Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.
Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и истории права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное право
на тему: Конституционное право на защиту чести и достоинства личности
Студент
ФП,2-й
курс, ДПВ-1
Руководитель
доктор юридических наук,
профессор
МИНСК
2012
Курсовая работа: 39 с., 38 источников.
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ЗАЩИТА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, КЛЕВЕТА, ОСКОРБЛЕНИЕ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, реализации и защиты конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь
Предмет исследования – положения Конституции Республики Беларусь, законодательства, судебная практика по делам о защите чести и достоинства, научные разработки
Цель работы: комплексное исследование конституционного права граждан на защиту чести, достоинства от правонарушений, анализ их содержания и перспективы развития механизма их конституционно-правовой защиты от посягательств.
Методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, метод формально-юридического анализа, описательный.
Исследования и разработки: проведен анализ института защиты чести и достоинства, рассмотрены некоторые проблемы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность судов в сфере защиты чести и достоинства.
Автор работы утверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39
Актуальность исследования
обусловлена недостаточной
Целью исследования является
установление основания и содержания
конституционного права человека на
честь и достоинство как
В соответствии с указанной целью в курсовой поставлены и решены следующие задачи:
а) исследованы социально-
б) определено место института чести и достоинства в правовой системе Республики Беларусь;
в) определено содержание субъективного права человека на честь и достоинство;
г) исследовано развитие
и особенности
д) выявлены существующие проблемы
в законодательном
Методологическую основу исследования составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, диалектический и логико-формальный методы толкования права в сочетании с комплексным и системным анализом законодательства.
Честь и достоинство, являясь непреходящими ценностями человеческого общества, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования.
Уважение чести и достоинства
личности носит характер отношений,
основанных на нормах права и морали,
на принципах свободы и взаимной
ответственности между
В словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения: "честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы", "достоинство - совокупность высоких моральных качеств в самом себе". Однако эти определения весьма условны. Понятия "честь", "достоинство" определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определениями "честь" и "достоинство", в каждом конкретном случае должен определять суд по своему усмотрению.[1, c 23]
Право на достоинства рассматривается
как источник прав и свобод человека.
Достоинство личности – это категория,
под которой обычно понимается обладанием
человеком определёнными
Как считает М.Н. Малеина, честь - это общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина. В свою очередь, И.Я. Дюрягин полагает, что честь означает высокую общественную оценку личности. Проанализировав понятия чести, сформулированные отечественными философами, Х.П. Маннанова указывает, что категория чести в этике выражает прежде всего высокую оценку деятельности и поведения человека со стороны общества, выражающуюся в уважении, всеобщем признании и доброй славе человека, и вместе с тем в высокой самооценке, т.е. осмыслении общественного признания личности.[3,c.20]
На мой взгляд, наиболее четким определением чести является определение, данное А.М. Эрделевским: "Сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании". По
мнению А.Л. Анисимова, понятие чести имеет три стороны, три аспекта. Во-первых, это характеристика самой личности ("качества лица").[4, c.10]
Приведенные суждения демонстрируют
противопоставление двух подходов: понятие
"честь" рассматривается как
категория оценки другими людьми
и как собственная самооценка.
По моему мнению, объединение этих
двух подходов возможно, исходя из того
что честь - это и общественная
оценка личности и в то же время
осмысление самой личностью такой
оценки, т.е. самооценка. Таким образом,
понятие чести имеет два
Внешняя сторона понятия чести объективна по содержанию, так как не зависит от оценки конкретного человека, а отражает обобщенные в данном понятии ценности конкретного общества, социальной группы. Внешняя сторона чести есть также морально-политическая оценка деятельности и поведения конкретной личности другими людьми, обществом в целом, носящая устойчивый характер и касающаяся личности в целом либо отдельных ее сторон. Внешняя оценка чести тесно связана с понятиями "репутация", "доброе имя", "престиж". И если репутация означает общее устойчивое мнение об оценке личности и ее деятельности, преобладающее в определенной общности людей, то престиж является такой же оценкой, но ограниченной пределом более узкого круга людей.[5]
Поэтому объективная сторона чести по своему содержанию носит конкретно-исторический характер и выражает представление о месте и роли человека в сложной системе общественных отношений, о требованиях, предъявляемых к человеку со стороны общества, о личных и общественных оценках его деятельности, т.е. отражает общие для конкретного общества нравственные явления.
Следовательно, объективная,
внешняя сторона чести
Внутренняя же сторона чести субъективна по форме и неразрывно связана со способностью человека самостоятельно оценивать свои действия и поступки, с осознанием своей чести, репутации, с его чувствительностью к тому, какое мнение будет о нем существовать в определенной общественной среде. Чувство, сознание чести - важное свойство личности, так как от степени его развития зависит восприимчивость личности к моральному воздействию общественного мнения. Таким образом, честь в субъективном, внутреннем своем аспекте выступает как внутренний мотив деятельности и поведения личности.
Что касается понятия достоинства, то оно нашло широкое употребление сравнительно недавно. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения,
выполненного долга и своего общественного значения. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Так же как и честь, достоинство сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обусловливаются общественными отношениями и зависят от них.
В понимании достоинства,
как и чести, отмечают два аспекта
- внешний (объективный) и внутренний
(субъективный). Объективный аспект
достоинства заключается в
Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этике и праве. Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.
Понятия чести и достоинства имеют и определенную общественную направленность. Их объектом являются прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.
Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, вытекают одно из другого.
Информация о работе Конституционное право на защиту чести и достоинства личности