Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).

Файлы: 1 файл

Глава 4.docx

— 132.68 Кб (Скачать файл)

Наибольшие  последствия для российской экономики  будут иметь первые две группы обязательств(снижение импортных пошлин и снятие  административных  барьеров),  которые  значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей  и  приведут  к  уменьшению  на  рынке  доли продукции отечественных компаний. 

Неблагоприятные институциональные условия

Само  по  себе  вступление  в  ВТО  не  позволяет  решить  одну  из серьезнейших  проблем  инвестиционного  климата  России–  неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является, на наш взгляд, ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.

В рейтинге стран, составленном организациейWorld Economic  Forum, по  уровню  развития  институциональной среды Россия находится на128-ом  месте,  при том,  что по  общему  уровню конкурентоспособности(Global Competitiveness Index) – на66-ом, а по емкости рынка(включающего доступность экспортных каналов продаж) – на8-ом.

Согласно  проведенномуWorld Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России,  три из  первых  четырех мест  отданы  коррупции,  бюрократии  и уровню  налогов.  До  тех пор,  пока  эти проблемы  не  будут решены,  не  стоит рассчитывать  на  масштабные  иностранные инвестиции в российскую экономику.

 

Сомнительный  компромисс: финансовый сектор в обмен  на конкурентоспособность промышленности Команда  российских  переговорщиков  отстояла  сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных  банков.

Отечественный банковский сектор по-прежнему будет  защищен от  конкуренции.  Следовательно,  не  приходится  надеяться  на повышение  эффективности  работы  банков  под  давлением прямой  конкуренции  с  иностранцами  и  снижение  стоимости кредитов для промышленности.

Сейчас стоимость«длинных» кредитов(в рублях) составляет для промышленных  предприятий,  в  среднем, 10,5%  в  год,  а процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают2  трлн.  руб.  в  год  и  формируют  около9%  себестоимости  продукции  промышленного  сектора.  В  такой ситуации сокращение ставки по кредитам лишь на1 процентный пункт вело бы к снижению себестоимости производства на1%, т.

е.  обеспечивало  бы200  млрд.  руб.  экономии  во  всей промышленности.

СогласноWorld Economic Forum,  по  уровню  развития финансового сектора Россия находится на127-м месте в мире.  Эффективность организации труда в российских коммерческих банках  в4  раза  ниже,  чем,  например,  в американских.  Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками  по  кредитам  и низкими ставками  по  депозитам и

переносятся  на  плечи  населения  и  предприятий.  При  этом уровень  зарплат  в  финансовом  секторе  самый  высокий  по  сравнению с другими отраслями  и превышает средний уровень  по экономике в2,4 раза.

Хотя бы частичное  открытие сектора за счет допуска  филиалов зарубежных банков на российский  рынок, помимо конкуренции и  более  легкого  доступа  на  рынки  капитала,  позволило  бы быстрее  осваивать  лучшие  практики  и  процессы  организации банковской  деятельности.  Например,  филиалы  иностранных банков  в  меньшей  степени  подпадают  под  действие регулирования  ЦБ(нормативы,  резервирование,  отчетность)  и

поэтому  могли  бы  организовать  гораздо  более  эффективную деятельность.

У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО Современная  мировая  торговля  построена  так,  что нередко в конкуренции побеждает не тот, кто производит и предлагает на рынке более качественный продукт, а тот, кто лучше защитил свои права.

Например,  на  протяжении  нескольких  последних  лет Airbus регулярно получал государственные субсидии,  что стало причиной  конфликта между США и Евросоюзом  в рамках Всемирной торговой  организации.  По  подсчетамBoeing,  европейский концерн получил около18 млрд долл. Незаконных субсидий, включая 4 милрд долл. на развитие проекта A380. Airbus

обвинения в  незаконном получении субсидий отвергал, заявляя, что  речь  идет  не  о  безвозмездных  финансовых  вливаниях,  а  о кредитах,  выданных  концерну  правительствами  Франции, Германии, Испании и Великобритании. ВТО провела собственное расследование,  согласно  результатам  которого  ставки,  по которым предоставлялись кредитыAirbus, были значительно ниже рыночных. Спор разрешился в начале декабря2011 года, когда ЕС  объявил об  отмене  государственных субсидий  концерну

Airbus. Но прения в ВТО на этом не закончились— до сих пор рассматривается иск, выдвинутый европейцами против США.

