Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:25, доклад
Заголовок свидетельствует о том, что Судебник был принят в сентябре 1497 года Иваном III совместно с Боярской Думой. По мнению Л. В. Черепнина, эта дата — сентябрь 1497 года — указывает лишь на начало разработки Судебника, которая завершилась в феврале 1498 года81.
Такая точка зрения была высказана раньше П. Н. Мрочек-Дроздовским, именовавшим Судебник Ивана III Судебником 1498 года82. Представляется более вероятным, однако, что закон был принят именно в сентябре 1497 года. Это подтверждается термином уложил, содержащимся в заголовке и означающим “учредил”, “узаконил”83. Спорно также включение Л. В. Черепниным слов как судити суд бояром и околничим в качестве заголовка лишь для первых трех статей84.
Лихим человеком мог быть признан любой, хотя бы и не совершивший никакого конкретного деяния, но сочувствовавший требованиям народа, поддерживавший их и в силу этого являющийся лицом опасным для господствующего класса. Он отнюдь не является рецидивистом, как трактует это Е. И. Колычева109. Виновность оговоренного подтверждалась не представлением доказательств, а крестным целованием (присягой) оговаривающих (см. ст. ст. 12—13), что свидетельствовало о применении следственной формы процесса при расследовании наиболее опасных деяний. Дела начинались, как явствует из статьи, не только по иску частного лица, но главным образом вследствие довода, то есть обвинения, производимого специальными должностными лицами — доводчиками. Они находились в штате наместников и выполняли, по мнению С. Б. Веселовского, обязанности судебных следователей110. Вероятно, во избежание лишних поборов, вызывавших недовольство населения, доводчикам предписывалось ездити в стану без паропка (помощника) и без простые (в данном случае — без лишней) лошади... А где доводчик ночует, туто ему не обедати, а где обедаеть, туто ему не ночевати. Доводчикам поручался также вызов в суд, а иногда и выполнение судейских обязанностей111.
Применение смертной казни в зависимости от личности преступника, а не от состава преступления явилось ярким отражением усиления классового террора в период создания Судебника и феодально-сословного характера права.
Статья 9
Имея в своей основе
ст. 7 Псковской Судной грамоты, ст. 9
перечисляет особо опасные
Крамола упоминается, например,
в докончании (договоре) князя Семена
Ивановича (сына Калиты) с братьями
в начале 50-х годов XIV в. по отношению
к боярину Олексию Хвосту, который
вшел в коромолу к великому князю.
Первоначально крамола
Можно предположить, что крамольник, покушавшийся на государственный строй или особу государя, наказывался даже за голый умысел. Так, в 1456 году за прежние деяния и по подозрению в умыслах крамолы был пойман на Москве и сослан в Углич серпуховской князь Василий Ярославич. Несомненно, что крамола инкриминировалась и всем тем представителям низов феодального общества, которые вступали в открытую борьбу против господствующего класса. Интересно, что В. Н. Татищев называет крамольника возмутителем народа114.
Под церковным татем, по мнению
большинства исследователей Судебника,
понимается лицо, совершившее святотатство,
т. е. деяние, так или иначе нарушающее
права и интересы церкви, являющейся
оплотом феодального
Относительно понятия головной татьбы нет единого мнения. По словам В. И. Татищева, “головной тать на многих местех разумеет смертноубийцу, да и всякий тать, по словам христовым, из того не выключен”115, т. е. тать включал и понятие убийцы. Л. В. Черепнин считал, что под головной татъбой следует рассматривать воровство, сопровождавшееся убийством116. Оспаривая это положение, Е. И. Колычева присоединяется к сложившейся в историко-правовой литературе позиции, согласно которой головная татьба — это похищение людеи, преимущественно холопов117.
Квалификация головной татьбы, как кражи холопов наиболее ценного для господствующего класса имущества, — не лишена основания. Тем более что ст. 10, открывающая цикл статей о порядке ответственности за разного рода кражи, включает в их число головную татьбу. К толкованию термина головная татьба, как кражи людей (для продажи в холопство), присоединяется и А. А. Зимин, считая нелогичным с точки зрения древнерусского права понимать головную татьбу как татьбу с убийством118. Однако, как показывает Л. В. Черепнин, укрывательство людей, похищение холопов или переправка их за рубеж влекли не смертную казнь, а похолопление виновных119.
Ярко выраженный классовый характер Судебника 1497 года, защищавшего феодальную собственность и личность феодала, не исключает установления высшей меры наказания за такое квалифицированное преступление, как кража, сопровождавшееся убийством собственника, что могло быть одновременно и средством расправы с тем или иным представителем господствующего класса, но не группой лиц, а в одиночку. Исходя из вышесказанного, точка зрения Л. В. Черепнина представляется убедительнее.
Еще более спорным является
определение преступных деяний, инкриминируемых
подымщикам и зажигалникам. Подымщик.
досоветской историографией трактовался
преимущественно как
Зажигалник — человек,
совершивший поджог, что расценивалось
как тягчайшее преступление еще
во времена Русской Правды. Поэтому
вполне справедливо замечание О.
