Этногенез англичан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 02:23, доклад

Описание работы

Английский народ сложился в результате смешения и длительной ассимиляции разнородных этнических элементов. Одними из древнейших обитателей Британских островов были кельтские племена (бритты и др.), поселившиеся здесь около середины I тыс. до н.э. В V—VI вв. н. э. на острова переселились с материка германские племена — англы, саксы, юты. Они частью ассимилировали кельтов, частью оттеснили их в горы Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Сложившаяся в VII—X вв. на основе германских и кельтских племён народность англосаксов подверглась значительному влиянию скандинавов (данов, норвежцев), завоевавших в VIII—IX вв. некоторые районы Англии. Наиболее важное событие в этнической истории англичан — Нормандское завоевание Англии 1066 г. Господствующее положение в стране заняли франко-нормандские бароны; французский язык стал официальным языком, хотя народ продолжал говорить на своём англосаксонском языке. Постепенно (к XIII—XIV вв.) англосаксы и норманны слились в единую английскую национальную общность. В XVI в. складывается общеанглийский разговорный и литературный язык. Английская буржуазная революция XVII века завершила в основном процесс формирования английской нации. В XVII—XIX вв. многие англичане переселились в захваченные Англией колонии и стали одним из главных компонентов в формировании ряда наций — американцев США, англоканадцев, австралийцев, новозеландцев.

Файлы: 1 файл

История.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Итак: джентльмен отличается отвагой и щедростью. Его одежда и доспехи должны соответствовать его положению; от него требуется также большая образованность. Он должен содержать прислугу, обслуживающую исключительно его особу, хотя последнее говорит в пользу праздности. Джентльмен обязан безвозмездно отправлять высшие общественные должности.  

Джентльмен должен быть сдержанным и заботиться о своей репутации, без которой даже самые ценные его достоинства теряют блеск, как алмаз без шлифовки. 

Таким представляли себе джентльмена в обществе, породившим это понятие. Какие же требования к образцовому джентльмену сохранились к началу нашего столетия?  

В отличие от образцового средневекового рыцаря или человека итальянского Ренессанса английский джентльмен не обязательно красив и силен. В Англии отношение к военным было, скорее, пренебрежительным. Что же касается внешности, то джентльмену достаточно было обладать достоинством. Требования к костюму изменялись с течением времени, так что в этом плане можно не считаться с общественным мнением. Ведь тот, у кого перечень предков достаточно длинный, может позволить себе быть не таким, как все. 

Один из отличительных признаков джентльмена – его речь. Это условие, необходимое для джентльмена. Ни в одной стране нельзя с такой уверенностью определить положение человека в обществе по манере речи, как в Англии.  

В “Теории джентльмена” А. Ливингстона записано, что джентльмен не может зарабатывать себе на жизнь, потому он должен обладать определенными средствами. Табу на ручной труд сохранилось до XX века. Занятие торговлей нежелательно и допустимо только в случае необходимости. Младшие братья первородных сыновей поселяются в городе, женятся на богатых горожанках и входят в купеческую среду. Для них возможна карьера священника.  

Джентльмен обязан занимаеться любительским спортом; в элитарных школах учителей выбирают в значительной мере на основании их спортивной квалификации. Холодный и влажный климат Англии увеличивает потребность в активном движении. Английский джентльмен охотно занимается командными видами спорта, развивает чувство причастности к коллективу, распространяющегося, однако, только на собственный класс. “Если юноша лорд, – писал У. Теккерей, – университет по прошествии двух лет дает ему степень, которой всякий другой добивается семь лет”. Ему не нужно сдавать экзамен, потому что он лорд. И далее читаем: “Несчастливцы, у которых нет кисточек на шапках, называются “стипендиатами”, в Оксфорде – “служителями”. Различие делается в одежде, ибо они бедны, по этой причине они носят значок бедности и им не дозволяется обедать вместе с их товарищами – студентами”. 

Одним из средств воспитания в “публичных” школах (где готовили кслужбе на высших постах) были розги, узаконенные педагогической реформой. Розги должны были внушать воспитаннику добронравие, изгонять порок и приучать мужественно переносить боль. Солидарность однокашников сохранялась и после окончания школы. Воспитанник, придя к власти, раздавал должности своим школьным товарищам. За рамки правящего класса эта солидарность не выходила. 

Семейная традиция участия в политической жизни позволяла выпускникам привилегированных школ делать карьеру по проторенному пути, причем служба нескольких поколений семьи на общественных должностях значила для ее престижа больше, чем титулы. Браки заключались в узком кругу элиты, так что она состояла по большей части из родственников.  

В школах для будущих джентльменов, которых, подобно средневековым рыцарям, воспитывали вне дома, особое значение придавалось хорошим манерам, альтруистическим наклонностям, но при этом культивировался дух презрения к научной интеллигенции. 

