Государственное устройств Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Истоки китайской цивилизации. Мифы. Ранние мифы повествуют о временах, предшествовавших периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои - просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси - проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход ритуала женитьбы и обряда посвящения также приписывается Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня).

Файлы: 1 файл

китай.docx

— 120.37 Кб (Скачать файл)

В 1975, буквально накануне победы коммунистов в Южном Вьетнаме, китайские войска оккупировали несколько  небольших островков в Южно-Китайском  море (Парасельские о-ва). Противоречия между КНР и Вьетнамом особенно обострились в 1978, когда Вьетнам подписал с Советским Союзом договор о взаимной обороне. В том же году Китай выступил с резким протестом против будто бы совершенных Вьетнамом вооруженных нарушений китайской границы. Тем временем сведения о преследованиях китайского этнического меньшинства во Вьетнаме стали появляться во всех китайских средствах массовой информации, что еще больше усилило антивьетнамские настроения в Китае.

В декабре 1978 вооруженные  силы Вьетнама вторглись на территорию Камбоджи, правительство Пол Пота было свергнуто, в стране был установлен провьетнамский режим. В ответ части китайской армии в феврале 1979 пересекли вьетнамскую границу и в течение нескольких недель удерживали в своих руках узкую полосу вьетнамской территории. Наглядно продемонстрировав уязвимость Вьетнама, Китай в марте того же года отвел свои войска. В попытке низвержения провьетнамского режима в Камбодже Китай в начале 1980 поддержал создание единого антивьетнамского фронта из различных находившихся в изгнании групп и фракций. Однако в 1992 Китай заставил своих протеже - «красных кхмеров» - согласиться на проведение в Камбодже всеобщих выборов под контролем ООН, что привело в 1993 к созданию широкого коалиционного правительства (без «красных кхмеров») во главе с принцем Нородомом Сиануком.

Вооруженные силы. Вооруженные силы КНР состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), войск народной вооруженной милиции и народного ополчения. Ими руководит Центральный военный совет (его председатель избирается ВСНП). По персональному составу Центральный военный совет (ЦВС) совпадает с Военным советом КПК. Министр национальной обороны является вице-председателем ЦВС. Центральному совету подчинены генеральные штабы, отделы по вооружениям и логистике и политический отдел с системой политических комиссаров в армейских частях (они обеспечивают лояльность армии в отношении партии и правительства).

В состав НОАК входят сухопутные силы, военно-морские силы (включая  морскую пехоту и морскую авиацию), военно-воздушные силы, стратегические ракетные войска («Второй артиллерийский корпус»). Вооруженная милиция и  ополчение официально подчинены  министерству общественной безопасности, но в военное время обязаны  влиться в состав НОАК.

Китайская армия является в настоящее время самой большой  в мире по численности (2,25 млн. человек). Официально в КНР существует всеобщая воинская обязанность и все мужчины  по достижении 18 лет обязаны зарегистрироваться в соответствующих призывных  учреждениях, но в действительности набор в армию избирателен. Жителям  Гонконга и Макао запрещено служить  в НОАК.

По официальным данным, в бюджете 2005 на военные расходы  выделяется 29,9 млрд. долл. США (1,8% ВВП). В эту сумму не включены расходы  на закупку оружия за рубежом, на народную милицию и ополчение, а также  на военную промышленность. Некоторые  наблюдатели считают официальные  цифры заниженными в 1,4-1,7 раз. Утверждается, что по уровню военных расходов КНР  занимает второе место в мире после  США, которые тратят на военные нужды  около 400 млрд. долл.

Китай - ядерная держава. Программа её создания была начата в 1955; первое ядерное испытание было осуществлено в 1964. КНР обладает скромным, но мощным потенциалом баллистических ракет, включая ракеты среднего радиуса  наземного и морского базирования  и 15-30 межконтинентальных баллистических ракет, способных поразить цели в  США и несколько сотен ракет  среднего радиуса, способных поражать цели на территории России. Ядерная  стратегия Китая исходит из принципа «необходимого минимума», достаточного для того, чтобы заставить потенциального агрессора воздержаться от нанесения  первого удара. КНР стремится  усилить мощь своих ядерных сил, используя твердое, а не жидкое ракетное топливо.

Несмотря на обладание  ядерным оружием, военная мощь Китая  ограничена, что не позволяет ему  играть роль настоящей мировой сверхдержавы. У КНР нет авианосцев, а многие ее военные самолеты устарели. В 1992 страна имела 4 тыс. истребителей и 1 тыс. бомбардировщиков, 100 ракетных установок  класса «земля - воздух», 54 боевых корабля, 850 патрульных катеров, миноносцев и  тральщиков, 41 дизельную и 5 атомных  подводных лодок. Власти страны предпринимают энергичные усилия для того, чтобы наверстать отставание в военной области. НОАК закупила в России некоторые современные системы вооружений, включая новые истребители, самолеты «Су-27» и «Су-30», подводные лодки. В производстве находятся 4 новых истребителя, включая 2 типа AAW, имеющих на вооружении управляемые ракеты. НОАК пытается наладить производство более современных истребителей J-10, закупает технологии для их производства в Израиле и Пакистане. В 2004 был запущен новый класс подводных лодок с ядерными боеголовками, способными поражать цели по всему Тихому океану.

