Конституционное право на защиту чести и достоинства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработанностью ряда вопросов, касающихся правовой природы чести и достоинства и особенностей их защиты. Это проявляется в отсутствии единого мнения ученых относительно содержания конституционного права человека на честь и достоинство, что является следствием низкого уровня разработки социально-философских и этических оснований чести и достоинства. Между тем, более глубокое исследование таких оснований позволяет обнаружить расхождение в понимании содержания права человека на честь и достоинство в различных отраслях права.

Содержание работы

Введение 4
1.Общая характеристика института защиты чести и достоинства личности 5
1.1 Понятие чести и достоинства, его содержание и развитие в правовой системе. 5
1.2. Место права на защиту чести и достоинства в системе конституционных прав и свобод. 12
1.3. Правовое регулирование защиты чести и достоинства человека 14
2. Содержание конституционного права человека на честь и достоинство в Республике Беларусь 16
2.1. . Объект, предмет, субъект защиты чести и достоинства от посягательств 16
2.2 Формы юридической защиты 21
3. Перспективы развития законодательства о защите чести и достоинства от посягательств. 29
Заключение 38
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 107.21 Кб (Скачать файл)

Суды,  как свидетельствует  практика,  в  основном  правильно определяют  круг  лиц,  которые  могут  являться  сторонами по делам данной категории.  Не вызывали особой сложности и вопросы  оценки  и толкования    понятий   "распространение",   "порочащие   сведения", содержавшихся в ст.7 действовавшего ГК и включенных в ст.153  нового ГК. Правильному пониманию и применению законодательства в этой части способствовали  подробные  разъяснения  на  сей   счет,   данные   в действующем постановлении N 14 Пленума от 18 декабря 1992 г. Позиция Пленума по названным вопросам осталась неизменной и с учетом новаций вступивших  в  силу  ГК  и  ГПК  изложена в п.п.7,  8,  10,  11,  12 постановления N 15 от 23 декабря 1999 г.

Вопросы  возмещения  морального   вреда   достаточно   полно отражены в постановлении N 10 Пленума Верховного Суда от 20 сентября 1996 г.  (с последующими изменениями и дополнениями)  "О применении законодательства,  регулирующего  материальное возмещение морального вреда".

В настоящее   время   законодатель   расширил   круг   прав   и нематериальных  благ  граждан,   за   нарушение   которых   или   за посягательство  на которые предусмотрено возмещение морального вреда (ст.152 ГК),  в том числе и за умаление чести, достоинства и деловой репутации,  и  установил  новые  подходы  и критерии для определения размера  морального  вреда.   Поэтому,   наряду   с   разъяснениями, содержащимися в действующем постановлении N 14 Пленума от 18 декабря 1992 г., в постановлении N 15 от 23 декабря 1999 г. (п.п.18-22) даны разъяснения  еще по ряду вопросов,  касающихся возмещения морального вреда.  При этом особое внимание  судов  обращено  на  необходимость  учета   всех   обстоятельств,   влияющих   на   определение  размера компенсации морального вреда,  в том числе требований  разумности  и справедливости.

В   постановлении   Пленума  даны  разъяснения  относительно содержания   исковых   заявлений   и    решения    суда,    взимания государственной пошлины по делам названной категории (п.п.4, 15, 16, 21), а также порядка возмещения материального вреда (п.17).

Принятое Пленумом  Верховного  Суда  постановление  "О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите  чести,  достоинства  и деловой  репутации"  имеет важное значение для судов,  направлено на обеспечение правильного применения законодательства  при  разрешении дел названной категории.

Органами законодательной  власти постоянно осуществляется работа по совершенствованию ранее принятых, разработке и принятию новых законодательных  актов, реализация которых должна способствовать созданию условий для обеспечения  и защиты прав граждан. Также значительный вклад в совершенствование белорусского законодательства вносит Глава государства, обладающим правом законодательной  инициативы, правом издавать указы  и распоряжения, имеющие обязательную силу на территории страны, а также  декреты, имеющие силу законов. В  процессе совершенствования законодательства приходится решать целый ряд проблем, обусловленных как современными реалиями, так и оставшихся нам  в «наследство» от советского прошлого.

