Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
После чтения пробулевмы, в тех
случаях когда доклад Совета был
составлен в одобрительное
Теоретически каждому
Первыми выступали старшие по возрасту, затем более молодые. Кроме того, была категория граждан, которым разрешалось присутствовать в народном собрании, но которые были лишены права голоса. Это были лица, находящиеся под следствием о преступлениях, влекущих за собой позорящее наказание. Они были прокляты законом и могли получить реабилитацию только через суд.
Взойдя на трибуну, гражданин возлагал себе на голову миртовый венок и становился личностью священной и неприкосновенной. Если председатель находил, что оратор уклоняется в сторону от обсуждаемого предмета, допускает резкие выражения, повторяется и т.п., то он мог лишить его слова и даже оштрафовать в размере 50 драхм.
Против всякого автора, внесшего законопроект, могло быть возбуждено судебное обвинение в противозаконности внесенного им предложения.
По окончании прений вопрос ставился на голосование, которое обыкновенно производилось поднятием рук. К такому голосованию (путем черепков, бобов, камешков) прибегали лишь в случаях, когда речь шла о каких-либо серьезных мерах, направленных против отдельного лица (остракизм, разбирательство по делам государственной измены). Результаты голосования оглашались председательствующим. Когда порядок дня оказывался исчерпанным, председатель закрывал народное собрание.
Компетенция народного собрания была весьма обширной. Прежде всего, народное собрание являлось высшим законодательным органом афинской рабовладельческой демократии. Если постановление народ-ного собрания касалось общих вопросов, то оно называлось законом. Постановление касательно частного лица называлось псефизмой. На-родное собрание осуществляло и функции управления, избирая долж-ностных лиц и контролируя деятельность последних. Народное собрание располагало и значительной судебной властью. Оно могло присудить к изгнанию, к конфискации имущества и даже к смертной казни. Действуя в качестве судебного органа, народное собрание разбирало лишь дела о наиболее тяжких преступлениях.
Правомочия народного собрания распространялись и на внешние сношения (вопросы войны и мира, заключение союзов и расторжение их). В народном собрании производился остракизм, или "суд черепков". Каждый из участников собрания писал на черепке (по-гречески "черепок" -"остракон") имя человека, представлявшего угрозу для демократии. Архонты и члены Совета 500, председательствовавшие в этом собрании, подсчитывали черепки и лицо, намеченное к изгнанию, большинством плюсов обязано было в 10-дневный срок удалиться в изгнание за пределы Афинского государства сроком на 10 лет. Изгнанный, однако, не лишался гражданских прав.
В V- IV вв. до н.э. Совет 500 в Афинах являлся средоточием высшей правительственной власти. Он образуется из кандидатов, выстав-ляемых каждой филой (по 50 человек). Членом Совета мог быть любой гражданин филы, так как выборы производились путем жребия. Компетенция Совета 500 была очень обширной и заключалась в следующем:
А) Совет руководит деятельностью народного собрания. После рас-смотрения законопроекта народным собранием такой за-конопроект поступал на заключение Совета 500. Следовательно, за одобрение законопроекта, внесенного каким-либо лицом, отвечали и члены Совета;
б) Совет руководит администрацией
в) Совет следит за укреплением военной мощи Афинского государ-ства.
г) Совету 500 принадлежат важные полномочия в области внешних сношений. Он дает аудиенцию послам других государств. Только после того, как он примет послов, обсудит их предложения, он представляет послов народному собранию, давая при этом свое заключение. Он командирует афинских граждан в другие государства для решения спорных вопросов или для заключения мира.
д) Совет 500 является высшим распорядительным органом в обла-сти прихода и расхода государственных средств. Конфискация имуще-ства, сдача в аренду рудников, взыскание налогов, обеспе-чение продовольствием города Афин, регулирование торговли - все это входит в компетенцию Совета;
е) Действуя в качестве судебного органа, он мог присуждать даже к такой мере наказания, как смертная казнь
Для исполнительно-распорядительной
деятельности Совет выделяет из своей
среды специальный
а) следить за благосостоянием города Афин;
б) заботиться о полицейской службе в пределах города;
в) подготавливать вопросы для рассмотрения в Совете 500 или в народном собрании.
Должностные лица (магистраты) в Афинах свою деятельность осу-ществляли на основе общих принципов, к числу каковых от-носятся:
1.Выборность. Все должности были
выборными. Выборы про-
2. Срочность. Как правило, должностные лица оставались у власти один год, после чего слагали свои полномочия.
3. Коллегиальность. Обычно
4. Отсутствие иерархической подчиненности (исключение состав-ляли военные должности).
5. Возмездность. Магистратам, за
исключением стратегов,
6. Подотчетность. По окончании срока полномочий должностные лица обязаны были отчитаться перед особыми коллегиями (эвфинов и логистов). Такие отчеты подлежали последующей проверке со стороны гелиэи. До тех пор, пока отчет не утверждали, бывший магистрат не имел права занимать новую должность, не мог распорядиться своим имуществом, не имел права выезжать за пределы Аттики и не мог рассчитывать на получение награды.
