Исходя
из рекомендаций ВТО, следует
учесть, что федеральная власть
теряет возможности централизованно
и комплексно планировать развитие
Российской Федерации. Вместе
с тем, для России назрела
необходимость организации профессиональной
массовой подготовки персонала
компаний, и подготовки для них
сертифицированных высококлассных
специалистов - экспертов и чиновников
всех уровней. Международный опыт
предприятий показывает, что они
тратят на подготовку и сертификацию
своего персонала не менее
20% от общих ассигнований. В России
этот показатель существенно
ниже, составляя не более 0,8% для
малого и среднего бизнеса
и 12% - для крупного бизнеса.
Для системы
финансовой отчетности на основе
МСФО необходимо подготовить
новое поколение бухгалтеров,
способных управлять активами. От
аудиторов также потребуются
обновленные знания глобальной
финансовой отчетности, особенно
в части экологических и социальных
активов.
Большое внимание
в ВТО уделяется защите интеллектуальной
собственности. В российском законодательстве
правовые и экономические отношения,
связанные с интеллектуальной собственностью,
регулируются комплексом законов и
подзаконных актов. Если у предприятия
или физического лица есть патент, то оно
обладает всем арсеналом исключительных
прав на интеллектуальную собственность
и может сразу включать ее в хозяйственный
оборот, продавая лицензии или переуступая
патент, независимо от того, отражен он
на балансе предприятия или нет.
Всемирная
организация интеллектуальной собственности
использует в своей деятельности
стандарты, снижающие сложность
и стоимость обслуживания, а также
налоговые риски, и позволяющие
создать высокую добавленную
стоимость активов из интеллектуальной
собственности. Эти стандарты
рекомендованы к применению Генеральными
соглашениями по интеллектуальной
собственности ВТО. Они трактуют
ее понятие более широко и
рассматривают ее в качестве
залога, других нематериальных активов,
не требующих значительных налоговых
санкций и других дополнительных
затрат.
Общепризнанный
специалист по этим проблемам
В. В. Овчинников писал: «Значительная
часть общества, политической и
экономической элиты России,
не воспринимает важность целей
и способов их достижения в
области интеллектуальной собственности,
и считает, что Россия окончательно
проиграла в мировой конкуренции
по созданию ликвидных нематериальных
активов из интеллектуальной
собственности и нужно обустраиваться
в той реальной материальной
экономике, куда Россию допустят.
То есть среди неразвитых стран,
причем по частям. Это обусловлено
тем, что политика в России
не выполняет своей главной
общественной функции - не ставит
конкретных целей инновационной
деятельности и систематически
уходит от ответственности перед
обществом за неверные политические
решения».
В странах,
успешно осуществляющих инновационную
деятельность с целью развития
нематериальных активов предприятий
и государства на основе интеллектуальной
собственности, к финансированию
соответствующих проектов привлекается
в широких масштабах население
этих стран, заинтересованное
в научно-техническом прогрессе
своей страны. Так поступают в
США, где практически каждый
пятый житель так или иначе
участвует в финансировании малого
бизнеса, занимающегося созданием
интеллектуальной собственности
силами, как правило, молодых предпринимателей,
через биржи высоких технологий.
В Европе финансирование гражданами
осуществляется с помощью банков,
хотя только каждый пятнадцатый
житель стран ЕС участвует
в финансировании подобных программ.
Однако в Японии уже каждый
восьмой ее житель вкладывает
свои депозиты в инновации
через банки.
В. Овчинников
перечислил далеко не полный
список проблем, возникающих на
пути интеграции интеллектуального
потенциала России в мировую
инновационную экономику.
Во-первых,
наблюдается явное несоответствие
между интеллектуальным потенциалом
страны и финансовыми возможностями
бюджета и бизнеса в России.
Во-вторых, чинятся всевозможные
административные препятствия со
стороны чиновников многочисленных
надзорных органов исполнению
российскими гражданами своих
прав инвестировать в организации,
осуществляющие инновационную деятельность.
В-третьих, власть должна стимулировать
развитие рыночных институтов
оценки интеллектуальной собственности
и ее международной легализации
в странах, хотя бы входящих
во Всемирную организацию по
интеллектуальной собственности.
