Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).
Существенным
компонентом правового
Одной из наиболее
сложных и дискуссионных
Закон «О соглашениях о разделе продукции» был принят 30 декабря 1995 г.[25]. Его главное значение состояло в том, что на территории России была введена мировая практика пользования недрами на основе концессий. однако практическая реализация закона требовала существенных уточнений и устранения противоречий с другими законодательными актами, прежде всего, законом «О недрах»[26]. Некоторые нефтяные компании не одобряли закона о СРП, поскольку он давал неоправданные, по их мнению, налоговые льготы инвесторам. Кроме того, сами принципы СРП вызывали ожесточенное сопротивление левых кругов российского парламента, поскольку воспринимались ими как часть политики реформаторов, ведущей к расхищению национальных богатств и установлению зависимости российской экономики от иностранного капитала.
Объектом
критики со стороны либеральных
кругов и руководителей нефтяной
промышленности (в том числе, отраслевого
министерства) в течение всего
периода 1990-х – начала 2000-х гг.
оставался фискальный характер налоговой
политики государства в отношении
нефтегазового сектора, который
ставил российских производителей и
потребителей нефти и нефтепродуктов
в невыгодные условия по сравнению
с другими странами-
Тем не менее,
нефтяной комплекс продолжал работать
и даже приносил значительную прибыль.
В частности, осенью 1997 г. семь ведущих
нефтяных компаний из девяти смогли погасить
текущую бюджетную
В 1993 г. группой российских ученых во главе с академиком Р.И. Нигматулиным была разработана концепция Федеральной целевой программы «Нефть и газ России: конец XX и начало XXI веков (наука, конверсия, инвестиции для создания новейших технологий)»[42].Различные аспекты развития нефтяного комплекса России предусматривались федеральными целевыми программами, прежде всего, ФЦП «Топливо и энергия» на 1996-2000 г.[43].
Таким образом, процесс формирования законодательно-нормативной базы функционирования нефтяного комплекса России в 1990-е гг. можно условно разделить на два этапа.
Первый этап
(1991-1995 гг.) характеризуется созданием
правового поля для перехода отрасли
на рыночные рельсы, а именно: изменением
принципов недропользования, осуществлением
акционирования и приватизации предприятий
и объединений нефтяного
Во второй
половине 1990-х гг. российское руководство
предпринимало меры по усовершенствованию
действующего законодательства и разработке
новых правовых норм, обеспечивающих
более эффективное
Тем не менее,
в течение 1990-х гг. в целом была
заложена основа для преодоления
кризисных явлений и
1.
Выступление Президента РФ Д.А.
2.
Выступление Председателя
3. Гарибян Э. С. Нефть России после распада СССР: Разведка и добыча нефти и газа. М., 2005.
4. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005.
5. Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия. М., 1999.
6.
История нефтегазового дела
7. Кондрачук В.В., Оганисьян Ю.С. Нефтегазовый бизнес в российской политике. М., 2005.
8.
Крюков В. Институциональная
9. Лаптев Ю., Зозуля С., Фокеев Е. Обеспечение прав на нефтяные месторождения в Российской Федерации // Нефть, газ и право. – 1995, январь-февраль. – № 1. – С.6.
10. Малушина Н.И. Закон «О нефти и газе»: решение проблем или создание новых // Геология нефти и газа. – 1995. – № 12.
11. Мастепанов А. М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М. 1997.
12.
Нефтегазовая вертикаль № 1 (39).
Специальный Выпуск «Основные
концептуальные положения
13.
Нефть и газ России. История
и перспективы / Ассоциация международного
сотрудничества (АМС), Москва; Центр
исследований
14. Нефть Страны Советов = Soviet Union’s oil: Проблемы истории нефтяной промышленности СССР (1917-1991 гг.): Сб. науч. трудов / РАЕН, Секция нефти и газа; под общ. ред. В. Ю. Алекперова. М. , 2005.
15. Нигматулин Р.И. Нефть и газ России // Вестник РАН. – 1993. – Т.63. – № 8.
