Государственное устройств Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Истоки китайской цивилизации. Мифы. Ранние мифы повествуют о временах, предшествовавших периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои - просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси - проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход ритуала женитьбы и обряда посвящения также приписывается Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня).

Файлы: 1 файл

китай.docx

— 120.37 Кб (Скачать файл)

Внешняя политика. Официальная цель внешней политики КНР - создание сильного, могущественного и единого Китая, играющего в мире роль одной из великих держав. До начала 1960-х страна рассматривалась в качестве союзника СССР, в 1950 она направила своих добровольцев в Корею, где они сражались на стороне северокорейского правительства в войне против Южной Кореи и США. Одновременно КНР стремилась развивать независимые отношения с Пакистаном и странами «третьего мира», а в 1962 вступила в пограничный вооруженный конфликт с Индией.

В 1960-х в китайско-советских  отношениях наступило охлаждение (пик  напряженности пришелся на годы «культурной  революции» второй половины 1960-х и  вооруженные столкновения на о.Даманский на р.Амур в 1969).

С 1970-х внешняя политика КНР характеризуется меньшей  ориентацией на идеологические постулаты  и прагматизмом, о чем свидетельствует  резкое улучшение китайско-американских отношений. Официальные дипломатические  отношения с США были установлены  в 1979, с Японией - в 1972. Одновременно Китай резко критиковал «советский гегемонизм», осуждал внешнюю политику СССР и его союзников (посылку кубинских войск в Анголу и Эфиопию и ввод вьетнамских войск в Камбоджу в 1978). В 1979 резко осудила ввод советских войск в Афганистан. В качестве противодействия «гегемонии сверхдержав» КНР оказывала поддержку Движению неприсоединения.

После расстрела правительственными войсками студенческой демонстрации в  Пекине в 1989 отношения между КНР  и западными государствами серьезно ухудшились. США и западноевропейские страны обвинили Китай в нарушениях прав человека. Власти КНР отвергли эту критику как вмешательство  во внутренние дела страны. Многие государства  сократили программы экономической  помощи и дипломатические контакты. Отношения с большинством из них  КНР смогла нормализовать только в конце 1990-х.

КНР поддерживает дипломатические  отношения с большинством стран  мира, но выдвигает в качестве предварительного условия для их установления признание  прав Китая на Тайвань и отказ  от поддержания каких-либо официальных  связей с тайваньским правительством.

Китай был одним из основателей  ООН и занимает постоянное место  в его Совете безопасности. До 1971 место Китая в ООН занимало тайваньское правительство. В 1971 были признаны права КНР. С тех пор  КНР - член ООН и ее специализированных учреждений и организаций. Китай  входит в Азиатско-Тихоокеанский  экономический форум, Азиатский  банк развития и т.д. Страна стремится  развивать отношения со странами Юго-Восточной Азии и участвует  в качестве наблюдателя в региональном форуме АСЕАН (несмотря на территориальные  споры с его членами вокруг о-вов Спратли и Парасельских). С 2005 КНР вступила во Всемирную торговую организацию.

После распада СССР в 1991 Китай  выступает в защиту концепции  «многополюсного» мира, без гегемонии  той или иной державы или блока  держав. Страна разработала «новую концепцию безопасности», по которой  государства должны прекратить мыслить  категориями блоков и альянсов и  перейти к экономическому и дипломатическому сотрудничеству. Стремясь уравновесить усиление США после распада Советского блока, КНР активно развивает  отношения с Россией и странами Европы, предприняла шаги по улучшению  отношений с Индией и т.д. Китай  подверг критике действия НАТО в  Югославии и выразил возмущение в связи с инцидентом в мае 1999, когда сброшенные американскими  ВВС бомбы повредили здание китайского посольства в Белграде. Новый инцидент произошел в апреле 2001, когда китайские  военные самолеты сбили американский разведывательный самолет над о.Хайнань. КНР решительно выступила против военной операции США и их союзников в Ираке в 2003. В 2005 Китай приступил к переговорам с Европейским Союзом (ЕС) о снятии эмбарго на поставку оружия в КНР, но против такого шага решительно выступили США. Отношениям со странами ЕС в 2005 осложнились по поводу резкого увеличения импорта китайского текстиля в европейские страны, однако сторонам удалось договориться о смягчении проблемы.

Дипломатические отношения  с СССР были установлены в 1949; в  настоящее время поддерживаются с Российской Федерацией, с которой  в 1992 была подписана Совместная декларация об основах взаимоотношений. В 1997 обе  страны договорились о решении большинства  территориальных споров. В начале 21 века развитие связей с РФ рассматривается  КНР и в контексте поддержания  баланса в мире (возможность уравновесить доминирование США после крушения советского блока). В июле 2001 председатель КНР Цзян Цзэминь и российский президент Владимир Путин подписали  Договор о дружбе и сотрудничестве. В 2001 КНР, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан  и Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества, которая  призвана способствовать обеспечению  стабильности в регионе. В 2004 Россия согласилась передать Китаю спорные  острова на пограничной р.Амур.