На вооружении в НОАК находятся  в основном автоматы типа 81 (модифицированная версия советского АК - 47); идет его постепенная  замена новым оружием типа QBZ-95. Армия  и полиция оснащены пистолетами  типа 54 калибром в 7,62 мм.; внедряется более  новый QSZ-92. 

ТРАДИЦИОННОЕ  КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, Китай на протяжении веков культивировал политическую структуру, наделенную чрезвычайными властными полномочиями. Единственным источником власти был император, правивший «по воле небес». Однако постепенно развитие получали институты, призванные обеспечивать бесперебойное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенная роль отводилась формированию аппарата чиновников. Уровень  квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии государственных  экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли «подлые люди». К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Кроме того, в Китае существовало рабство, однако оно редко играло сколько-нибудь существенную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Семья и клан включали широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан обеспечивал внутреннюю сплоченность благодаря соблюдению обязательных церемоний почитания предков и воспитанию чувства гордости у своих членов за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался  с помощью свах. По традиции, согласия детей не спрашивали и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые  даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков. Большой популярностью пользовались театр и разнообразные азартные игры.

Ассоциации и  объединения. Важнейшую роль играли гильдии, до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Гильдии делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества изделий, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - «гуй» - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - «инь» и «ян». «Инь» означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух «гуй». «Ян» означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от «гуй». В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над вселенной возвышалось «тянь» - «небо», соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными  богами существовали пять основных религиозных  доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого времени – начиная  с конца 3 в. до н.э. и до образования  республики в 1912 – пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия  содержала в себе основные положения  семейного и морального кодекса. Даосизм как религия имел китайские  корни, однако испытал влияние буддизма. Даосизм имеет свои храмы, свой пантеон  богов и свое учение о будущей  жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии  и получил широкое распространение  в Китае, где были построены сотни  буддийский храмов и монастырей. Мусульмане живут в Китае повсюду, особенно в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым  китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое  распространение в 19 – начале 20 в., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Структура общества в коммунистическом Китае. Правительство КНР делит население страны по признаку социального происхождения на четыре класса: рабочие, крестьяне, помещики и буржуазия. По этой классификации крестьянство составляет ок. 80% населения, следующий крупный класс – рабочие. В период «культурной революции» дети из рабочих и крестьянских семей причислялись к категории лиц с «хорошим» семейным прошлым, тогда как дети помещиков и выходцы из буржуазных семей считались имеющими «плохое» происхождение. Хотя после земельной реформы начала 1950-х годов в стране не осталось ни одного помещика, дети помещиков и буржуа продолжали нести на себе клеймо врага. Интеллектуалы составляли т.н. «прослойку». После 1970 клеймо классового происхождения постепенно стало утрачивать свое значение, а с середины 1980-х годов началось становление нового класса предпринимателей.

В дополнение к указанной  выше классификации население делится  также по величине доходов и профессиональной принадлежности. Если судить по доходам, то крестьянские хозяйства могут  быть отнесены к категории зажиточных, середняцких и бедняцких, причем эта классификация подвергается дальнейшему уточнению в зависимости  от того, находится ли эта местность  в регионах с плодородными почвами  либо в задавленных нищетой регионах. Классификация крестьянского населения  проводится отдельно от классификации  городского населения. Крестьянам официально не разрешается переселение в  города (хотя нелегальное переселение  носит массовый характер).

В первые годы существования  КНР быстрое расширение правительственных  структур и развитие экономики дало возможность многим представителям младшего поколения занять престижные должности. Когда же темпы расширения правительственных структур стали  замедляться, более высокие позиции  в общей структуре власти вновь  оказались в руках старшего поколения. В период «культурной революции» 1960-х годов были предприняты попытки  продвижения молодых кадров, но они  увенчались успехом лишь частично. В 1980-е годы усилия, нацеленные на то, чтобы отправить стариков на пенсию, возобновились. В период бурного  развития предпринимательства 1990-х  годов молодежь проявила особенно высокую  активность.

Положение женщин. Закон о браке 1950, первый из числа важнейших законов, принятых коммунистическим правительством, запретил насильственное заключение браков, использование наложниц, практику выкупа или платы за невесту и браки среди малолетних. Однако перечисленные обычаи до определенной степени сохраняются, особенно в сельской местности и в северных провинциях. Новые законы закрепили за женой равные права с мужем на управление и владение семейным имуществом.

Организация детских садов  позволила многим замужним женщинам работать. Несмотря на то, что основной объем домашних дел лежит на женских  плечах, женщины редко занимаются только выполнением обязанностей по дому. В сельских районах они обычно работают в поле на посевной и уборке урожая. В 1958–1960 повсеместно функционировали  столовые общественного питания, созданные  для того, чтобы дать женщинам возможность  больше времени отдавать работе в  поле. Однако вскоре семьи вернулись  к прежнему порядку питания в  домашних условиях. Женщины обычно зарабатывают меньше, чем мужчины, и  мало представлены в правительстве, партийных органах и в сфере  бизнеса.

Большинство кооперативов, жилые районы, фабрики и учреждения содержат на своем попечении дневные  детские сады и ясли, где дети работающих матерей находятся под  присмотром.

Информация о работе Государственное устройств Китая