Споры в рамках ВТО дорогостоящи и требуют соответствующей  национальной инфраструктуры– мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей,  а также на  уровне  самих производителей.

Становление  такой  инфраструктуры  занимает  не  один  год,  и поддержание  ее  работоспособности  дорого  обходится участникам  споров,  которые  могут  тянуться  годами.  Поэтому ускорение  процесса  самоорганизации  производителей  после присоединения  к  ВТО– важнейшая задача,  не  решив которой невозможно  обеспечить  эффективную защиту  как отдельных производителей,  так и национальной  экономики в целом. 

Именно  поддерживаемые  государством  ассоциации производителей,  охватывающие  большую  часть  рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых  и иных защитных мер по отношению  к зарубежным конкурентам.  Создание таких ассоциаций требует соответствующей  бизнес-культуры, которая в России крайне слаба и неразвита. Поэтому необходимыми  элементами  политики,  обеспечивающей подготовку страны к полноценному членству в ВТО, должны быть подготовка  высококвалифицированных юристов,  создание конкурентоспособных юридических фирм,  которые будут эффективно защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО.

Например,  в  Китае  за  то  время,  что  страна  готовилась  к вступлению в ВТО, было подготовлено более6000 юристов. У нас же до сих пор предпочитают пользоваться услугами иностранных  юридических фирм.

Источники роста  экспорта в России ограничены

Рост экспорта в мире происходит, в основном, за счет выхода на экспорта существующими компаниями.

В  России  же  неуклонно  сокращается  количество  предприятий обрабатывающей  промышленности,  которая,  по  идее,  должна стать  основой  модернизации.  В  экспорте  доминируют природные ресурсы. Сейчас около70% российского экспорта представлено  минеральным  сырьем, 13% –  металлами  и драгоценными  камнями  и  только  около16% –  продукцией,  которую  можно отнести к  обрабатывающей  промышленности.

При этом экспорт  машин и оборудования составляет лишь6% в общем объеме.

Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед малыми и средними  компаниями,  выходящими  на  экспортные  рынки,  связана  с практикой возврата НДС и  сложностями таможенного оформления.  Известны и другие коррупционные  барьеры.  Это приводит к тому, что среди экспортеров преобладают  крупные компании,  обладающие  ресурсами  для  преодоления  таких  ограничений.

Оптимизм  ожиданий, связанных с обещанным  ростом экспорта при  вступлении  в  ВТО,  представляется  неоправданным  по следующим причинам:

•  барьеры  для  экспорта  большинства  видов  минерального сырья  и  продукции  химической  промышленности  и  до вступления  в  ВТО  либо  отсутствовали,  либо  были минимальны;

•  наращивание  экспорта  продукции  сельского  хозяйства,  пищевой  промышленности,  машиностроении,  легкой  и лесной  промышленности  связано  с  решением институциональных  проблем,  включая  НДС  и  таможенные процедуры;

•  продвижение  отечественной  продукции  на  зарубежные рынки  проблематично  в  связи  с  ограничениями  по использованию государственных  инструментов(в частности,  субсидий), наличием  препятствий  в  виде  международных технических регламентов и сложной системой отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях;

•  возможности  по  снижению  курса  рубля  для  поощрения экспорта  ограничены  российской  денежно-кредитной политикой.

Еще  в  январе2010 года  было  определено65-673 важнейших технических  регламентов,  которые  должны  быть  разработаны  в первоочередном порядке . Пока из них принято только24. Общее количество необходимых технических регламентов оценивается в 300-400.  Исходя  из  существующих  темпов  работы,  на  их разработку и утверждение уйдет около10 лет.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ОТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Выводы более  ранних исследований и предварительные  допущения, принятые при расчетах

Наиболее  известные и заслуживающие внимания исследования по влиянию на экономику  России вступления страны в ВТО были выполнены в свое время Минэкономразвития  России, Всемирным банком, РЭШ, ИНП  РАН. Согласно выводам этих исследований,  следствием  снижения  импортных  ставок  и  снятия административных  барьеров  в  торговле  в  долгосрочной

перспективе должен был стать небольшой выигрыш: в пределах от1% до4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до-0,4%, в других– небольшой, до1% ВВП, рост.

