Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).
Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств(снижение импортных пошлин и снятие административных барьеров), которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.
Неблагоприятные институциональные условия
Само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России– неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является, на наш взгляд, ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.
В рейтинге стран, составленном организациейWorld Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на128-ом месте, при том, что по общему уровню конкурентоспособности(Global Competitiveness Index) – на66-ом, а по емкости рынка(включающего доступность экспортных каналов продаж) – на8-ом.
Согласно проведенномуWorld Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России, три из первых четырех мест отданы коррупции, бюрократии и уровню налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Сомнительный
компромисс: финансовый сектор в обмен
на конкурентоспособность
Отечественный банковский сектор по-прежнему будет защищен от конкуренции. Следовательно, не приходится надеяться на повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности.
Сейчас стоимость«длинных» кредитов(в рублях) составляет для промышленных предприятий, в среднем, 10,5% в год, а процентные платежи по кредитам промышленных предприятий достигают2 трлн. руб. в год и формируют около9% себестоимости продукции промышленного сектора. В такой ситуации сокращение ставки по кредитам лишь на1 процентный пункт вело бы к снижению себестоимости производства на1%, т.
е. обеспечивало бы200 млрд. руб. экономии во всей промышленности.
СогласноWorld Economic Forum, по уровню развития финансового сектора Россия находится на127-м месте в мире. Эффективность организации труда в российских коммерческих банках в4 раза ниже, чем, например, в американских. Неоправданно большие затраты компенсируются пока высокими ставками по кредитам и низкими ставками по депозитам и
переносятся на плечи населения и предприятий. При этом уровень зарплат в финансовом секторе самый высокий по сравнению с другими отраслями и превышает средний уровень по экономике в2,4 раза.
Хотя бы частичное открытие сектора за счет допуска филиалов зарубежных банков на российский рынок, помимо конкуренции и более легкого доступа на рынки капитала, позволило бы быстрее осваивать лучшие практики и процессы организации банковской деятельности. Например, филиалы иностранных банков в меньшей степени подпадают под действие регулирования ЦБ(нормативы, резервирование, отчетность) и
поэтому могли бы организовать гораздо более эффективную деятельность.
У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО Современная мировая торговля построена так, что нередко в конкуренции побеждает не тот, кто производит и предлагает на рынке более качественный продукт, а тот, кто лучше защитил свои права.
Например, на протяжении нескольких последних лет Airbus регулярно получал государственные субсидии, что стало причиной конфликта между США и Евросоюзом в рамках Всемирной торговой организации. По подсчетамBoeing, европейский концерн получил около18 млрд долл. Незаконных субсидий, включая 4 милрд долл. на развитие проекта A380. Airbus
обвинения в
незаконном получении субсидий отвергал,
заявляя, что речь идет не
о безвозмездных финансовых
вливаниях, а о кредитах, выданных
концерну правительствами Франции,
Германии, Испании и Великобритании.
ВТО провела собственное
Airbus. Но прения в ВТО на этом не закончились— до сих пор рассматривается иск, выдвинутый европейцами против США.
Споры в рамках ВТО дорогостоящи и требуют соответствующей национальной инфраструктуры– мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей.
Становление такой инфраструктуры занимает не один год, и поддержание ее работоспособности дорого обходится участникам споров, которые могут тянуться годами. Поэтому ускорение процесса самоорганизации производителей после присоединения к ВТО– важнейшая задача, не решив которой невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей, так и национальной экономики в целом.
Именно поддерживаемые государством ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание таких ассоциаций требует соответствующей бизнес-культуры, которая в России крайне слаба и неразвита. Поэтому необходимыми элементами политики, обеспечивающей подготовку страны к полноценному членству в ВТО, должны быть подготовка высококвалифицированных юристов, создание конкурентоспособных юридических фирм, которые будут эффективно защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО.
Например, в Китае за то время, что страна готовилась к вступлению в ВТО, было подготовлено более6000 юристов. У нас же до сих пор предпочитают пользоваться услугами иностранных юридических фирм.
Источники роста экспорта в России ограничены
Рост экспорта в мире происходит, в основном, за счет выхода на экспорта существующими компаниями.
В России же неуклонно сокращается количество предприятий обрабатывающей промышленности, которая, по идее, должна стать основой модернизации. В экспорте доминируют природные ресурсы. Сейчас около70% российского экспорта представлено минеральным сырьем, 13% – металлами и драгоценными камнями и только около16% – продукцией, которую можно отнести к обрабатывающей промышленности.
