Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).

Файлы: 1 файл

Глава 4.docx

— 132.68 Кб (Скачать файл)

 Существуют  также проблемы, характерные для  этих секторов экономики: сырьевые  товары исчерпаемы и их добыча и потребление оказывают негативное воздействие на окружающую среду; высокая волатильность цен на сырье на международных рынках создает дополнительные трудности для импортирующих и экспортирующих стран; доминирование добывающей промышленности может привести к зависимости экономики страны от одного сектора.

 Эти характеристики  сырьевых товаров должны учитываться  при разработке и осуществлении  внутренней и внешнеторговой  политики, а также при подготовке  международных соглашений.

Торговая  политика и сырьевые товары

 Страны, импортирующие сырье, внимательно  следят за экспортной политикой  стран, которые богаты природными  ресурсами. Количественные ограничения  экспорта и экспортные пошлины  встречаются в два раза чаще  в торговле сырьевыми товарами  по сравнению с другими продуктами.

 На торговлю  сырьем оказывают влияние такие  широко используемые внутренние  правительственные меры, как субсидирование  и механизмы контроля цен, в  том числе схемы двойного ценообразования.  Существует также такое понятие  как «тарифная эскалация», которое  означает повышение уровней таможенных  пошлин на товары в зависимости  от степени их обработки. Например, в горнодобывающей промышленности  средний тариф на готовую продукцию  в три раза выше, чем на сырье.

 Использование  торговых ограничений неизбежно  оказывает искажающее воздействие  на международную торговлю. Члены  ВТО стремятся оправдать политику  вмешательства государства в  торговлю сырьевыми товарами  тем, что это необходимо для  достижения законных целей, в  частности, для сохранения истощаемых  природных ресурсов, защиты охраны  окружающей среды, обеспечения  развития страны и диверсификации  экспортной базы. Эти члены ВТО  утверждают, что правила ВТО признают  особенности торговли сырьевыми  товарами и предоставляют им  определенную свободу действий. Однако другие члены ВТО хотят  добиться того, чтобы богатые  ресурсами страны учитывали и  тот факт, что обременительные  торговые меры могут привести  к необоснованным затратам как  для страны, применяющей их, так  и для ее торговых партнеров.

 В качестве  практического примера Паскаль  Лами рассмотрел ситуацию, когда  правительство использует экспортную  пошлину с целью сохранения  природных ресурсов для будущих  поколений. Правительства других  стран считают, что этот подход  не является уместным, и они  утверждают, что такая пошлина  приводит к большой разнице  между внутренней ценой на сырье и ценой на этот товар на мировых рынках. Этот разброс цен, по мнению этих стран, влечет за собой два отрицательных последствия. Во-первых, они считают, что низкая внутренняя цена ресурсов может стимулировать чрезмерный уровень внутреннего потребления, что в свою очередь негативно влияет на политику сохранения природных ресурсов. Во-вторых, страны, выступающие против экспортных пошлин, утверждают, что увеличение мировых цен на сырьевые товары снижает благосостояние других государств, которые вынуждены приобретать ресурсы на мировых рынках.

Как регулируется торговля сырьевыми товарами?

 В праве  ВТО нет специального соглашения, посвященного регулированию торговли  сырьевыми товарами; на такие  товары распространяются общие  действующие правила и нормы  ВТО. Принципы недискриминации и свободы транзита, тарифные обязательства и другие нормы направлены на поддержание открытой и предсказуемой торговой системы, которая позволяет обеспечить торговлю ресурсами на взаимовыгодной основе.

 Правила  ВТО предусматривают также некоторые  общие исключения, которые связаны  с сохранением исчерпаемых природных ресурсов и которые направлены на защиту  жизни или здоровья человека, животных и растений. ВТО является лишь неотъемлемой частью системы широкого международного сотрудничества, и многие связанные с сырьем вопросы (такие как право собственности на природные ресурсы, инвестиционная политика, охрана окружающей среды) регулируются за пределами этой организации.

Торговля  сырьем и раунд Доха

 Члены  ВТО придерживаются разных мнений  относительно регулирования торговли  сырьевыми товарами, однако есть  несколько вопросов, по которым  можно достичь необходимых компромиссов  в рамках текущих переговоров  раунда Доха.

 Первый  пример, который привел Лами, связан  с обеспечением выполнения статьи V ГАТТ-1994 (свобода транзита), которая  имеет важное значение для международных поставок сырья. Есть мнение, что действие этой статьи не распространяется на транспортировку товара по фиксированной инфраструктуре, например, трубопроводам. Такое толкование положений статьи V, как отметил Генеральный директор ВТО, создает нормативную неопределенность, которая ведет к экономическим издержкам. Члены ВТО работают над решением этого вопроса на переговорах по упрощению торговых процедур.