Хорошо известно, что пренебрежение к интеллекту сочеталось с воспитанием твердости характера. Джентльмену присущи спокойствие и уверенность в себе, отличающие независимого человека. Он владеет собой, что важно в деле правления. Он правдив, но без необходимости говорить не станет. Он доверяет другим и сам вызывает доверие. Ввиду того, что в будущем он может занять высокий пост, закон не может его наказывать унизительным образом. В суде он освобождается от принесения присяги. Джентльмен уверенно преодолевает трудности. Он избегает какой-либо аффектации. Его отличают немногословность и недоверие к чересчур эмоциональным оценкам. Тактичность, неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь – вот характерные черты джентльмена. Все, что приносит почет, признание, – добродетельно.  

Джентльмен действует в обстановке соперничества, для него особенно важны общепринятые “правила честной игры”. Они, как известно запрещают пользоваться слабостью противника, бить в спорах по его заведомо уязвимым местам. Джентльмен считает ниже своего достоинства удить рыбу на закате солнца и стрелять в сидящую птицу – слишком уж это легкая добыча, недостойная джентльмена. Презирать опасность, сопротивляться натиску – это в глазах англичан даже не проявление мужества, но лишь признак хорошего воспитания. Англичане очень любят собак, и, когда маленький бульдог не уступает в схватке гораздо более крупному псу, о нем совершенно серьезно говорят: вот джентльмен. 

Приведем цитату из газеты 1713 г.: “Под совершенным джентльменом мы понимаем человека, который способен одинаково хорошо служить обществу и охранять его интересы, а также быть его украшением”. По духу ему присущи достоинство и величие, которыми только может обладать человек, а также ясный ум, свободный от предубеждений, и обширные познания. 

Можно сказать, что джентльмен – это человек, который твердо стоит на своем, свободен от неумеренных страстей, чувствителен, полон сочувствия и доброжелательности. Что касается его манер, то он должен быть скромным, но не приниженным, искренним, но без панибратства, готовым помочь, но не угодливым, невозмутимым и неунывающим. Для обозначения соглашения, основанного на доверии, широко использовался термин “джентльменского соглашение”.  

Возможность распоряжаться своим временем входит непременной составной частью в понятие джентльмена наряду со стремлением избежать клейма профессионализма; об этой черте джентльмена упоминают постоянно, но не всегда с одобрением. Спор о различии любителей и профессионалов – социальная патология Великобритании, проблема, актуальная и в наши дни. Джентльмену приписывают способность к импровизации, позволяющую ему в любой ситуации обойтись без участия экспертов, и в этом видят различие между характером и интеллектом. 

Англичанина с детства приучали заниматься общественными делами. Воспитывался он не при дворе, ареной его деятельности был парламент. Палата общин до 1867 г. была аристократическим клубом, а в 1903 года половина членов палаты общин были выпускниками элитарных школ, министрами – выпускники Оксфорда и Кембриджа. Английская аристократия владела обширными и процветающими поместьями, то есть была богата и не зависима от короля.  

Писали, что “французский дворянин пробуждает мысли об изяществе, такте, любезной учтивости, щепетильной чести, воинственной осанке, расточительной щедрости, блестящей храбрости”, а для английского джентльмена характерны “независимое состояние, богатое жилище, внешний блеск, привычка роскоши и довольства, либеральное воспитание, путешествия, образование, хорошие манеры, знание света”. 

Англичанин стремится быть совестливым и честным, истинно благородным человеком, бескорыстным и готов подвергается опасностям и даже пожертвовать собой. Сюда можно добавить и чисто английские черты характера: самообладание, хладнокровие при любых обстоятельствах, природную серьезность, способность стойко переносить несчастья, отсутствие стремления к хвастовству и внешним эффектам. 

Понятие “человек чести” синонимично понятию “джентльмен”. Представление о чести сочетаются в Англии со специфически джентльменским кодексом поведения. В XVIII веке честь считалась исключительным достоянием высшего класса, прерогативой дворянства. Считалось, что ею обладает тот,

·       кто пользуется признанием, уважением, почетом и славой;

·       кто наделен духовным благородством (имелась в виду совокупность черт характера);

·       кто с дамами учтив и заботится об их репутации. 

Человек чести особенно чувствителен к обидам. Его долг – настаивать на своих правах и оберегать свое положение в обществе. В любви он не терпит соперников, а если соперник появился, неизбежна дуэль, ибо такое положение дел наносит ущерб репутации. Жить человек чести должен в соответствии со своим положением, то есть на широкую ногу. Он не должен жениться на женщине более низкого звания, а также находиться у кого-либо в услужении. Он теряет честь, если его жена или кто-либо из родственников отличаются дурным поведением. Если он обручен, то не имеет права отказаться от своего обязательства. Соблазнять жену друга запрещено. С дамами человек чести учтив, проявляет о них заботу. Он не может вызывать на дуэль человека, по отношению к которому имеет обязательства (сначала необходимо освободиться от них).  

Принимая участие в военных действиях, человек чести соблюдает все правила:

·       не начинает военных действий без объявления войны;

·       не убегает из плена;

·       не соглашается на позорную смерть, а кончает жизнь самоубийством, если нет другого способа спасти честь;

·       отличает гражданское население от тех, кто носит оружие;

·       твердо знает, что отвага в бою – источник чести, а трусость означает ее утрату. 