И. Чистякова о том, что норму
ст. 9 нельзя рассматривать только как
поджог города с целью сдачи его
врагу127. Однако наказание за поджог
зависело, вероятно, от того, принадлежал
ли преступник к категории лихих
людей. Так, из судного списка от Л) июня
1503г. явствует, что виновный в поджоге
монастырской деревни Михалка Жук,
приговорен к возмещению нанесенного
монастырю ущерба в размере 5 рублей.
За отсутствием денег и
Статьи 10—14
По мнению Л. В. Черепнина,
статьи являются фрагментом самостоятельного
устава, направленного на организацию
борьбы с татями и охрану феодальной
собственности132. В них устанавливается
наказание за кражу, а также порядок
изобличения преступников. Наказание
зависело от того, простой или квалифицированной
была кража. Деление кражи на простую
и квалифицированную известно еще
со времен Русской Правды. Так, в
ст. 38 Краткой и ст. 40 Пространней
редакции потерпевшему предоставлялось
право убить вора без суда и
следствия при совершении кражи
из закрытого помещения и ночью,
тогда как простая кража влекла
лишь денежный штраф. Развивая это положение,
ст. 5 Двинской уставной грамоты впервые
упоминает о рецидиве, а также
предусматривает смертную казнь (ино
повесити) за третью кражу. Эти нормы
повторяются затем в ст. 8 Псковской
Судной грамоты. Судебник устанавливает
виды кражи, квалифицированные по объекту
— церковная и головная татьба
(ст. ст. 9, 10), по повторяемости — рецидив,
повторная кража (ст. 11), по субъекту—кража,
совершенная ведомым лихим
В ст. 10 предусматривается наказание за простую кражу. Кража, совершенная впервые, кроме церковной и головной, и кража с поличным со стороны ведомого лихого человека, влекли за собой торговую казнь, а также возмещение убытков по терпевшему. В случае несостоятельности осужденного можно было выдать головой. С. Г. Струмилин интерпретировал это положение лишь как продажу имущества, но никак не личности истца. Выдача неимущих истцам головою в работу до искупа получила, по его мнению, законодательное закрепление лишь в Уложении 1649 года133. Однако общепринятым в науке является мнение о том, что несостоятельный должник отдавался истцу или кредитору в холопство до отработки долга134. Это защищало интересы феодальных собственников.
Торговая казнь означала битье кнутом, которое производилось палачом на торгах, площадях или в иных местах скопления народа, с целью устрашения последнего. Торговая казнь часто являлась замаскированным видом смертной казни, особенно в случаях, когда предписывалась торговая казнь без пощады. Число ударов в законодательстве не определялось. В XVIII —XIX вв. число ударов доходило до 400, в XVII в. для пытки устанавливалось 300 ударов. Но уже 50 ударов считалось битьем нещадным: Тех воров... бить кнутом... нещадно, давать бы ударов по 50135. Этот вид наказания применялся до середины XIX в.
Статья 11, относя рецидив
к числу отягчающих признаков, рассматривает
повторную кражу как
Статьи 12—13 определяют порядок
оценки показаний, изобличающих преступников.
По ст. 12 оговор в воровстве со стороны
5—6 добрых людей, даже при отсутствии
доказательств в виновности (а
довода на него в прежнем деле не
будет), влек для оговоренного обязанность
удовлетворить требования истца
без разбора дела по существу (ст.
12). Институт оговора —обвинения (а
на кого взмолвят...пятъ или шесть...
добрых христиан) трактовался по-разному.
Б. И. Сыромятников видел в этом обыскное
начало в виде язычной молки, т. е.
свидетельства целой общины, которая
добрила или лиховала человека, давая
общую оценку его личности136. Признавая,
что институт оговора является остатком
суда общины, М. Ф. Владимирский-Буданов
рассматривает его, однако, как переходный
момент к началу повального обыска137.
Это более соответствует
Согласно ст. 13, признание
добрыми людьми вора ведомым лихим
человеком, хотя бы и совершившего первую
кражу (а довода на него в прежнем
деле не будет), но пойманного с поличным,
влекло для него смертную казнь. М. Ф.
Владимирский-Буданов
По ст. 14 оговор со стороны
татя подлежал проверке. Если оговоренный
татем был прирочный (известный
как уже раз совершивший
Статьи 15—19
В ст. ст. 15—19 определяется порядок выдачи судебных актов. Все они должны были оплачиваться судебными пошлинами, скрепляться подписью дьяка и печатью великого князя, что свидетельствовало о придании большего значения формальной стороне дела.
В ст. 15 говорится о выдаче правой грамоты — судебного решения. Правая грамота состояла из протокола судебного разбирательства и решения суда. Она выдавалась обычно по просьбе стороны, выигравшей дело, и облагалась пошлиной в пользу должностных лиц судебного аппарата, а именно — подьячего, которой грамоту напишет, дьяка, подписывавшего грамоту, и боярина, скреплявшего грамоту печатью.
Статья 16 определяет размер
пошлин с докладного списка. Докладной
список представлял собой протокол
заседания (судный список) суда первой
инстанции, передававшийся на рассмотрение
(доклад) вышестоящей инстанции, которая
давала указание, как решить дело. Решение"
вышестоящей инстанции писалось
на оборотной стороне судного
списка и являлось основанием для
выдачи правой грамоты судом первой
инстанции. Основанием для доклада
являлись сомнения судьи, возникающие
из трудности дела или неясности
права, ограниченная компетенция судьи
и разногласия судей при