В-четвертых, нужно совершенствовать
ту часть налоговой системы,
которая связана с интеллектуальной
собственностью. В-пятых, необходимо
урегулировать отношения между
предприятием и заказчиком при
распределении и использовании
прав на интеллектуальную собственность,
созданную за счет средств
государственного бюджета, и др.
Возможные
последствия от присоединения
к ВТО
В исследовании
РАН «Народнохозяйственные последствия
присоединения России к ВТО» отмечается,
что присоединение к ВТО в
меньшей степени скажется на российском
экспорте. Его топливно-сырьевая часть,
составляющая 2/3 объема экспорта, не подвержена
на мировых рынках серьезным ограничениям.
А для остальной трети, на которую
распространяются льготы ВТО, торговая
ситуация вообще не изменится, так как
Россия уже имеет доступ к тем
ставкам тарифов, которые члены
ВТО установили во взаимной торговле.
Некоторым российским
товаропроизводителям вступление в
эту организацию будет выгодно.
К примеру, это «Газпром». Главные
прибыли монополии принесёт повышение
цен внутри страны. Сейчас внутренние
тарифы на газ в России намного
ниже, чем внешние. От экспорта «Газпром»
получает в среднем 220 долл. за 1 тыс.
кубометров, от продаж в России – 88
долл. за 1 тыс. кубометров. После вступления
в ВТО ситуация изменится: страну
завалят исками с требованием
выровнять внутренние и внешние
цены на газ. И рано или поздно правительству
придётся на это согласиться.
Получается,
после вступления в ВТО отечественных
производителей начнут душить повышением
тарифов. Подорожание газа автоматически
повлечёт за собой повышение цен
на электроэнергию. Это нанесёт настолько
болезненный удар по российской экономике,
что по сравнению с ним выгоды
экспортёров металлов и удобрений
от снижения вывозных пошлин, о которых
любят рассказывать в правительстве,
выглядят сущей мелочью.
Эксперты
полагают, что членство в ВТО
может дать России повод для
пересмотра направленных против
нее антидемпинговых санкций,
приведения их к «рыночным»
правилам исчисления и применения.
Однако такой пересмотр еще
не означает их отмены. Поэтому
ущерб от пребывания в ВТО,
оцениваемый Минэкономразвития
в 3,5 млрд. долл. в год, может
быть снижен в будущем, по
оценкам, примерно на 30-40%.
А по расчётам Института народно-хозяйственного
прогнозирования РАН, от вступления
в ВТО Россия будет терять 1%
ВВП или 7,2 млрд. долл. в год.
Американский
политолог Билл Одом заметил, что все
глобальные международные организации
- МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН, созданные
якобы для помощи развивающимся странам,
на деле - классические инструменты империалистической
эксплуатации. И массовые протесты в этих
странах выражаются этим международным
организациям. Он сказал, что «самое поразительное,
как Китай, встроившись в эти структуры
изнутри, сумел перенаправить их механизм
в противоположном для себя направлении».
Подводя
итог, следует отметить, что если
в ходе переговоров России
не удалось добиться приемлемых
условий присоединения к ВТО,
то подписание соглашения следовало
отложить до выхода экономики
страны на устойчивую траекторию
роста.
Последствия
для отечественного минерально-сырьевого
комплекса после вступления России
в ВТО
Продолжающийся
спад производства в стране
минеральных ресурсов и продуктов
их переработки, ухудшение сырьевой
базы действующих предприятий,
ожидаемое выбытие добывающих
мощностей и катастрофическое
снижение объёмов геологоразведочных
работ чреваты после присоединения
России к ВТО дальнейшими разрушительными
последствиями для всей российской
экономики. До 2025 г. произойдёт
почти полное исчерпание разведанных
запасов нефти, газа.
Для России
с точки зрения экономических
перспектив всегда была важна общенациональная
система управления геологическими
исследованиями территории страны. Разрушение
государственной геологической
службы привело к тому, что за
последние годы геологоразведочные
работы сократились более чем
в 3 раза. Если не будет наведен порядок
в финансировании этих работ, то в
ближайшее время они сократятся
еще, как минимум, на 30% от уровня 1997
г., а это приведет к снижению прироста
запасов до 40%.