 Вторая  проблема, которую затронул Лами, касается устойчивости эксплуатации  сырья. Открытие рынков для  возобновляемых источников энергии  и энергоэффективных товаров в рамках будущих договоренностей раунда Доха будет способствовать сокращению давления на сырьевые товары. Улучшение правил по субсидированию поможет предотвратить чрезмерное потребление ресурсов и снизить отрицательное воздействие на окружающую среду.

 Члены  ВТО рассматривают также проблему  тарифной эскалации. Этот вопрос  связан с развитием стран, так  как повышение тарифов на продукцию  с высокой добавленной стоимостью  влияет в основном на страны  с плохо диверсифицированной  экспортной основой.

 Лами  подчеркнул, что успешное завершение  раунда Доха будет способствовать  улучшению правил международной  торговли сырьевыми товарами.

Проблемы, которые  предстоит решить в будущем

 И хотя  переговорщики уже работают над  тем, как улучшить торговлю  сырьевыми товарами, существует  ряд проблем, решение которых  потребуется в будущем.

 В качестве  первого вопроса Лами обозначил  торговую политику стран. Члены  ВТО могли бы взять обязательства,  устанавливающие предельные связанные  уровни экспортных пошлин, – как  это было сделано для импортных  пошлин – но многие из них  не сделали этого. Отсутствие  таких обязательств также ведет  к определенным финансовым издержкам.

 Второй  вопрос связан с внутренней  политикой. Когда природные ресурсы  сконцентрированы в некоторых  странах, граница между торговлей  и внутренней политикой зачастую  размыта. Есть мнение, что потребительский  налог или внутреннее регулирование  может иметь такой же экономический  эффект, как таможенные тарифы  в странах, которые импортируют  сырье. Некоторые эксперты также  считают, что квоты на добычу  полезных ископаемых или недостаточное  осуществление конкурентной политики  в богатых природными ресурсами  государствах могут иметь последствия,  которые аналогичны ограничениям  на экспорт сырьевых товаров.  Кроме того, сказывается отсутствие  специальных международных правил  по конкуренции. Сосредоточение  внимания лишь на одной из  эквивалентных мер может оказаться  недостаточным для обеспечения  неискаженной торговли.

  Третий  вопрос касается функционирования  наднациональных институтов. Многие  вопросы, связанные с сырьевыми  товарами, регулируются международными  правилами, созданными вне ВТО.  В условиях, когда дискуссии о  сырьевых товарах проводятся  в рамках различных форумов,  особенно важно добиться сотрудничества  и согласованности действий. При  этом правила должны восприниматься  странами как справедливые и  эффективные и обеспечиваться  сильными наднациональными институтами. Ряд проблем может быть решен лишь путем улучшения глобального управления.

  

 Россия  является мировым лидером по  размерам производства и продаж  сырьевых товаров, а ЕС –  ведущим импортером сырья.

  «И Россия, и ЕС в экономическом плане  оказались достаточно уязвимы.  Кризис это отчетливо показал.  Россия по-прежнему сильно зависит  от сырьевой конъюнктуры. Евросоюз, пожиная плоды многолетней деиндустриализации, столкнулся с реальной угрозой ослабления своих позиций на рынках промышленной и высокотехнологичной продукции», – отметил Председатель Правительства России Владимир Путин в своей статье для немецкой газеты «Зюддойче Цайтунг».

  В 2011 г. доходы российского бюджета  планируются в объеме 17,6% ВВП страны (8,844 триллиона рублей), в том числе на нефтегазовые доходы должно прийтись 8,1% ВВП (4,090 триллиона рублей), а в 2012 г. – 17% и 7,9% ВВП соответственно.

При взгляде  на карту мира, где выделены страны — члены Всемирной торговой организации (ВТО), обращаешь внимание на то, что  за пределами этой глобальной организации  остались, главным образом, представители  двух регионов: СНГ и Ближнего Востока.

Торговля  между ближневосточными странами характеризуется  крайне низким уровнем, что во многом связано с недостаточной диверсификацией  экономик и значительным разрывом в  уровнях экономического развития внутри ближневосточного региона. Препятствием на пути увеличения как внутрирегиональной, так и межрегиональной торговли арабских государств являются также несовершенство торгового права и пробелы в национальных законодательствах.

В последние  годы большинство арабских стран  ощущает замедление темпов экономического роста и снижение притока иностранных  инвестиций. При этом основной объем  арабских инвестиций уходит за пределы  ближневосточного региона. В этих условиях правительства ищут возможные пути для обеспечения стабильного  экономического роста, привлечения  иностранных инвестиций, решения  внутренних социально-экономических  проблем, увеличения объемов межрегиональной  торговли и расширения торговых связей. Эти проблемы во многом определяют тот факт, что присоединение к  ВТО уже в течение нескольких лет является одной из приоритетных задач для правительств арабских государств, имеющих статус наблюдателей при ВТО.

