используя свои конкурентные  преимущества и юридические инструменты,  лидеры мировой экономики взламывают  слаборазвитые национальные рынки,  захватывая контроль над ресурсами  неосторожных новичков, ликвидируя  даже потенциальную угрозу своему  экономическому лидерству».

 ВТО требует  перехода на единые стандарты  судебных, административных, налоговых,  таможенных и иных процедур  работы государственных органов  с бизнесом. Государству предписывают  вести себя как беспристрастный  регулятор рынка по отношению  к частным и государственным  компаниям. В большинстве положений  и стандартов ВТО не делается  различий между частными и  государственными компаниями, при  этом за добросовестную конкуренцию  государственных компаний отвечает  государство, а частных  - их  менеджмент. Одно из основных  доказательств конкурентоспособности  продукции (услуг)  –   соответствие  организаций системе менеджмента  качества (СМК), требованиям международного  стандарта ISO 9001:2008 и способность   отвечать за финансовый риск, согласно которому устанавливаются  требования к производителям  товаров и услуг,  инвестиционным  процессам, содержанию и формам  экспертных заключений и т.д. 

 Утверждается, что бизнес в ВТО получает  новые возможности на внутренних  и внешних рынках. Теперь российские  предприниматели смогут на равных  оспаривать в своих  и иностранных  арбитражных судах нарушения  тарифной политики, например, при  установлении высоких импортных  и сертификационных пошлин на  определенные виды продукции,  что приводит к резкому повышению  цен на товары и услуги, т.е.  к потере их конкурентоспособности.  Но это ли главное? Главное – к каким результатам приводит подобное соперничество. Украина вступила в ВТО в 2008 г., выторговав солидный переходный период в 5 лет. В результате к 2012 г. производство автомобилей в стране снизилось в 6 раз. В стране с солидными урожаями свёклы остановились 50 сахарных заводов, резко вырос импорт продуктов питания. Доля импорта свинины на Украине взлетела с 13 до 40%. Импорт капусты, лука и моркови увеличился в 18,5 раза, яблок и абрикосов – в 5 раз.

  За последние  10 лет импортные ставки уже  были снижены в среднем на 30%. В 2005 году Правительство России  обнулило пошлины на ввоз в  страну 1200 видов высокотехнологичного  оборудования. Снижение импортных  ставок и обострение конкуренции  с иностранными производителями  осложнит функционирование отечественных  предприятий, обеспечивающих около  40% совокупного объёма выпуска  продукции в экономике и 60% занятости в промышленности и  сельском хозяйстве.

Расчёты показывают, что прямые суммарные потери, обусловленные  снижением ставок импортных пошлин, в 2020 г. составят около 3 трлн. рублей или 2,3% совокупного выпуска продукции. Большая часть спада придётся на сельское хозяйство и пищевую  промышленность (2,3 трлн. рублей), остальное  – на машиностроение, лёгкую промышленность и другие отрасли. Такое сокращение экономической активности приведёт к потере к 2020 г. около 1,9 млн. рабочих  мест.

К сожалению, российские переговорщики с ВТО  практически не занимались обязательствами, которые касаются сертификации продукции, эффективно закрывающей рынок от  некачественных товаров. Приняв решение  о вступлении в ВТО, Правительство  России обязано было давно приступить к развитию национальной сети конкурентоспособных  национальных и региональных органов  сертификации товаров и услуг  в интересах отечественных производителей. Эти органы подлежат международной  аккредитации и являются важнейшим  звеном ВТО, оказывающим существенное регулирующее влияние на финансовые и товарные потоки, предотвращая поступление на рынки некачественной продукции. Практика Китая свидетельствует, что  подобные центры сертификации обеспечивают удовлетворение растущего спроса населения страны на качественный товар с одновременным повышением экспортных возможностей национальной экономики.

Специалисты подчёркивают, что в России сохраняется  устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. Это может привести к тому, что  экономика России будет еще довольно продолжительное время отставать  от развитых рыночных экономик других стран, используя международные  стандарты, разработанные 10-15 лет тому назад, и прибегая к многократно  завышенным по стоимости сертификационным услугам западных компаний.

Присоединяясь к ВТО, Россия, как и другие члены  этой организации, взяла на себя ряд  обязательств. Их можно разделить  на две группы.

 К первой  группе следует отнести Генеральные  соглашения между государствами,  которые российское правительство  обязуется выполнять после присоединения  к ВТО. Они касаются правил  использования и защиты институтов  инвестиционной,  коммерческой и  интеллектуальной собственности,  а также международной юридической  практики по защите институтов  собственности, экспортеров и  импортеров продукции.

 Во вторую  группу входят защитные меры  по тарифной политике, налоговые,  таможенные и иные пошлины,  защищающие отечественных товаропроизводителей  от давления на российский  рынок импорта зарубежных товаров  и услуг. В отношении экспорта  государство отстаивает перед  другими членами ВТО свои требования  к снижению перечисленных выше  пошлин, облегчая выход своих  товаропроизводителей на мировые  рынки. 

 Международная  практика свидетельствует, что  роль государства на рынках  стран, присоединившихся к ВТО,  при соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции,  снижается, а роль независимых  регуляторов возрастает.

Переход мировой  банковской и финансовой системы  на стандарты БАЗЕЛЬ-2 и БАЗЕЛЬ-3 предусматривает  внедрение в практику финансовых институтов эффективных методов  управления кредитными, рыночными и  операционными рисками, надзора  за достаточностью капитала и прозрачностью  системы управления капиталом. Это  позволяет повышать конкурентоспособность  экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов.

 Требования  ВТО к российским предприятиям

  В России  за последние 15 лет не более 5% предприятий смогли модернизировать свое производство и в какой-то мере соответствуют зарубежным стандартам. Эти предприятия сосредоточены в основном в нескольких регионах России  - Москве, центральном регионе и Западной Сибири, то есть в экономических зонах с высокой стоимостью рабочей силы. Их опыт показывает, что главным требованием со стороны ВТО по отношению к таким предприятиям является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, служащей ориентиром для инвесторов и заказчиков.

 Не менее  важны требования, выполнение которых  повышает конкурентоспособность.  Это рост качества и снижение  цены продукции (услуг), независимо  от того, где эта продукция  (услуга) продается. Конкурентоспособность  менеджмента и продукции компании  зависят также от возможностей  доступа к заемным средствам,  успешной производственной и  торговой деятельности, высокой  квалификации персонала. Для привлечения  сторонних финансовых ресурсов  нужно научиться работать с  типовыми программами управления  активами  - от недвижимости до  интеллектуальной собственности,  прошедшими соответствующую международную  аттестацию в одной из авторитетных  международных организаций. А  для этого необходимо выстроить  процессы финансовой деятельности  предприятия в соответствии с  требованиями стандарта ISO 9001:2008. Предприятие должно осуществлять  полноценный бухгалтерский учет  и внешний аудит своей финансовой  деятельности по МСФО не по  заказу налоговой инспекции, а  в соответствии с требованиями  стандартов глобальной финансовой  отчетности, принятой в мире, и  на основании руководства по  глобальной финансовой отчетности (стандарт ISO 19011).

Информация о работе Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс