Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

Содержание работы

Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 107.21 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь идея введения института омбудсмана впервые стала обсуждаться в начале 1990-х годов. Демократически настроенные депутаты парламента предлагали включить положения о должности омбудсмана в текст Конституции 1994 г. Однако поддержки большинства эта идея тогда не получила. Позднее законопроект об Уполномоченном по правам человека был подготовлен депутатами Верховного Совета 12-го созыва, но вынести на обсуждение его не успели.

В июне 1998 г. в Беларуси были проведены парламентские  слушания на тему «Права человека». По результатам парламентских слушаний Палата представителей Республики Беларусь рекомендовала ускорить принятие ряда законодательных актов для реализации прав и свобод граждан, и в первую очередь «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь». В  июне 2000 года в Минске состоялся  международный семинар, посвященный  проблеме учреждения в Беларуси института  омбудсмана. На обсуждение были представлены три законопроекта «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь»: законопроект, подготовленный рабочей группой Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, получивший название официальный, и два авторских законопроекта. Согласно официальному законопроекту пост Уполномоченного по правам человека учреждается в целях защиты прав и свобод граждан, содействия их соблюдению и уважению государственными органами и должностными лицами. Уполномоченный по правам человека назначается Президентом Республики Беларусь из числа кандидатов, предложенных Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Уполномоченный призван рассматривать жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы заявителя. [37, с. 342–347]. Но несмотря на то, что о необходимости создания института омбудсмана в стране говорится давно, до сих пор обсуждение данного законопроекта не значится в плане работы белорусского парламента.

Создание  института омбудсмана в стране позволит подтвердить приверженность Беларуси общечеловеческим ценностям, будет способствовать укреплению законности в деятельности государственных органов, благоприятно повлияет на возможности граждан защитить свои права.

В систему  национальных учреждений по правам человека в других странах нередко входят еще и специализированные учреждения, которые занимаются защитой прав наиболее уязвимых социальных групп: этнических, языковых и религиозных меньшинств, коренного населения, иностранцев, иммигрантов, беженцев, детей, женщин, малоимущих и инвалидов. Специализированные учреждения, как правило, расследуют случаи и формы дискриминации  в отношении отдельных лиц  данной группы или группы в целом, но не всегда обладают правом выносить обязательное решение или возбуждать судебный иск. Также данные учреждения несут ответственность в вопросах контроля за эффективностью существующего законодательства, затрагивающего интересы соответствующей социально уязвимой группы, и нередко выступают в качестве консультантов или советников парламента и исполнительных органов власти. Кроме того, специализированные учреждения представляют материальную и консультативную помощь на индивидуальной и коллективной основе [38, c. 9-10].

Таким образом, можно сделать  вывод что, в вопросе защиты чести  и достоинства имеются проблемы затруднительного разграничения подведомственности споров о защите чести, достоинства между общими и хозяйственными судами и установления предварительного внесудебного порядка опровержения сведений.

Для устранения существующих проблем и. дальнейшего совершенствования белорусского законодательства, направленное на защиту прав и свобод граждан, создание Национальной комиссии по правам человека, поста Уполномоченного по правам человека, введение института индивидуальной конституционной жалобы, создание условий для активизации деятельности институтов гражданского общества по защите прав граждан будут способствовать не только созданию более благоприятных условий для обеспечения и защиты прав человека, но и явятся свидетельством дальнейшей демократизации белорусского общества.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате комплексного исследования конституционного права  человека на честь и достоинство  в Республике Беларусь в рамках поставленных задач 

Понятие «честь» связано  с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и  ожиданиям, предъявляемым группе, к  которой человек принадлежит, в  то время как понятие «достоинство»  безразлично к ним. Поэтому, честь  в качестве элемента правового статуса  человека имеет значение только для  определенной социальной группы, общее  для всех значение имеет категория  «достоинство».

По существу меры для поддержания  достоинства личности и ее свободного развития выражены во всех отраслях права, в силу чего черты юридического своеобразия  рассматриваемого института воплощаются  в отраслевых методах и механизме  правового регулирования в целом.

Конституционное закрепление  в Республике Беларусь права на честь  и достоинство соответствует  положениям международного права в  области прав человека. Конституция  Республики Беларусь провозглашает  человека, его права и свободы  высшей ценностью.

Непосредственным (видовым) объектом посягательства на честь, достоинство, репутацию будут являться: при  клевете - общественная оценка личности и ее деятельности; при оскорблении - субъективное осознание человеком  ценности своей личности.

Клевета и оскорбление  относятся к деяниям, не имеющим  предмета преступления.

Управомоченным субъектом (истцом) по требованиям к защите чести, достоинства и деловой репутации является лицо, о котором распространены порочащие сведения.

Институт судебной защиты занимает основополагающее место в  системе гарантий конституционного права человека на честь и достоинство, это выражается в множественности  мер, которые может принять гражданин  Республики Беларусь в целях защиты чести и достоинства.

Для устранения существующих проблем и. дальнейшего совершенствования белорусского законодательства, направленное на защиту прав и свобод граждан, создание Национальной комиссии по правам человека, поста Уполномоченного по правам человека, введение института индивидуальной конституционной жалобы, создание условий для активизации деятельности институтов гражданского общества по защите прав граждан будут способствовать не только созданию более благоприятных условий для обеспечения и защиты прав человека, но и явятся свидетельством дальнейшей демократизации белорусского общества.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. –– Москва: Издательство "Азъ", 1992.––660с.

2 Демичев, Д.М. Конституционное право: учебник / Д.М. Демичев. –– Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. –– 416 с.

3 Малеина, М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан./ М.Н.Малеина. ––Москва:1991г. ––58с.