   4.3. Перспективы развития нефтегазового хозяйства  арабских стран, планирующих вступление в ВТО на примере Ливии

В настоящее  время 6 арабских государств имеют статус наблюдателей при ВТО: это Алжир, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия и Судан.

Рассмотрим  подробнее ситуацию с присоединением к ВТО, в частности – Ливии.

Первая  попытка Ливии вступить в ВТО  относится к декабрю 2001 г., но встретила  сопротивление со стороны западных стран, особенно США в силу разногласий  между правящими режимами Ливии  и  Соединенных штатов.

 В июле 2004 г. Генеральный совет согласился  учредить Рабочую группу для  рассмотрения заявки Ливийской  республики. Однако,  к настоящему времени ни одного заседания Рабочей группы еще не состоялось.

Хотя это  могло  сать еще одним шагом Ливии на пути к выходу из международной изоляции. В условиях, когда полковник Муаммар Каддафи побежден, перспективы для Ливии можно суммировать одним словом: нефть.

Как показывает опыт этих, замкнутость и внутренняя ориентация экономики не обеспечивают должного экономического роста. При этом в условиях экономического кризиса можно предположить, что многие страны усилят вмешательство государства в национальную экономику и прибегнут к частичном отказу от либерализации, что негативно скажется на процессе присоединения к ВТО.

Значительно отличаясь от ситуаций с революциями  в Тунисе или Египте, или восстаниями  в Йемене, Бахрейне или Сирии, в  ливийской ситуации возможности  новых лидеров страны в значительной степени зависят от того, как им удастся вновь запустить работу нефтяного сектора, на долю которого приходится 95% доходов Ливии, и благодаря  которому будет финансироваться  практически каждая копейка ливийских  государственных услуг.

Однако насколько  легко нефтяной сектор сейчас способен собрать себя, что называется, по кусочкам, неясно. Если послушать Али  Тархуни (Ali Tarhouni), министра финансов и нефти в повстанческом Переходном национальном совете (ПНС), это звучит весьма просто. На прошлой неделе он сказал CNN, что шестимесячная война, судя по всему, нанесла ущерб только «десяти процентам» нефтяной инфраструктуры, а также добавил, что он очень удивился, когда обнаружил, что силы Каддафи не взорвали и не сожгли ключевые объекты - такие, например, как нефтеперерабатывающий комплекс в Эз-Завии в тридцати милях к западу от Триполи. Производство нефти в Ливии резко упало с началом революции в феврале, достигнув в прошлом месяце самого низкого уровня в 60 000 баррелей в день. Это просто капля в море по сравнению с уровнем в 1,6 миллиона баррелей в день, который наблюдался, например, в январе. Тархуни заявляет, что газопроводы начнут работу практически незамедлительно, а в течение четырех месяцев Ливия может довести объем производства нефти до 500 000 баррелей в день, а за год вернется к довоенным объемам.

Но оценки руководства повстанцев могут оказаться  слишком оптимистичными - неудивительно, учитывая их крайне оптимистичный настрой  после того, как им удалось сокрушить 42-летнюю диктатуру всего за шесть  месяцев. В том, что касается производства нефти, реальность, как говорят аналитики, может оказаться гораздо более  отрезвляющей, чем предполагает Тархуни. «Чтобы вернуться обратно на уровень производства в 1,6 миллиона баррелей в сутки, потребуется около трех лет», - говорит Росс Кэссиди (Ross Cassidy), нефтяной исследователь по Северной Африке в Wood Mackenzie, эдинбургской консалтинговой компании, занимающейся вопросами глобальной энергетики, которая недавно проводила анализ ливийского нефтяного месторождения. Работа по выкачиванию нефти на новых месторождениях в Сахаре на удаленном юго-западе Ливии действительно может начаться быстро. Однако около двух третей производства в стране поступает с гигантских месторождений вокруг бассейна Сирта в центре и на востоке страны, а там инженеры могут столкнуться с серьезными трудностями, говорит Кэссиди, даже не учитывая того факта, что вооруженные сторонники Каддафи по-прежнему отсиживаются в почти что средиземноморском городе Сирт. Так как большинство из этих месторождений разрабатываются с 1960-х годов, нефть на них нужно качать постоянно, с целью не допустить засорения труб. «Возраст некоторых из них насчитывает десятки лет, - говорит он. - В ходе шестимесячного перерыва в работе на этих месторождениях пластовое давление могло упасть, и нефтяные объекты могли засориться».

Информация о работе Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс