Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

Содержание работы

Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 107.21 Кб (Скачать файл)

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности

2. Содержание конституционного  права человека на честь и  достоинство в Республике Беларусь

3. Перспективы развития законодательства  о защите чести и достоинства  от посягательств.

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: Конституционное право

на тему: Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФП,2-й  курс, ДПВ-1                                                                             Е.Ю.Янчик

 

 

 

Руководитель                                                                                     Д.М.Демичев

доктор юридических наук,

профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 с., 38 источников.

 

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ЗАЩИТА ЧЕСТИ  И ДОСТОИНСТВА, КЛЕВЕТА, ОСКОРБЛЕНИЕ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА.

 

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и защиты конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь

 Предмет исследования – положения Конституции Республики Беларусь, законодательства, судебная практика по делам о защите чести и достоинства, научные разработки

Цель работы: комплексное исследование конституционного права граждан на защиту чести, достоинства от правонарушений, анализ их содержания и перспективы развития механизма их конституционно-правовой защиты от посягательств.

 Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, метод формально-юридического анализа, описательный.

Исследования и разработки: проведен анализ института защиты чести и достоинства, рассмотрены некоторые проблемы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность судов в сфере защиты чести и достоинства.

Автор работы утверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5

1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5

1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12

1.3. Правовое  регулирование защиты чести и достоинства человека 14

2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16

2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16

2.2 Формы юридической защиты 21

3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29

Заключение 38

Список используемых источников 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной  разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства  и особенностей их защиты. Это проявляется  в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого  уровня разработки социально-философских  и этических оснований чести  и достоинства. Между тем, более  глубокое исследование таких оснований  позволяет обнаружить расхождение  в понимании содержания права  человека на честь и достоинство  в различных отраслях права.

Целью исследования является установление основания и содержания конституционного права человека на честь и достоинство как нормативно-правовой базы для его защиты, а также  комплексный анализ особенностей конституционно-правового  регулирования защиты чести и  достоинства.

В соответствии с указанной  целью в курсовой поставлены и  решены следующие задачи:

 а) исследованы социально-философские  и этические основания права  человека на честь и достоинство,  а также их правовое закрепление; 

б) определено место института  чести и достоинства в правовой системе Республики Беларусь;

в) определено содержание субъективного  права человека на честь и достоинство;

 г) исследовано развитие  и особенности конституционного  права человека на честь и  достоинство в других отраслях  права Республики Беларусь;

д) выявлены существующие проблемы в законодательном регулировании  защиты чести и достоинства под  углом зрения разработки предложений  по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Методологическую основу исследования составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, диалектический и логико-формальный методы толкования права в сочетании с комплексным и системным анализом законодательства.

 

 

1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности

1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе.

 

 

 

Честь и достоинство, являясь  непреходящими ценностями человеческого  общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории  его существования.

Уважение чести и достоинства  личности носит характер отношений, основанных на нормах права и морали, на принципах свободы и взаимной ответственности между государством, обществом и личностью, между  различными личностями и социальными  группами.

В словаре русского языка  С.И. Ожегова даны следующие определения: "честь - достойные уважения и  гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы", "достоинство - совокупность высоких  моральных качеств в самом  себе". Однако эти определения  весьма условны. Понятия "честь", "достоинство" определяют близкие  между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при  оценке этих качеств. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство  и что понимать под определениями "честь" и "достоинство", в  каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.[1, c 23]

Право на достоинства рассматривается  как источник прав и свобод человека. Достоинство личности – это категория, под которой обычно понимается обладанием человеком определёнными нравственными  и интеллектуальными качествами, соответствующими общепринятым моральным  ценностям; это признание обществом  социальной ценности, уникальности каждого  конкретного человека, его значимости как личности, как человеческого  сообщества.[2, c188]

Как считает М.Н. Малеина, честь - это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.[3,c.20]

На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: "Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании". По

мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет  три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности ("качества лица").[4, c.10]

Приведенные суждения демонстрируют  противопоставление двух подходов: понятие "честь" рассматривается как  категория оценки другими людьми и как собственная самооценка. По моему мнению, объединение этих двух подходов возможно, исходя из того что честь - это и общественная оценка личности и в то же время  осмысление самой личностью такой  оценки, т.е. самооценка. Таким образом, понятие чести имеет два аспекта: внешний, или, как его иначе называют, объективный, и внутренний, или субъективный.

Внешняя сторона понятия  чести объективна по содержанию, так  как не зависит от оценки конкретного  человека, а отражает обобщенные в  данном понятии ценности конкретного  общества, социальной группы. Внешняя  сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения  конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в  целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана  с понятиями "репутация", "доброе имя", "престиж". И если репутация  означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой  же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.[5]

Поэтому объективная сторона  чести по своему содержанию носит  конкретно-исторический характер и  выражает представление о месте  и роли человека в сложной системе  общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны  общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.

Следовательно, объективная, внешняя сторона чести заключается  в признании и уважении заслуг личности со стороны общества и является ее репутацией, добрым именем, моральным  значением, нашедшим выражение в  высоком мнении окружающих. Кроме  этого, честь представляет собой  и этическое благо, поскольку  направляет деятельность личности на достижение положительной оценки со стороны общества и тем самым  доставляет ей моральное удовлетворение.

Внутренняя же сторона  чести субъективна по форме и  неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать  свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его  чувствительностью к тому, какое  мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Чувство, сознание чести - важное свойство личности, так как от степени его  развития зависит восприимчивость  личности к моральному воздействию  общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как  внутренний мотив деятельности и  поведения личности.

Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения,

выполненного  долга и своего общественного  значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Достоинство того или иного  человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с  точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и  социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется  в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими  общественными отношениями и  нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще  и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны  достоинства представляют собой  осмысление и переживание человеком  своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются  общественными отношениями и  зависят от них.

В понимании достоинства, как и чести, отмечают два аспекта - внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Объективный аспект достоинства заключается в признании  человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства  связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана  с чувством и осознанием своей  моральной ценности и полезности обществу.

Честь и достоинство, являясь  нравственными категориями, носят  в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой  и чаще всего рассматриваются  как единая пара категорий в этике  и праве. Категории чести и  достоинства определяют отношение  к человеку как высшей общественной ценности.

Понятия чести и достоинства  имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Честь и достоинство между  собой имеют неразрывную связь  в силу того, что в их основе лежит  единый критерий нравственности. Чувства  чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому  при толковании понятия чести  разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У  человека сознание и чувство чести  и достоинства как бы органически  слиты воедино, вытекают одно из другого.

Информация о работе Конституционное право на защиту чести и достоинства личности