Однако  за  время,  истекшее  от  публикации  этих  оценок,  произошли  события,  требующие  уточнения  сделанных  ранее выводов, во всяком случае– по отдельным отраслям и товарным позициям.  В настоящей работе  предпринята попытка с максимальной полнотой учесть всю доступную информацию об условиях  вступления  России  в ВТО,  а также об  ожидаемой реакции отраслей и секторов экономики на снижение ставок.

В  рамках  настоящей  работы  учтены  также  существующие  на текущий  момент  стратегии  развития  отдельных  отраслей (например,  Стратегия  развития  тяжелого  машиностроения  до 2020 г.,  Стратегия развития легкой промышленности России на период  до2020 г.  и  т.  п.).  Это  позволило  оценить  потенциал ускоренного  развития  данных  отраслей  при  условии,  что  будут предприняты  предусмотренные  в  них  меры  государственной

поддержки.  Очевидно,  что  вступление  в  ВТО  сильно  затруднит реализацию  этих  стратегий  из-за  обострения  конкуренции  с импортом и ограничений  на господдержку, и условия членства в ВТО  едва  ли  позволят  добиться  намеченных  показателей ускоренного  роста.  С  этой  точки  зрения,  для  российской экономики  членство  в  ВТО  во  многом  означает  упущенные возможности роста.

Результаты  расчетов,  представленных  в  настоящей  работе,  отличаются  от  выводов,  полученных  в  предпринятых  ранее исследованиях, в силу того, что здесь:

•  использованы  детальные  данные  по  ставкам  импортных пошлин, опубликованные в  правительственном протоколе о  присоединении России к ВТО;

•  при  оценке  доли  импорта  на  российском  рынке  учтены данные о себестоимости  производства продукции и оценки отраслевых экспертов о реальной конкурентоспособности отечественной  продукции

•  потери, обусловленные вступлением в  ВТО, разделены на две категории:

-  прямые  потери,  отражающие  сокращение  объемов производства в России  вследствие открытия границ для  импорта; 

-  косвенные   потери,  отражающие  недополученный  прирост  выпуска  до2020 г.  вследствие  приостановки реализации  запланированных инвестиционных  проектов,  сокращения  объемов   господдержки  и  невозможности  значительного  притока  иностранных   инвестиций  по

причинам,  изложенным  в  разделе«Неблагоприятные институциональные условия»;

•  последствия  для бюджета разбиты на три  категории:

-  потери  во  внешнеэкономической  деятельности  вследствие снижения импортных  и экспортных пошлин;

-  налоговые   потери  вследствие  сокращения  объемов отечественного производства;

-  социальные  выплаты вследствие сокращения  количества рабочих мест.

Основные  допущения, принятые при расчетах:

•  эффект  рассчитан  только  для  промышленности  и сельского хозяйства. Расчет для  поддерживающих секторов экономики(таких как транспорт, строительство, банковская система и т. п.) не проводился;

•  косвенные  потери  оценивались  не  для  всех отраслей/сегментов  экономики  ввиду  дефицита необходимой информации;

•  не учитывался мультипликативный эффект для экономики;

Основные  результаты:  потери  экономики  страны в2020 г.,

обусловленные вступлением в ВТО, составят3% ВВП  и около19%

годового  производства в обрабатывающей промышленности и

сельском  хозяйстве

При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательство  снизить

ставки  на  значительную  часть  товарных  позиций.  В  большей

степени  будут«открываться» перерабатывающие  отрасли,  где

максимальна  конкуренция  с  иностранными  производителями.

Информация о работе Государственное регулирование в области использования природных ресурсов нефтегазового хозяйства России и Арабских стран и взаимодейс