Государственное устройств Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Истоки китайской цивилизации. Мифы. Ранние мифы повествуют о временах, предшествовавших периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои - просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси - проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход ритуала женитьбы и обряда посвящения также приписывается Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня).

Файлы: 1 файл

китай.docx

— 120.37 Кб (Скачать файл)

Вскоре у северо-восточных  границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»). Таким образом была создана маньчжурская империя, которая была типичной приграничной империей, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил черты, присущие войскам степных народов, сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому почти случайно маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на дух патриотизма, исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии удерживали свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков. Преемник Нурхаци Абахай в 1636 провозгласил себя императором, а маньчжурскую династию переименовал в Цин («Светлая»).

Маньчжурская  династия (Цин) (1644-1912). Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все другие династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Династия Цин отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. империя Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства были превращены в вассалов. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Во время правления  династии Цин упрочились контакты Китая с Западом, и в страну стали проникать западные религия, культура и технические достижения. Еще в поздний период минской эпохи в Китай прибывали многочисленные миссии Римской католической церкви, по большей части иезуиты, организовавшие приходы в провинциях и даже наладившие связи с императорским двором. Иезуиты являлись представителями не только западной церкви, но и западной культуры. С помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, европейские географы создали карты Китая. Европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы. Китайские пейзажи рисовали европейские художники. Наконец, уровень сельскохозяйственного производства поднялся на новую высоту при помощи европейских агрономов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 после  победы Коммунистической партии Китая (КПК) в гражданской войне. Конституции, объявлявшие Китай государством народной демократии, принимались в 1954, 1975, 1978 и 1982. Ныне действующая конституция  принята 4 декабря 1982. Согласно ей, КНР - «социалистическое государство  демократической диктатуры народа», руководимое «рабочим классом» и  основанное на союзе рабочих и  крестьян. В конституцию 1982 неоднократно вносились поправки (1988, 1993, 1993 и 2004). Последние, принятые в 2004, признают право  частной собственности и другие меры по развитию негосударственного сектора экономики, а также провозглашают  права человека.

Образование Китайской  Народной Республики. С провозглашением в 1949 Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. «Демократическая диктатура народа» воплощала в себе особенности «единого фронта» - всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945.

На вершине властной структуры  находилась КПК, члены которой составляли примерно 2-4% общей численности населения  страны. В рамках этой элитарной  структуры, прежде всего в Центральном  Комитете партии, принимались все  важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю  политику страны.

Основной функцией партийной  организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими  «народ»: рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот «единый фронт», партия осуществляла надзор и контроль за «врагами народа»: помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми «контрреволюционными элементами».

Конституция. В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации «врагов народа» аморфная структура единого фронта «новой демократии» была заменена официальной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. Подчеркивалось, что в обязанности правительства входит ликвидация эксплуатации трудящихся и построение социалистического общества под руководством КПК.

Центральные органы власти. Согласно конституции, в Китае существует республиканская форма правления. Высший орган государственной власти - Всекитайское собрание народных представителей ВСНП. В нынешнем составе ВСНП, избранном в декабре 2002 - январе 2003 сроком на 5 лет, насчитывается 2985 депутатов. Они избираются собраниями народных представителей (СНП) провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, законодательными органами специальных административных районов Гонконг и Макао и вооруженными силами.

ВСНП вносит изменения  в конституцию, контролирует ее исполнение, принимает законы и вносит изменения  в них, избирает председателя КНР  и его заместителя, утверждает премьера Госсовета и по его представлению - заместителей премьеров, членов Госсовета  и других высших сотрудников государственной  администрации, избирает председателя Центрального военного совета и утверждает его других членов (по представлению  председателя), избирает председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, рассматривает и утверждает планы  экономического развития, государственный  бюджет, решает вопросы войны и  мира и т.д.

ВСНП избирает на срок своих  полномочий постоянно действующий  орган – Постоянный комитет (ПК ВСНП), в котором насчитывается ок. 150 членов. ПК ответственен перед ВСНП и подотчетен ему.

Полномочия главы государства  в КНР официально разделены между  ПК ВСНП и председателем КНР. Председатель и вице-председатель КНР избираются ВСНП на пятилетний срок. Председатель республики на основании решений  ВСНП обнародует законы, назначает  и смещает председателя и членов Госсовета, осуществляет награждения  и право помилования, вводит военное  положение, объявляет мобилизацию  и состояние войны, ратифицирует международные и двусторонние соглашения и назначает глав дипломатических  миссий за рубежом. 15 марта 2003 на пост председателя КНР избран Ху Цзинтао (генеральный секретарь Коммунистической партии Китая).

Высший исполнительный орган  государственной власти - Госсовет КНР, именуемый также Центральным  народным правительством. Он формируется  ВСНП и подотчетен ему и ПК ВСНП (в перерывах между сессиями ВСНП). Госсовет состоит из премьера, его  заместителей, членов Госсовета, министров, председателей государственных  комитетов и комиссий, главного ревизора, начальника секретариата. Госсовет осуществляет текущие политические задачи, руководит  работой министерств, ведомств и  местных правительств, устанавливает  разграничение полномочий между  центром и местами, он правомочен издавать нормативные акты, изменять или отменять приказы и распоряжения министерств, ведомств и местных  органов. 16 марта 2003 председатель КНР  официально назначил премьером Госсовета  Вэнь Цзябао.

Законодательная власть. Высшим законодательным органом является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Депутаты ВСНП избираются на пятилетний срок депутатами СНП провинций.