КНР играет важную посредническую роль на Корейском полуострове. При  ее содействии идут переговоры, направленные на то, чтобы убедить Северную Корею  отказаться от разработки ядерного оружия. Отношения между КНР и Японией  осложняются китайскими требованиями в адрес Токио, которое, по заявлению  Китая, должен покаяться в преступлениях, совершенных в Азии в 1930-х и  в период Второй мировой войны, а  также территориальным спорам вокруг о-вов Сенкаку.

Важнейшей задачей китайской  внешней политики остается объединение  страны. В 1997 Китаю было возвращено бывшее британское владение Гонконг, в 1999 - бывшая португальская колония Макао. КНР продолжает добиваться воссоединения с Тайванем, обещая предоставить острову статус специального административного района с сохранением его политических и экономических особенностей. Пекинское правительство неоднократно предупреждало, что в случае официального отделения Тайваня от Китая оно может прибегнуть к мерам военного характера.

Китайско-советские  отношения. С начала 1960-х годов вплоть до 1991 главной заботой Китая в сфере внешней политики было растущее соперничество с Советским Союзом. Некогда тесные союзники, две страны постепенно отошли друг от друга в конце 1950-х годов, когда Мао Цзэдун объявил Н.С.Хрущева «великодержавным шовинистом», озабоченным лишь проблемами укрепления мощи и влияния собственной страны. Мао Цзэдун пришел к заключению, что Хрущев был больше заинтересован в мирном сосуществовании с Западом, чем в поддержке «национально-освободительных» движений.

Раскол между двумя  коммунистическими гигантами обострился после 1960, когда СССР прекратил оказание Китаю экономической помощи и  отозвал технических специалистов. К 1966 китайские лидеры осуждали СССР за «псевдокоммунизм», «современный ревизионизм» и «реставрацию капитализма». В ответ советские лидеры обвинили Китай в «догматизме» и «авантюризме». В 1968 противостояние еще более осложнилось в связи с резким осуждением Китаем вторжения стран Варшавского договора в Чехословакию. Весной 1969 враждебные отношения вылились в прямой военный конфликт на участке границы, проходящем по р.Уссури в северо-восточной Маньчжурии.

В конце 1970-х годов новое  китайское руководство, сплотившееся вокруг Дэн Сяопина, выразило пожелание  улучшения отношений между двумя  странами. Однако в 1970–1980-е годы взаимный антагонизм вновь обострился сначала  из-за поддержки Советским Союзом вьетнамской оккупации Кампучии (Камбоджи), а затем из-за военного вторжения в Афганистан. Китайское  руководство, рассматривая подобные действия в геополитическом плане, оценивало  их как «окружение» Китая. В ответ  Китай начал оказывать военную  помощь камбоджийской армии и  афганским моджахедам. На протяжении 1980-х годов китайские лидеры подчеркивали, что китайско-советский пограничный  спор и конфликты в Афганистане  и Камбодже являются основными факторами, препятствовующими нормализации китайско-советских отношений. К началу 1990-х годов все три вышеупомянутые проблемы были в значительной степени разрешены.

Китайско-американские отношения. По мере ухудшения китайско-советских отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию связей с США. Полагая, что США представляют для Китая меньшую угрозу, чем «гегемонистский» Советский Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии.

«Нормализация» оказалась, однако, не таким простым делом. Еще  до образования Китайской Народной Республики недоверие между США  и китайскими коммунистами росло  из-за действий США по оказанию помощи возглавляемой Чан Кайши партии Гоминьдан. Затем, в начале 1950-х годов, США и Китай оказали военную  поддержку соответственно Республике Корея и Корейской Народно-Демократической  Республике (КНДР) во время войны  на Корейском п-ове. Следствием этой войны стал отказ правительства  США от дипломатического признания  КНДР, блокирование попыток КНР вступить в ООН и подписание в 1954 договора с гоминьдановским правительством на Тайване о взаимной совместной обороне. Существование американских военных баз и союзов, кольцом охватывающих Китай – от Японии, Южной Кореи, Окинавы, островов Гуам и Тайвань на востоке до Филиппин и Таиланда на юге, - подкрепляло взгляд Китая на США как на главного врага КНР. Эта точка зрения еще более укрепилась после начала военных действий США во Вьетнаме.

После вооруженных пограничных  конфликтов между Китаем и СССР в 1969 американские и китайские лидеры предприняли первые осторожные шаги навстречу друг другу. Патрулирование Тайваньского пролива кораблями  военно-морских сил США в 1969 было снято, а еще через два года США прекратили противодействие  вступлению КНР в ООН. В 1971 на соревнования в Китай была приглашена американская команда по настольному теннису. С тех пор наступила эра  т.н. «пинг-понговой дипломатии», а в  дальнейшем - нормализации китайско-американских отношений.