В XVIII столетии, во время правления королевы Виктории, джентльмен преобразился и стал непримиримым пуританином. Муж королевы Виктории, принц Альберт, принес с собой в Англию немецкие идеалы. Был он человеком солидным, обязательным, в проявлениях любви сдержанным, удовольствие находил в трудолюбивой и размеренной жизни. Под его влиянием образ жизни двора кардинально изменился – “победили идеалы долга, добропорядочности и домашнего очага”. 

После смерти короля пуританские настроения еще более усилились. Это был образцовый двор, при котором:

·       осуждали тех женщин, которые, овдовев, выходили замуж вторично;

·       не принимали ни одну разведенную даму;

·       курение запрещалось;

·       ни под каким видом не разрешалось носить усы без бороды;

·       осуждалась непунктуальность;

·       Отрицалась эмансипация женщин, считавшаяся несовместимой с достоинством и нежными чувствами. 

Интересно проследить изменение отношения к тому, кого можно называть джентльменами. Так, различались джентльмены по происхождению и джентльмены по воспитанию и образованию. К XVIII веку тенденция придавать происхождению меньше значение, чем личным достоинствам, возросла. 

В литературе того времени можно найти немало доказательств того, что благородство определяется исключительно добродетелями человека. Уважение к образованности, отношение к женщине отличает мещанина от джентльмена. 

Спор о том, кого можно, а кого нельзя считать джентльменом, продолжался и в это врнмя. Дискуссия велась по многим вопросам.

·       Можно ли считать джентльменом человека низкого происхождения, но достигшего почетного положения благодаря личным заслугам?

·       Можно ли считать внебрачных сыновей благороднорожденными?

·       Может ли бедность сочетаться с дворянством?

·       можно ли утратить дворянство из-за недостойного поведения? 

Еще в XIX веке в Англии хирургов и дантистов не принимали в обществе из-за того, что они работали руками. Купцы тоже вызывали сомнение, хотя все признавали, что они приносили несомненную пользу своей стране. Безусловно исключались из числа джентльменов и все те, кто зарабатывает себе на жизнь искусством: актеры, скрипачи, художники, фокусники и т.д. В глазах человека эпохи Ренессанса искусство занимает очень высокое положение: музыка облагораживает, а поэзия способна управлять всеми отраслями жизни. Аристократ, однако этим заниматься не должен. 

Английский писатель Генри Пичем, например, рассматривал даже различные занятия с точки зрения того, насколько они соответствуют достоинству джентльмена. Так, адвокатов и врачей он считал джентльменами, за исключением хирургов, акушеров и шарлатанов, поскольку они работают руками. В Англии еще в XIX веке людей этих профессий не принимали в обществе, не считали их джентльменами. Вообще, всем тем, кто зарабатывал себе на жизнь сам, своим трудом (например, художники, актеры, скрипачи, фокусники), отказывали в праве считаться джентльменами. 

Вероятно, поэтому до сих пор в английских нравах существует противопоставление любительства и профессионализма. Причем именно любительское отношение к делу считается знаком принадлежности к избранному классу и несет в себе заряд социального престижа. “У американцев принято считать, что чем больше дел держит в своих руках человек, тем выше его престиж и в собственных глазах, и в глазах окружающих... Английский же аристократ, даже если он отдает работе не меньше времени и сил, предпочитает выглядеть на людях ленивым бездельником”. Это, кстати, нашло свое отражение и в английской литературе. Вспомним хотя бы Шерлока Холмса, любителя-детектива, превосходящего по своим личностным качествам и результатам деятельности профессиональных сыщиков и полицейских. 

Но так или иначе в вопросе о том, кого можно считать джентльменом, всегда сталкивались два подхода, которые наиболее явно оформились в отношении к джентльменству со стороны уходящего с исторической арены дворянства и нарождающейся, крепнущей буржуазии.  

Согласно первому подходу, критерием джентльменства является знатность, благородство происхождения, наличие мощного генеалогического древа и право ношения герба. Второй подход связывал джентльменство с благородством характера, личными достоинствами, уровнем образованности и воспитанности человека, безотносительно к его происхождению.  

Чем более шатким становилось материальное положение аристократических слоев общества, тем больше для них самих, для их социального самочувствия приобретало значение хорошего воспитания и манер (практически, единственное, что у них осталось от прошлой жизни), которым всегда уделялось такое огромное внимание. Дворянство неизменно стремилось к чистоте и строгости нравов благородных леди и джентльменов по происхождению. Нередко это стремление выходило за рамки здравого смысла эпохи и приобретало характер лицемерного, показного, что и становилось объектом критики со стороны “нового общества”.  

“От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда. И по той же причине тысячу совершенно безвредных вещей вам делать не дозволяется. А сколько при этом всевозможных нелепостей... Почему я должен был жениться на беспросветной дуре только из-за того, что по воле случая не смог засветло доставить ее домой? И почему я должен был позволить ее бешенному брату пристрелить меня, если стреляю более метко, чем он? Конечно, настоящий джентльмен дал бы себя продырявить и тем стер бы пятно с родового герба Батлеров. Ну, а я... предпочел остаться в живых”. – Читаем у М. Митчел. 

Информация о работе Этногенез англичан