4 Эрделевский, А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. –– Москва: 2000г.–– 108с.

5 Липатова, С.В. Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в российской правовой систем [Электронный ресурс] /С.В.Липатова ––Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org. –– Дата доступа:08.11.2012.

6 Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588 / Пер. на бел. мову А.С.Шагун. –– Минск: Беларусь, 2002г. –– 29с.

7 Брокгауза, Ф.А. Энциклопедический словарь /Ф.А.Брокгауза, И.А.Эфрона.–– СПб., 1897г.––  505 – 506с.

8 Потапенко С.В. История развития российского законодательства по судебной защите чести, достоинства и деловой репутации /С.В.Потапенко// Российский судья. –– М.,2001. –– N 10. –– 31 – 35с.

9 Аскназий, С.К. Основные вопросы Гражданского кодекса СССР в свете решений XVIII съезда ВКП(б)/С.К.Аскназий // Советское государство и право. –– 1939. –– N 14.––15-26с.;

10 Флейшиц, Е.Ф. Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических стран/ Е.Ф.Флейшиц // Советское государство и право. ––1940. –– N 7. –– 57 – 76с.

11Пронина, М.Г., Романович А.Н. Защита чести и достоинства гражданина./ М.Г.Пронина., А.Н.Романович –– Минск: "Беларусь", 1976г–– 11с.

 

12 Вьшкевич, В.Е.,судья Верховного Суда Республики Беларусь/В.Е.Вьшкевия//"Судовы веснік".––1996 г.––№3.––9-10с.

13 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –– 1999. –– №1. –– 1/0; 2004. –– №188. –– 1/6032.

14 Беляев, Н.А. Курс советского уголовного права. Т. 5 / Беляев Н.А.,[и др.]. –– СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та.––1981г. –– 654 c.

15 Беляев, Н.А. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т. 3./Беляев Н.А.[и др.] ––СПб.: Изд-во Ленингр.-та.–– 1973.–– 611с.

16 Шаргородский, М.Д. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1./М.Д. Шаргородский.–– Москва: 1999г.–– 210с.

17 Козаченко, И.Я. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть. / Я.И.Козаченко ;под ред. В.М. Хомича. — Минск: ИНФРА-М-НОРМА, 1997г. — 516 с.

18 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./ Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. –– М.:"Зерцало",1998г. ––370с.

19 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с измен. и дополн.) // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. – 1998. - №.7 - 218-З; 2011. - № 78. - 2/1837; Нац. прав. Интернет-портал Респ. Беларусь. - 03.07.2011. - 2/1837.

20 Годунов,В.Н. Гражданское право: Учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Годунов, Т.В. Грунтова [и др.];под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. – Минск, 2001г. – 976 с

21 О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII(с изм. и доп.) № 298-З // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь–– 1993г.–№2570-XII.– ст. 380;2012г.––№ 62,–– 2/1928.

 22 Белявский, А.В. Придворов Н.А. Охрана чести и достоинства личности в СССР./А.В. Белявский ,Н.А. Придворов –– Москва, 1971. ––134 с.

23 Власов, А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук./А.А. Власов –– М., 2000г. –– 9с.

24 О печати и других средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 1995 г., № 3515-XII/Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь––2001г.––№2/468––ст.121;2000г.––№2––2/112.

25 Ковалев, Е.А., Шевчук В.Д. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде: Практ. рек./Е.А.Ковалев, В.Д.Шевчук –– Ярославль: Ред. газ. "Именем закона", 1995г. –– 11 – 12с.

26 Черкасова, Т.В. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации как форма социально-правовой защищенности граждан (по материалам судебной практики Северо-Кавказского региона): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук./Т.В.Черкасова –– Москва, 2001г. –– 11с.

27 Ярошенко, К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона./К.Б.Ярошенко –– Москва: Юр. лит., 1990г. –– 173с;

28 Быков, В.А. Компенсация морального вреда не может восстановить доброе имя // Российская юстиция./В.А.Быков –– 2002г. –– N 4. –– 47с;

29 Голованов, В.Г. Суды в системе обеспечения национальной безопасности / В.Голованов // Юстиция Беларуси. ––2006г. No5. – 12 – 14с.

30 Статистические данные о работе судов в 2007 году // Юстиция Беларуси. – 2008. No2. – 20–21с.

31 Краткий путеводитель по системе защиты прав человека в рамках ООН.//Представительство ООН в Республике Беларусь.–– 2000г. – 32 с.

32 Общее и методическое руководство адвокатурой // Юстиция Беларуси. – 2009. – No2. – 45–46с.

33 Статистические сведения о состоянии преступности и прокурорском надзоре за январь – март 2008 года [Электронный ресурс] // Прокуратура Республики Беларусь. Статистика.––Режим доступа: http://prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=16518. –– Дата доступа: 10.11.2009.

34 О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации, 13 июн. 1996 г., No 864 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – No25, – Ст. 2998;

35 Орлова, О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе / О.В. Орлова // Государство и право. – 2008. – No7. – 71 – 75с.

36 Справочник по правам человека: основные понятия и институты. – Москва, 2006г. – 468 с

37 Белякович, Н.Н. Права человека и политика: философско-правовые основы / Н.Н. Белякович. – Минск: Амалфея, 2009г. – 412 с.

38 Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и защитой прав человека: Изложения фактов. – Нью-Йорк: ООН; Женева, 1994г. – 17 с.

Янчик Е.Ю., ФП, ДПВ-1,2к.,15.11.2012

 

Янчик Е.Ю., ФП, ДПВ-1,2к.,15.11.2012

 


Информация о работе Конституционное право на защиту чести и достоинства личности