Должностные лица имели право налагать на граждан штрафы за неподчинение их распоряжениям. Размер штрафа зависел от тяжести проступка, от ранга должностного лица и определялся законом. Кро-ме того, магистраты были вправе возбуждать против граждан судебное преследование.
Характеризуя отдельных
На первое место в управлении выдвигаются стратеги, коллегия которых была создана Клисфеном в 501-500 гг. до н.э. Стратегов избирали по одному от каждой филы. Выборы производились путем открытого голосования, а не жребием. На должность стратега могли претендовать лишь женатые и притом располагавшие недвижимой собственностью. Стратеги в отличие от прочих должностных лиц вознаграждения не получали. Следовательно, неимущие или малоимущие лишены были возможности занять эту долж-ность. На них лежала организация сбора чрезвычайных военных налогов, они руководили доставкой провианта в Афины и т.д. Правда, распоряжались они средствами не бесконтрольно. Поскольку высший контроль за расходованием средств принадлежал народному собранию и Совету 500, то стратеги обязаны были отчитываться в расходовании сумм перед этими органами. Стратеги ведали дипломатическими сношениями: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, они скрепляли своей подписью мир-ные договоры, заключаемые Афинским государством.
Стратеги вели следствие и
Стратеги держали постоянную связь с Советом 500 и народным собранием (с последним через пританов) и имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета 500 или народного собрания. Они имели право в любой момент сделать доклад в Совете 500 и требовать принятия нужных мер.
Другие должностные лица Афинского государства:
а) полеты ведали отдачей в аренду
и на откуп государственных
б) логисты принимали финансовые отчеты от должностных лиц и возбуждали уголовные дела в случае открытия злоупотребления фи-нансами:
в) эвфины-коллегия с аналогичными функциями;
г) агораномы - рыночные надзиратели. Следили за розничной тор-говлей, пресекали торговлю недоброкачественными товарами и продук-тами, отнимая и уничтожая таковые. Следили за чистотой и порядком на рынках. Они же принимали от иностранцев пошлину за право тор-говли на рынках;
д) ситофилаки надзирали за хлебной торговлей;
е) метрономы наблюдали за правильностью мер и весов;
ж) астиномы следили за чистотой города
и порядком на улицах, надзирали
за бродячими артистами и
Другие должностные лица, следили за исправным состоянием дорог, источников, святилищ; руководили обучением молодых людей, следили за образом жизни женщин и т. д.
Особое место в системе
По окончании каждого
Но значение гелиэи определялось тем, что она не выступала только как судебный орган; ей принадлежали важные полномочия также в об-ласти управления и законодательства.
Гелиэя решала финансовые вопросы. Например, она участвовала в раскладке налогов на союзников, производимой каждые четыре года.
Гелиэя производила проверку пригодности кандидатов, выбранных на те или иные должности голосованием или жребием. Если нравственная или политическая благонадежность кан-дидата вызывала сомнение у членов суда, то такой кандидат немед-ленно отводился.
Важная роль в Афинском государстве принадлежала и другим различным судебным органам. Суду ареопага подлежала часть важных уголовных дел, а именно: дела о предумыш-ленных убийствах, об отравлении ядом, о поджогах, о нанесении ран и увечий с целью лишения жизни.
Уголовные дела о разбое, грабеже, о ночных кражах, о карманных кражах, о похищении граждан и т.п. рассматривала "коллегия один-надцати". Она надзирала за тюрьмами и за исполнением приговоров.
Активно действовал суд эфетов. Существовало четыре палаты этого суда. Каждая из них рассматривала дела только определенного харак-тера. Одни и те же судьи (эфеты) заседали то в одной, то в другой па-лате, смотря по роду дела:
1) суд при храме Паллады. Здесь
разбирались дела о непредумыш-
2) суд при храме Аполлона. Рассматривал
дела, в которых убийца заявлял,
что он совершил убийство, разрешенное
законом или не преследуемое
законом (убийство в состоянии
необходимой обороны, убий-
3) суд возле гавани Зеи. Этот
суд рассматривал дела о лицах,
4) суд в палате возле пристани.
Рассматривал дела, когда виновник
убийства не был известен, либо
когда смерть причинили
Гражданские споры разбирал суд диэтетов. Были диэтеты госу-дарственные, избираемые ежегодно по жребию из числа граждан, до-стигших 60-летнего возраста, и частные. Последние являлись по сущест-ву третейскими судьями, избираемыми в числе 3 человек по взаимному согласию тяжбущимися. Суд диэтетов отличался от суда присяжных большей скоростью и меньшими судебными издержками. На решение суда диэтетов допускалась апелляция в гелиэю. Суд диэтетов разбирал иски на сумму более 10 драхм.
Мелкие дела об имущественных спорах на сумму не свыше 10 драхм разбирал "суд сорока мужей". Таким образом, демократические Афины имели сложную и широко разветвленную систему судов, которые были призваны обеспечивать правопорядок и законность в стране.
§2 Спартанское государство
Информация о работе История государства и права зарубежных стран