Суммируя
изложенное, следует констатировать:
- минерально-сырьевая
база России вступила в фазу
прогрессирующего кризисного состояния
и с точки зрения государственных
интересов используется неэффективно;
- сохранение
или дальнейшее усугубление дисбаланса
в системе производство – потребление
- экспорт добытого сырья и
продуктов его переработки фактически
закрепляет статус России как
сырьевого придатка промышленно
развитых стран Запада;
- низкая
эффективность действующей налоговой
системы, не учитывающей уровень
ликвидности полезных ископаемых,
технического состояния действующих
предприятий, приоритетности сохранения
рабочих мест в дотационных
северных районах, а также особых
геополитических интересов страны,
не обеспечивает максимально
возможное использование имеющейся
минерально-сырьевой базы и требует
дальнейшего реформирования;
- отсутствие
государственной стратегии развития
и использования минерально-сырьевой
базы, основанной на самообеспечении,
с необходимой долей экспорта и ограниченного
импорта, является угрозой национальной
безопасности страны и ведёт к утрате
геополитических приоритетов в минерально-сырьевом
секторе мира.
Эти проблемы
нельзя рассматривать в отрыве
от других секторов экономики
и социальной сферы страны
в целом и отдельных ее регионов.
В контексте объявленного президентом
инновационного курса минерально-сырьевые
ресурсы должны стать локомотивом
развития практически всех сфер
экономики с переходом на высокие
технологии.
Исследование
недр требует использования новых
методов получения и обработки
данных, совершенствования геологоразведочного
и добычного оборудования, применения
экологически безопасных и безотходных
технологий глубокой переработки
добываемого сырья с более
высокой добавленной стоимостью.
За этим стоят фундаментальные
и прикладные научные исследования,
инженерно-конструкторские решения,
новые материалы и методы обработки
информации, приборы и оборудование,
необходимость создания новых
транспортных коммуникаций. И для
всего этого требуются высококвалифицированные
кадры - научные, инженерные, управленческие.
Эффективная государственная
политика должна основываться
на профессионально сформированной
национальной правовой базе, способствующей
взаимодействию и равноправной
кооперации контрагентов дальнего
и ближнего зарубежья, на единых
принципах и процедурах, международных
стандартах, инвестиционных и иных
инструментах и механизмах. Отечественных
нормативных документов в области
геологического изучения и использования
недр насчитывается несколько
тысяч и их надо обновить
и гармонизировать с зарубежными
нормативными документами.
Например,
только документов, регламентирующих
производство геофизических работ
и качество получаемой продукции,
действовало на конец 1980-х годов 360 видов.
Отсюда вытекает задача, стоящая перед
МПР и Федеральным агентством по недропользованию,
- создание новой нормативной базы в области
исследования недр, недропользования
и управления фондом недр, включая разработку
новых и обновление существующих национальных
стандартов, входящих в национальную систему
стандартизации, с целью установления
общих требований по охране окружающей
среды, а также безопасности работ при
исследованиях недр и недропользовании.
В последние
годы острые дискуссии происходили
вокруг классификации запасов
и прогнозных ресурсов полезных
ископаемых. В отличие от России,
где действует единственная классификация,
утверждённая государством и
являющаяся обязательной для
всех организаций, ведущих геологоразведочные
работы на подсчёт запасов,
оценку прогнозных ресурсов и
разработку месторождений нефти
и газа, в США, например, существует
несколько классификаций. Среди
них - классификации правительственных
агентств (Горное бюро и Геологическая
служба США), отдельных крупных
компаний, научных обществ (Общество
инженеров-нефтяников, Американская
газовая ассоциация и др.), институтов
(Американский нефтяной институт),
бирж по ценным бумагам и
банков. Все они, как правило,
имеют много сходных элементов.
Для классификации
разведанных запасов и прогнозных
ресурсов твёрдых полезных ископаемых
принципиальное значение имеют
документы и инструкции, принятые
в 1999 г. в форме кодексов
в Австралии, Канаде, ЮАР, США
и некоторых других странах.
Эти кодексы, согласованные с
фондовыми биржами, содержат унифицированные
определения различных категорий
запасов и прогнозных ресурсов,
регламентируют требования к
ним, порядок оценки и экспертизы.