При этом экспорт машин и оборудования составляет лишь6% в общем объеме.
Одна из наиболее
острых проблем, стоящих перед малыми
и средними компаниями, выходящими
на экспортные рынки, связана
с практикой возврата НДС и
сложностями таможенного
Оптимизм ожиданий, связанных с обещанным ростом экспорта при вступлении в ВТО, представляется неоправданным по следующим причинам:
• барьеры для экспорта большинства видов минерального сырья и продукции химической промышленности и до вступления в ВТО либо отсутствовали, либо были минимальны;
• наращивание экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности, машиностроении, легкой и лесной промышленности связано с решением институциональных проблем, включая НДС и таможенные процедуры;
• продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки проблематично в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов(в частности, субсидий), наличием препятствий в виде международных технических регламентов и сложной системой отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях;
• возможности по снижению курса рубля для поощрения экспорта ограничены российской денежно-кредитной политикой.
Еще в январе2010 года было определено65-673 важнейших технических регламентов, которые должны быть разработаны в первоочередном порядке . Пока из них принято только24. Общее количество необходимых технических регламентов оценивается в 300-400. Исходя из существующих темпов работы, на их разработку и утверждение уйдет около10 лет.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ОТ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
Выводы более ранних исследований и предварительные допущения, принятые при расчетах
Наиболее
известные и заслуживающие
перспективе должен был стать небольшой выигрыш: в пределах от1% до4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до-0,4%, в других– небольшой, до1% ВВП, рост.
Однако за время, истекшее от публикации этих оценок, произошли события, требующие уточнения сделанных ранее выводов, во всяком случае– по отдельным отраслям и товарным позициям. В настоящей работе предпринята попытка с максимальной полнотой учесть всю доступную информацию об условиях вступления России в ВТО, а также об ожидаемой реакции отраслей и секторов экономики на снижение ставок.
В рамках настоящей работы учтены также существующие на текущий момент стратегии развития отдельных отраслей (например, Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 г., Стратегия развития легкой промышленности России на период до2020 г. и т. п.). Это позволило оценить потенциал ускоренного развития данных отраслей при условии, что будут предприняты предусмотренные в них меры государственной
поддержки. Очевидно, что вступление в ВТО сильно затруднит реализацию этих стратегий из-за обострения конкуренции с импортом и ограничений на господдержку, и условия членства в ВТО едва ли позволят добиться намеченных показателей ускоренного роста. С этой точки зрения, для российской экономики членство в ВТО во многом означает упущенные возможности роста.
Результаты расчетов, представленных в настоящей работе, отличаются от выводов, полученных в предпринятых ранее исследованиях, в силу того, что здесь:
• использованы детальные данные по ставкам импортных пошлин, опубликованные в правительственном протоколе о присоединении России к ВТО;
• при
оценке доли импорта на российском
рынке учтены данные о себестоимости
производства продукции и оценки
отраслевых экспертов о реальной
конкурентоспособности
• потери, обусловленные вступлением в ВТО, разделены на две категории:
- прямые
потери, отражающие сокращение
объемов производства в России
вследствие открытия границ
- косвенные
потери, отражающие недополученный
прирост выпуска до2020 г.
вследствие приостановки реализации
запланированных
причинам, изложенным в разделе«Неблагоприятные институциональные условия»;
• последствия для бюджета разбиты на три категории:
- потери
во внешнеэкономической
- налоговые
потери вследствие сокращения
объемов отечественного
- социальные выплаты вследствие сокращения количества рабочих мест.
Основные допущения, принятые при расчетах:
• эффект рассчитан только для промышленности и сельского хозяйства. Расчет для поддерживающих секторов экономики(таких как транспорт, строительство, банковская система и т. п.) не проводился;
• косвенные потери оценивались не для всех отраслей/сегментов экономики ввиду дефицита необходимой информации;
• не учитывался мультипликативный эффект для экономики;
Основные результаты: потери экономики страны в2020 г.,
обусловленные вступлением в ВТО, составят3% ВВП и около19%
годового производства в обрабатывающей промышленности и
сельском хозяйстве
При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательство снизить
ставки на значительную часть товарных позиций. В большей
степени будут«открываться» перерабатывающие отрасли, где
максимальна конкуренция с иностранными производителями.