ВСНП на своей сессии избирает главу государства - председателя КНР, утверждает премьера и состав Госсовета, вносит поправки в Конституцию и  контролирует исполнение конституционных  положений, принимает и изменяет законы, назначает и освобождает  от должности высших чиновников Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры, решает вопросы о войне  и мире, а также обсуждает и  утверждает государственный бюджет. ВСНП (в 1998 - 2978 депутатов) избирает Постоянный комитет (более 150 членов), которому предоставлено  право разъяснения конституционных  положений и законов, контроль за деятельностью Госсовета и выполнение функций ВСНП между сессиями.

Глава государства. В период с 1954 по 1958 функции главы государства выполнял Мао Цзэдун. С 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После низложения Лю в ходе «культурной революции» пост главы государства до 1975 оставался вакантным, а затем был аннулирован. В 1982 эта должность была восстановлена под названием «председатель республики», а время пребывания главы государства в должности продлено с 4 до 5 лет. В июне 1983 ВСНП избрало на этот пост ветерана экономического планирования и заместителя премьера Госсовета Ли Сяньняня. В апреле 1988 председателем КНР был избран ветеран армии и член политбюро ЦК КПК Ян Шанкунь, а в 1993 - генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь.

Исполнительная  власть. Высшим исполнительным органом является Государственный совет. Госсовет вводит в действие различные административные правила и постановления, выступает с законодательными инициативами в ВСНП, контролирует деятельность различных министерств и ведомств, разрабатывает и осуществляет планы развития национальной экономики и контролирует исполнение бюджета страны, ведает внешнеполитическими связями и вопросами обороны. Всей деятельностью Госсовета руководит премьер-министр (с 1954 по 1976 - Чжоу Эньлай, с 1976 по 1980 - Хуа Гофэн, с 1980 по 1987 - Чжао Цзыян, с 1988 по 1997 - Ли Пэн, с 1997 - Чжу Жуанцзи), которому помогают несколько его заместителей и члены Государственного совета. По Конституции 1982, полномочия всех этих лиц ограничены двумя последовательными пятилетними сроками.

В соответствии с планом реорганизации, нацеленным на более  рациональное функционирование бюрократического аппарата, в начале 1984 число заместителей премьера было сокращено с 18 до 4 человек, а к 1992 из 98 министерств и ведомств было оставлено 39. Заседания Государственного совета проводятся в составе премьера, его заместителей, государственных  советников и секретаря этого  органа власти.

Судебная власть. Структура судебных органов КНР была скопирована с соответствующей структуры СССР. На вершине этой пирамиды стоят Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура. Верховный народный суд осуществляет надзор за соблюдением и применением законов нижестоящими судебными инстанциями всех уровней, а Верховная народная прокуратура направляет работу по раскрытию уголовных преступлений и исполнению приговоров. Председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избираются на сессиях ВСНП.

В первые 30 лет коммунистического  правления в Китае не было всеобъемлющего гражданского или уголовного кодекса. Поэтому КПК присваивала себе право вынесения судебных решений  и определения меры наказаний  как по гражданским, так и по уголовным  делам. Подобная практика приводила  к злоупотреблениям властью, особенно в период «культурной революции» (1966-1969), когда в результате острой фракционной борьбы имело место  множество произвольных и незаконных арестов, вынужденных самооговоров, несправедливых тюремных заключений и  даже казней.

В целях восстановления доверия  общества к правовой системе КНР  и предотвращения новой вспышки  беззакония ВСНП в 1979 приняло уголовный  и уголовно-процессуальный кодексы. В них, помимо прочего, подчеркивалось, что никто не может подвергаться преследованию только за то, что  является носителем «реакционных идей». Концепция «должного соблюдения законности» была усилена введением  законоположений, запрещающих бессрочное задержание подозреваемых и гарантирующих  право обвиняемых на быстрое и  открытое судебное разбирательство, а  также запрещающих вынесение  обвинительного заключения лишь на основе признания обвиняемым своей вины.

Исправленная и переработанная Конституция 1982 содержала обширный перечень неотъемлемых прав граждан, в  том числе свободы печати, собраний и объединений, религиозных верований, неприкосновенности жилища и личности (включая запрет на незаконный обыск, задержание или арест), свободы и  тайны переписки и, наконец, права  критиковать любой орган государственной  власти или любого чиновника без  страха подвергнуться преследованиям. Принцип «равенства всех перед законом», содержавшийся в Конституции 1954, но изъятый в ходе последующих  пересмотров конституционных норм, был вновь внесен в текст Конституции 1982.

Военная администрация. В качестве составной части наметившейся в 1979 общей тенденции к разделению партийных и государственных функций, в соответствии с положениями Конституции 1982 был создан новый Центральный военный совет, на который возлагались обязанности общего руководства вооруженными силами страны. Председатель (с 1993 - Цзян Цзэминь) и заместитель председателя этого совета избираются ВСНП и подотчетны ВСНП и его Постоянному комитету, однако главенство партии над армией подчеркивается совмещением членства в Военном комитете ЦК КПК и в Центральном военном совете.

Народный политический консультативный совет Китая. Важным элементом структуры управления страной является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1983 НПКСК насчитывал более 100 тыс. членов, которые представляли 1600 различных политических, профессиональных и общественных организаций. Сессия НПКСК избирает Всекитайский комитет, его председателя (с 1993 - Ли Жуйхуань) и нескольких заместителей. После периода бездействия с конца 1950-х годов НПКСК после смерти Мао Цзэдуна вновь появился на политической арене. В соответствии с уставом НПКСК в своей деятельности исходит из принципа «долговременного сосуществования и взаимного контроля» между КПК, демократическими партиями и беспартийными деятелями. НПКСК обсуждает основные направления государственной политики и осуществляет «демократический надзор за деятельностью КПК, народных правительств и других государственных органов» путем внесения своих предложений и критических замечаний. Однако по закону, высказываемые НПКСК мнения и рекомендации не являются обязательными к исполнению.

Информация о работе Государственное устройств Китая