Государственное устройств Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Истоки китайской цивилизации. Мифы. Ранние мифы повествуют о временах, предшествовавших периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои - просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси - проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход ритуала женитьбы и обряда посвящения также приписывается Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня).

Файлы: 1 файл

китай.docx

— 120.37 Кб (Скачать файл)

Даосизм как философское  учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования  в природе вечного и неизменного  начала. Концепция «дао» оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.

Другая школа, моизм, основанная Мо-цзы (Мо-ди, ок. 479 - ок. 400 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-цзы, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в  единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (ок. 551 - 479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Это заявление особенно справедливо в том смысле, что он проявил исключительный дар в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам.

В эпоху позднего Чжоу конфуцианство  еще не занимало доминирующего положения  в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной  религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали  те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие  позиции далеко вперед вырвалось  самое западное княжество – Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.

ИСТОРИЯ. ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ - ПЕРВАЯ ФАЗА

Наследие, оставленное Китаю  династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой  каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело  определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался  авторитетом, а чиновник – неограниченными  полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое, Китай - как «центр Поднебесной», у которого в идеале должно быть единое руководство и  один монарх.

Объединение страны под эгидой династии Цинь (221-207 до н.э.). Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой мерой стало официальное уничтожение остатков феодальной системы. В число других мер входило создание единой транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине р.Вэйхэ. Были унифицированы денежная система и экономика в целом, опиравшаяся тогда преимущественно на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность, судебная и идеологическая системы. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Труды представителей других философских школ, в том числе исторические, а также многие выдающиеся классические произведения искусства были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью. Несмотря на эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более 10 лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания и Китай вступил в период ожесточенных и разорительных внутренних войн.

Династия Хань (202 до н.э. - 220 н.э.). Ранняя или Западная Хань (202 до н.э. - 25 н.э.). В административном плане империя Западная Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Это частичное возвращение к прошлому стало причиной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии всего через два поколения после ее прихода к власти.

После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец правления. Самого императора, возглавлявшего пирамиду власти, ханьские историки часто именовали «государством». Все руководящие указания объявлялись исходящими от императора. Император был единственным законодателем и верховным судьей, а также считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия. При императоре существовали два руководящих органа, состоявшие из высших чиновников (императорский кабинет). В первый входили т.н. «три герцога»: имперский канцлер, имперский секретарь, или вице-канцлер, и верховный военачальник. Канцелярии этих трех высших должностных лиц являлись главными в трех областях управления: гражданской, надзорной и военной. Второй руководящий орган состоял из девяти министров и носил четко выраженный исполнительный характер.

Экспансия империи  Хань. Внутренние войны, которые привели к установлению власти династии Цинь, а затем династии Хань, в значительной степени снизили экономический и культурный потенциал страны. Поэтому первые правители династии Хань были озабочены проблемой восстановления единства страны. Все изменилось после восшествия на престол императора У-ди (140-87 до н.э.). У-ди восстановил и усилил правительственные монополии и право государства осуществлять контроль над ценами, ограничив деятельность класса финансистов, явился инициатором агрессивного внешнеполитического курса, в результате которого традиционные северные враги Китая, племена народности сюнну (гунны), лишились значительной части своей территории. Форпосты императорской власти были воздвигнуты в отдаленных районах Центральной Азии и на южном направлении в глубине Аннама (название, данное китайскими императорами территории современного северного и частично центрального Вьетнама). У-ди предоставил конфуцианцам право определять официальную идеологию и обязательные правила поведения, изгнав из Императорской Академии представителей всех других философских школ и лишив последних влияния на результаты императорских экзаменов на замещение должностей. Последующие поколения правителей закрепили начинания, инициатором которых был У-ди, и в середине 1 в. до н.э. китайская империя вступила в период расцвета.

Ван Ман. История династии Хань прерывается периодом, когда верховную власть в стране захватил узурпатор Ван Ман (9-23 н.э.). К тому времени власть центрального правительства столкнулась с жесткой оппозицией со стороны крупных семейств, опиравшихся не только на земельные владения и финансовую мощь, но и сохранившие под своим началом собственные армии. Ван Ман попытался противопоставить им ряд контрмер, нацеленных на подрыв экономического влияния оппозиции. Однако реформаторские меры Ван Мана не встретили поддержки даже со стороны лояльных официальных должностных лиц. Более того, Ван Ман вызвал недовольство своих сторонников из числа знатных семейств, а также крестьянского населения. Прорыв плотин на р.Хуанхэ вызвал целый ряд восстаний и бунтов. Некоторые из них вовлекли в свою орбиту крестьян, в других приняли участие крупные семейства, к третьим примкнули местные военачальники. Ван Ман был свергнут без особого труда, но для восстановления относительного порядка в стране потребовалось целое десятилетие. Наконец, на трон был возведен один из представителей крупных семейств, имевший дальнюю родственную связь с бывшим императорским домом. Под именем Гуану он стал императором династии Поздняя, или Восточная, Хань (названной в связи с переносом столицы империи из Чанъаня, недалеко от нынешнего города Сиань на восток в город Лоян).