Самым серьезным препятствием на этом пути стала проблема Тайваня. США были связаны обязательствами  по поддержке гоминьдановского правительства на Тайване. Когда в феврале 1972 президент Р.Никсон нанес визит в Китай, он подписал т.н. Шанхайское коммюнике, в котором отмечалось, что Тайвань является частью Китая и что проблема Тайваня должна решаться самими китайцами мирным путем. Хотя нормальные дипломатические отношения еще не были установлены, США и КНР в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга («миссии связи»). Стремительно увеличился объем китайско-американской торговли, активизировался взаимный культурный обмен. Наконец, в 1979 президент США Дж.Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР, прекратил дипломатические отношения с гоминьдановским правительством и заявил о намерении приостановить действие американо-тайваньского (гоминьдановского) договора о взаимной обороне. В ответ китайское правительство в Пекине согласилось не препятствовать развитию неформальных торговых и культурных связей между США и Тайванем, а также ограниченной продаже вооружений Тайваню.

В 1980-е годы американо-китайские  отношения были весьма тесными, поскольку  Китай одобрял политику США в  Афганистане. Широкие протесты общественности против жестокого подавления восстания  в Тибете и кровавой расправы над  студенческой демонстрацией на площади  Тяньаньмэнь в Пекине (1989) послужили  причиной дискуссий, развернувшихся в  начале 1990-х годов в США, по вопросам отношений с Китаем, однако, это  не привело к ослаблению экономических  и культурных связей двух стран.

Китайско-японские отношения. В 1950–1960-е годы отношения между Китаем и Японией оставались напряженными. Как и Соединенные Штаты, Япония признавала гоминьдановское правительство на Тайване и не признавала коммунистический режим в Пекине. Тем не менее Пекин был готов торговать с Японией. В результате к середине 1960-х годов Япония превратилась в главного торгового партнера КНР. После визита в Китай в 1972 Р.Никсона заметно улучшились и китайско-японские отношения. В сентябре 1972 японский премьер-министр Танака в ходе визита в Китай принес официальные извинения за агрессию Японии, согласился на разрыв отношений с Тайванем и признание Китайской Народной Республики. В феврале 1978 между Китаем и Японией был подписан торговый договор на 8 лет с объемом товарооборота в 20 млрд. долл. В августе 1978 между двумя странами был заключен договор о мире и дружбе, содержащий пункт о борьбе с «гегемонизмом», направленный против возможной экспансии Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Китайско-индийские  отношения. В период с 1954 по 1959, в соответствии с политическим курсом на мирное сосуществование с неприсоединившимися странами «третьего мира», Китай в целом поддерживал дружественные отношения с Индией. Однако после подавления войсками Народно-освободительной армии Китая восстания в Тибете, поднятого в 1959 буддистами, и поддержки индийским правительством далай-ламы отношения между двумя странами резко ухудшились. В 1962 на отдельных участках тибетско-индийской границы неоднократно происходили вооруженные столкновения. В связи с осложнением двусторонних отношений Китай отозвал из Индии своих дипломатических представителей. Ситуация усугублялась развитием экономических и военных связей Индии с СССР и поддержкой Китаем Пакистана во время индо-пакистанского конфликта 1971. После смерти Мао Цзэдуна были сделаны первые шаги к сближению двух стран, в 1977 Китай и Индия обменялись дипломатическими представителями. Дипломатические отношения двух стран на уровне посольств были установлены лишь в начале 1980-х годов. В ноябре 1996 Цзян Цзэминь совершил официальный визит в Индию, во время которого были подписаны соглашения, направленные на снижение напряженности на китайско-индийской границе.

Китай и Европа. Отношения Китая с союзниками США в Западной Европе (в т.н. «втором мире») заметно улучшились в 1970-е годы, когда Китай настойчиво искал дополнительные гарантии безопасности перед лицом советского «гегемонизма». Китайско-европейские торговые отношения также стремительно расширялись, особенно в связи с выдвинутой Китаем широкой программой закупок современных технологий на Западе.

В 1984 Китай и Великобритания заключили соглашение, предусматривавшее  восстановление суверенитета Китая  над Гонконгом. Гонконг, вошедший 1 июля 1997 в состав КНР как Особый экономический  район Сянган, сохранил высокую степень  государственно-экономической автономии, в т.ч. собственные Конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, политические партии, финансово-экономическую  систему, валюту (привязанную к доллару  США), статус открытого порта и  визовый режим для иностранных  граждан (в том числе граждан  КНР). В 1987 китайское правительство  заключило аналогичное соглашение с Португалией о возвращении  Аомыня (Макао), расположенного на юге в дельте р.Чжуцзян, под суверенитет Китая в конце 1999. После 442-летнего португальского правления 20 декабря 1999 Макао стал особым административным районом Китая.

Китайско-вьетнамские  отношения. На ранних этапах вьетнамской войны Китай оказывал Северному Вьетнаму существенную военную и экономическую помощь. В начале 1970-х годов Китай начал оказывать поддержку антивьетнамски настроенным мятежникам - «красным кхмерам» - в соседней Камбодже (Кампучии). После того как в 1975 коммунисты одержали верх в Индокитае, правительство Вьетнама оказалось в полной зависимости от советской помощи и отдалилось от правительств Китая и Камбоджи.

Информация о работе Государственное устройств Китая