Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:30, курсовая работа
В условиях глобализации и постоянно растущих объемов международного сотрудничества и торговли в различных сферах деятельности невозможно обойтись без международных организаций, которые регулируют в той или иной мере экономические отношения между странами одной из таких организаций является Всемирная торговая Организация (ВТО).
Тарифные барьеры для добывающих отраслей практически не
24
изменятся. Впрочем, ставки там были сравнительно низкие, а
конкуренция, по понятным причинам, отсутствовала.
Прямые потери
Оценка прямых потерь, обусловленных открытием национальных
рынков, рассчитана как разница между показателями базового
сценария(реальный рост экономики на3% в год в текущих
условиях) и показателями сценария, предусматривающего
открытие внутреннего рынка. Оценки падения производства и
сокращения занятости в отдельных отраслях учитывают:
• влияние, оказываемое на объем производства национальных
компаний изменением цен импортной продукции, с учетом
уточненных данных по девальвации рубля и динамике объемов
производства в2008-2010 гг.;
• выводы отраслевых институтов и ассоциаций относительно
влияния, оказываемого снижением торговых барьеров, на
объемы производства и занятость в соответствующих отраслях.
Расчеты показывают, что суммарные прямые потери,
обусловленные снижением ставок импортных пошлин, в2020 г.
составят около3 трлн. руб. или2,3% совокупного выпуска в
экономике. Большая часть эффекта придется на сельское
хозяйство и пищевую промышленность(2,3 трлн. рублей),
остальное– на машиностроение, легкую промышленность и
другие отрасли промышленности. Такое сокращение
экономической активности приведет к потере к2020 г. 1,9 млн.
рабочих мест.
25
К рубежу2020 г. прямые потери бюджета от снижения импортных
и экспортных ставок будут составлять, в среднем, 0,3 трлн. руб. в
год. Налоговый эффект и потери вследствие снижения
социальных выплат– еще0,2 трлн. руб. В итоге
консолидированный бюджет может недополучить в2020 г. около
2%, или до0,5 трлн. руб.
Упущенные возможности роста
В последние годы в России был разработан и принят ряд стратегий развития отдельных отраслей промышленности (Стратегия развития тяжелого машиностроения до2020 г.,
Стратегия развития легкой промышленности
России на период до2020 г., Стратегия
развития сельскохозяйственного
машиностроения России на период
до2020 г., другие программы и
стратегии), предусматривающих
периоде от иностранной конкуренции, что должно облегчить условия модернизации и реструктуризации.
Консервативные оценки позволяют утверждать, что в случае реализации разработанных стратегий рост производства по сравнению с базовым вариантом составит1-2% в год для основных отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, 5-10% для отдельных секторов
машиностроения и5-10% для различных сегментов легкой промышленности. Однако членство в ВТО сделает невозможным достижение этих темпов: российские инвесторы уйдут с рынка, а иностранные– не придут, пока, как минимум, не будут решены институциональные проблемы, охарактеризованные в предыдущих разделах. Это и есть упущенные возможности экономического роста, которые необходимо учитывать при
оценке эффектов, обусловленных вступлением в ВТО.
Количественная оценка упущенных
возможностей экономического роста
составляет3,6 трлн. руб. в2020 г. Большая
часть упущенных возможностей(
Общая картина
Согласно расчетам общие потери в российской экономике в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, в терминах добавленной стоимости составят3,3% (2,5 трлн. рублей) от ВВП, в том числе1,26 трлн. рублей в виде прямых потерь и1,24 трлн. рублей в виде упущенных возможностей роста.
В терминах совокупного выпуска общие потери в2020 г. Составят не менее6,6 трлн. руб. Из них3,0 трлн. рублей составят прямые потери, связанные с сокращением производства продукции, еще3,6 трлн. рублей– упущенные возможности роста.
Накопленные потери при этом за8 лет составят не менее26 трлн. рублей. Общее сокращение рабочих мест в результате составит 4,4 млн. С учетом межотраслевого и мультипликативного эффекта
негативные последствия для российской экономики могут оказаться даже выше. По предварительным экспертным оценкам они достигнут8-9 трлн. рублей в2020 г., а за8 лет суммарно– не менее32-36 трлн. рублей совокупного выпуска.
Важно отметить, что вступление в ВТО приведет к увеличению сырьевой ориентированности российской экономики. Как известно, в наименьшей степени от вступления в ВТО проиграют наши добывающие отрасли– нефтегазовый сектор, угольная промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений и т. п. В масштабах российской экономики доля этих отраслей составляет около40%. Таким образом, недополученные 5,1% в совокупном выпуске, на самом деле составят29% потерю оборота сельского хозяйства и обрабатывающего сектора промышленности(без нефтехимии и металлургии). Такое замедление развития производства представляет серьезную угрозу для устойчивости развития страны, поскольку, как показал последний мировой финансово-экономический кризис, в условиях глобализации он прежде всего бьет по сырьевым экономикам и национальным экономикам, не опирающимся на развитую индустрию.