Поздняя, или Восточная, Хань (25-220 н.э.). Правление династии Восточная Хань характеризовалось значительно большей самостоятельностью регионов. Однако даже в этих ограниченных рамках возродившаяся центральная власть смогла не только воссоздать стабильную систему управления, но и раздвинуть границы империи в юго-западном, северо-восточном и особенно северо-западном направлениях. Китайские владения в «западных регионах», завоеванные в результате ряда блестяще проведенных военных кампаний, вышли далеко за пределы территорий, которыми владела империя Западная Хань.

В этот период во властных структурах при императорском дворе особо  важную роль играли три группы. Поскольку  родственники царствующей особы  по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние  были заполнены представителями более низкого семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Случались времена, когда ключевые посты в администрации и командные позиции в армии почти целиком оказывались в монопольном владении родственников или друзей императриц. Вторую по значимости группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые благодаря приближенности к императору обладали весьма значительной властью. Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев, утверждавших, что именно они являются единственными носителями совершенной теории и потому правомочны определять правильный курс в политике и государственном управлении. Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда была очень дорогостоящей и кровавой. Неоднократно уничтожались целые кланы супруги (супруга) царствующей особы, и на место уничтоженного приходил другой клан. Иногда истреблялись евнухи. Но самую высокую цену пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения. В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате многочисленных мятежей провинциальных военачальников.

Политический  раскол в послеханьский период. С 220 н.э. на территории Китая, за исключением коротких промежутков времени, одновременно существовало несколько государств, и в стране наступил период раскола. Начало этому периоду положила т.н. эпоха «Троецарствия». Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали царство Шу в бассейне верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая и царство У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы. Личности, противостоявшие друг другу в этом триумвирате, были описаны в китайском фольклоре. Одним из них был полководец Цао, основавший государство Вэй (220-265 н.э.) в Лояне. Его проницательность и хитрость особо подчеркивались в более поздних художественных произведениях. На современной китайской театральной сцене он изображается как тонкий и умелый организатор политических интриг, а также как любитель наслаждений.

Одним из тех, кто сумел  поднять авторитет западного  царства Шу (221-264 н.э.), был Гуань Юй, позднее вошедший в китайский пантеон в образе бога войны. На театральной сцене он изображается в белой маске, которая символизирует преданность и доброту. Второй герой царства Шу - Чжугэ Лян был великим ученым и военным стратегом. Благодаря его таланту третьему герою, императору Лю Бэю, и последующим правителям удалось сохранить царство Шу.

Царство У (222-280 н.э.) крепло и  приобретало авторитет постепенно. Численность его населения росла  за счет миграции с севера. Этот поток  достиг апогея, когда захватчики –  «варвары» волна за волной стали  вторгаться в северные глубинные  районы Китая. Преемники царства  Вэй - правители династии Цзинь (265-420 н.э.) под натиском этих нашествий не удержались у власти. В течение долгого времени в северной части Китая существовал целый ряд царств и империй, образованных различными лидерами-некитайцами. Среди них были представители тунгусских племен, тюрков, гуннов и тибетцев. Китайская культура на севере страны находилась буквально на грани выживания.

Из числа многочисленных соперничавших между собой династий того периода самой заметной была династия, основанная семейным кланом под названием «тоба» и, возможно, имеющим тунгусское происхождение. Лидеры этой династии, которую иногда именуют Тоба-Вэй, или Северная Вэй, 386-557 н.э. (чтобы не путать ее с династией, правившей более ранним государством Вэй в эпоху Троецарствия), понимали, что удержать власть они могут, лишь сотрудничая с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями.

Представители нетитулованной знати в государстве Тоба-Вэй прошли долгий путь приобщения к китайской культуре и овладения искусством управления. Более того, они получили известность как покровители искусств, при них были сооружены знаменитые пещерные храмы (в Юньгане, на севере провинции Шаньси, недалеко от Датуна, где первоначально размещалась столица Тоба, а затем, после переноса столицы в Лоян, – в скалах Лунмынь на берегу р.Ихэ). Оба эти храма являются прекрасными свидетельствами внедрения и постепенной ассимиляции буддийского искусства, представленного греко-индийской школой скульптуры Гандхара. Со временем династия Тоба-Вэй стала слабеть из-за неповиновения степных племен. Однако ей удалось сохранить свое династическое правление значительно дольше других завоевателей. Последние не могли удержаться у власти дольше одного-двух поколений. На юге страны в долине р.Янцзы неустойчивые династии быстро сменяли друг друга. Наплыв китайских мигрантов с севера оказал существенное влияние на развитие региона. Южный Китай стал опережать северный в экономической, политической и культурной областях. Бoльшая часть южных династий в интеллектуальном и культурном планах находилась под сильным воздействием буддизма.

Информация о работе Государственное устройств Китая