16.
Проблемы развития топливно-
17. Пусенкова Н. Нефтяная промышленность России на этапе перехода к рынку / РАН ИМЭМО. - М., 1994.
18. Руфанов А.П., Малышев Ю.М. Издержки эффективности производства // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений: Сборник научных статей / Фонд содействия развитию научных исследования. Под ред Р.Н. Бахтизина и др. – Уфа, 1997. С.11.
19.
Сухоручкин П. Соглашение о
разделе продукции: новый
20. Экономидес Майкл, Олини Рональд. Цвет нефти: Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика. М., 2004.
21.
Энергетическая стратегия
Поступила в редакцию 29.10.2010 г.
[1] Выступление
Президента РФ Д.А. Медведева
на Совещании по вопросам
[2] Выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина на Совещании по проблемам ТЭК в г. Кириши Ленинградской области 13 февраля 2009 г. //premier.gov.ru
[3] Работа нефтяного комплекса России в 1994-1995 гг. // Нефть и бизнес. – 1996. – № 5-6. – С.32-40; Гарибян Э. С. Нефть России после распада СССР: Разведка и добыча нефти и газа. М., 2005; и др.
[4] Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М., 2005. С.95.
[5] Закон
РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»
и Закон РФ от 8 февраля 1995 г.
«О внесении изменений и
[6] Указ Президента
РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О
федеральных природных
[7] Указ Президента
РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных
мерах по преобразованию
[8] Указ Президента
РФ от 17 ноября 1992 г. № 1403 «Об
особенностях приватизации и
преобразования в акционерные
общества государственных
[9] Кондрачук В.В., Оганисьян Ю.С. Нефтегазовый бизнес в российской политике. М., 2005. С. 90.
[10] Крюков
В. Институциональная
[11] Шаммазов А.М. и др История нефтегазового дела России. М., 2001:.С.157-159.
[12] Нефть и газ России. История и перспективы. Женева. - М., 1995. С.137-138.
[13] Шаммазов А.М и др. Указ. соч. С.154.
[14] Пусенкова Н. Нефтяная промышленность России на этапе перехода к рынку / М., 1994. С.5.
[15] Шаммазов А.М и др. С.156.
[16] Лаптев Ю., Зозуля С., Фокеев Е. Обеспечение прав на нефтяные месторождения в Российской Федерации // Нефть, газ и право. – 1995, январь-февраль. – № 1. – С.6.
[17] Нефть, газ и право. – 1995, январь-февраль. – № 1. – С.14.
[18] Инфо-ТЭК: статистика, документы, факты. – 1997. – № 8
[19] Лаптев Ю. Указ. соч. С. 3.
[20] Там же.
[21] Руфанов А.П., Малышев Ю.М. Издержки эффективности производства // Проблемы нефтегазового комплекса в условиях становления рыночных отношений: Сборник научных статей / Фонд содействия развитию научных исследования. Под ред Р.Н. Бахтизина и др. – Уфа, 1997. С.11.
[22] Нефть и бизнес. – 1996. – № 5-6. – С.4-5.
[23] Федеральный Закон РФ от 17.08. 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ 1995 № 34 Ст3426
[24] Нефть, газ и право. – 1995. – №1. – С. 52-53.
[25] Закон РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18.
[26] Сухоручкин
П. Соглашение о разделе
[27] Нефть России. Октябрь-ноябрь 1998 г. № 10-11. С.6.
[28] Пермская нефть. Искусство быть выше обстоятельств. М., 2003. С.30-31.
[29] Там же. С.25.
Исследование прведенное автором по данному вопросу наглядно показывает, что процесс интеграции России в международную торговую организацию имеет крайне противоречивый характер: при явных минусах имеются и существенные плюсы. В любом случае определить реальные последствия такого шага для нашей страны можно будет лишь спустя несколько лет. Остается надеяться на то, что российские власти примут правильные решения и сумеют минимизировать потери страны при вступлении в ВТО.
90% российских
публикаций по проблемам ВТО
посвящены оценке возможных