Наконец, членство в ВТО будет способствовать дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной напряженности в стране, особенно в регионах, где нет значительных запасов природных ископаемых или мощностей по их переработке. По предварительным оценкам, только10 регионов практически не проиграют от членства в ВТО– в них объем промышленного производства и сельского хозяйства к 2020 г. недополучит до10% роста. В42 регионах совокупный выпуск недополучит более20% роста.
ВЫВОДЫ
Планируемая сторонниками немедленного вступления в ВТО последовательность шагов– сначала откроем границы, а экономика сама потом модернизируется– представляется ошибочной. Нужно действовать с точностью«до наоборот»:
сначала повысить конкурентоспособность, а потом уже открывать рынки. Ниже сформулированы необходимые условия и мероприятия, которые должны быть выполнены, чтобы ущерб от вступления в ВТО был минимальным, а выигрыш– максимальным.
Повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, имеющих стратегическое значение для страны, и экономики в целом:
• Формирование последовательной и четкой государственной политики по развитию ряда отраслей; ясное формулирования государственных целей, задач и определение инструментов их достижения.
• Подготовка и реализации стратегий развития/ модернизации отраслей, включая государственные инвестиции в капиталоемкие производства и
инфраструктурные проекты, учитывающие обязательства страны как члена ВТО.
• Превентивное реформирование отдельных предприятий и моногородов, не способных конкурировать в новой среде, для сглаживания негативных социальных последствий.
• Форсированное развитие перспективных технологий для приоритетных отраслей в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований. • Стимулирование импорта технологий без ущерба для
спроса на конечную продукцию.
Создание условий для быстрой модернизации экономики и
предотвращения(ослабления) негативных эффектов:
• Устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов.
• Повышение мобильности населения и создание общенациональных бирж труда и занятости.
• Обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами.
• Наращивание вложений в инфраструктуру и образование
• Совершенствование налоговой политики.
Развитие малого и среднего предпринимательства:
• Пропаганда малого предпринимательства и обучение его ведению.
• Создание
предприятий-локомотивов в
• Создание институтов для продвижения малых и средних предприятий на зарубежных рынках.
• Упрощение экспортных операций(работа с ФТС и иностранными платежами) для малых и средних предприятий.
Создание и совершенствование необходимых институтов для защиты внутренних производителей в рамках ВТО:
• Создание финансируемых государством комиссий, торговых палат и юридических служб при ВТО для разрешения споров и продвижения отечественной продукции.
• Создание организации для участия в выработке правил и норм ВТО, максимально отвечающих интересам России.
• Поддержка подготовки юристов, экономистов, управленцев по тематике ВТО, а также поддержка формирования рынка соответствующих услуг в России.
Кроме того, есть множество вопросов технического характера, таких как разработка технических регламентов, санитарных норм, адаптация возможных мер поддержки к правилам ВТО, разработка новых инструментов, не противоречащих правилам ВТО, – для этого требуются как определенное время, так и подготовка соответствующих специалистов– управленцев, юристов, чиновников.
Только реализация государством указанных мероприятий может обеспечить относительно безболезненное вступление России в ВТО. Членство же в ВТО на текущих условиях способно нанести вред экономике России.
В целом вступление
в ВТО закрепляет за страной определенную
позицию в мировом
Регуляторика нефтегазового комплекса России представляет собой сложную систему политико-правовых норм отвечающих за ту или иную сферу деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов.
: "О недрах",
"О континентальном шельфе
Российской Федерации", "О газоснабжении
в Российской Федерации", "О
порядке осуществления
Второе направление лоббирования затрагивает Главы 22, 25, 26 части второй Налогового кодекса и федеральные законы "О таможенном тарифе" и "О соглашениях о разделе продукции".
В заключительном блоке - принятие ФЗ "О магистральном трубопроводном транспорте" и поправок в закон "Об экспорте газа".
Были также
утверждены некоторые налоговые
и тарифные льготы предприятиям нефтедобывающей
и нефтеперерабатывающей
11 октября
1994 г. распоряжением
В то же время, политика финансового регулирования нефтяного сектора не носила стабильного характера. Одной из центральных проблем отрасли в этот период было невыгодное положение производителей нефти по сравнению с появившимися фирмами-посредниками, осуществлявшими ее реализацию. Так, Указ Президента № 1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт», принятый в 1994 г., был вскоре приостановлен. Увеличение экспорта стало происходить не за счет увеличения добычи, а за счет перераспределения уже добытой нефти, при этом с рынка вытеснялись ее производители. Ситуация усугублялась кризисом неплатежей, в условиях которого нефтяники вынуждены были отдавать товар перекупщикам, порой, по цене ниже себестоимости, если оператор производил предоплату. При этом на производителя ложилось основное налоговое бремя[22].