Совершенствование механизмов защиты прав и свобод граждан, рост правовой культуры населения, усложнение социально-экономических отношений, в которые приходится вступать современникам, способствуют тому, что белорусские  граждане в последнее время стали  активнее обращаться в суд с целью  защиты своих прав и свобод. Например, в 2001 г. в порядке гражданского судопроизводства в суды было подано 157,7 тысяч заявлений, а в 2005 г. – 209,3 тысяч [30, с.13], то в 2007 г. в суды обратились более 245 тысяч граждан [30, с.20]. Обращает на себя внимание и тот факт, что белорусские граждане стали обращаться в суд и с целью защиты своей чести и достоинства. Так, за период с 2001 по 2005 гг. общими судами республики были удовлетворены иски 727 граждан, требовавших защиты своей чести и достоинства [30 с.13]. В то же время фактором, негативно сказывающимся, на наш взгляд, на активности граждан по защите своих прав, является отсутствие в стране административных судов, предназначенных для разрешения споров, возникающих между гражданином и государством. Деятельность административных судов, благоприятно сказываясь на защите прав граждан, способствовала бы и преодолению таких негативных явлений, как бюрократизм, административный произвол.

Когда внутри страны исчерпаны все возможности  для защиты своих прав и свобод, белорусские граждане, в соответствии с отечественным законодательством, имеют возможность обратиться в  международные организации. Граждане Советского Союза были лишены такой  возможности. Лишь в 1991 году, незадолго перед своим распадом, СССР стал участником Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, представляющего гражданам право обращаться в Комитет ООН по правам человека. Республика Беларусь ратифицировала данный протокол в 1992 г. И уже по состоянию на сентябрь 2000 г. в Комитет поступили шесть жалоб от белорусов, из которых пять находились в стадии предварительного рассмотрения, а по жалобе No780/1997 Комитет констатировал нарушение прав лица, представившего жалобу о нарушении прав, изложенных в параграфе 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и предложил Правительству Республики Беларусь возместить ущерб, нанесенный этому лицу, а также принять необходимые меры для того, чтобы подобные нарушения не имели места в будущем [31, с. 19]. Вполне можно предположить, что в будущем, если в стране не будет усовершенствованы национальные механизмы защиты прав человека, количество подобных жалоб в международные инстанции будет увеличиваться.

Существенную  роль в обеспечении граждан надлежащей правовой защитой оказывает адвокатура, являющаяся особым институтом гражданского общества, обладающим публично-правовым статусом. В 2008 году адвокаты выполнили  около 400 тысяч поручений граждан, значительная часть которых –  почти треть была выполнена бесплатно. Оказание бесплатной адвокатской помощи позволяет устранить экономические  препятствия для доступа малоимущих граждан к правосудию и обеспечивает реальную возможность защиты ими  своих прав [32, с.45].

Защита прав человека осуществляется также прокуратурой Республики Беларусь. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением гарантированных  государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах  и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь. Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан. Так, за первый квартал 2008 г. в органы прокуратуры Республики Беларусь поступило 17233 обращений граждан, из которых 2165 обращений были удовлетворены[33].

Свой вклад  в обеспечение и защиту прав и  свобод граждан вносят различные  общественные объединения. В настоящее  время в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 36 профессиональных союзов, 2221 общественное объединение. В то же время организаций, специально созданных с целью защиты прав граждан (правозащитных организаций) в стране еще немного и они  пока немногочисленны. В качестве наиболее активных правозащитных белорусских организаций можно назвать Республиканское правозащитное общественное объединение «Белорусский Хельсинский комитет», Республиканское общественное объединение защиты прав человека (секция Международного Общества прав человека), Белорусское общественное объединение «Лига защиты прав человека» и др., которые информируют общественность об имевших место быть нарушениях в обеспечении прав и свобод человека в республике, проводят анализ национального законодательства, его соответствия международным стандартам в области прав человека, пропагандируют международные документы по правам человека, занимаются непосредственной защитой прав граждан, обратившихся к ним за помощью, организуют и проводят конференции, круглые столы, семинары по различным проблемам обеспечения и защиты прав человека и т.п. Деятельность данных организаций не только позитивно сказывается на судьбе тех граждан, которым они помогают, но и, что очень важно, способствуют формированию и распространению культуры прав человека.

В качестве первоочередной меры, способствующей активизации деятельности институтов гражданского общества по защите прав граждан, явится их популяризация. Однако в белорусских государственных  СМИ крайне редко можно встретить  информацию о деятельности правозащитных  организаций, отсутствует и государственная  поддержка правозащитных организаций. В то время как, например, в России указы Президента Российской Федерации «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» (1996 г.) и «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» (2004 г.), изданные в целях содействия дальнейшему становлению гражданского общества, обеспечения более эффективного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, обязывают Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации оказывать содействие правозащитным организациям в деле создания Международного и межрегионального правозащитных центров, учебного центра по правам человека и издательского центра правозащитной литературы; а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности и предоставлять (сдавать в аренду) им помещения на льготных условиях, оказывать помощь в материально- техническом обеспечении комиссий по правам человека, а также привлекать представителей правозащитных организаций к участию в работе совещательных и консультативных органов, создаваемых полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах [34].

Белорусские граждане, как и жители других государств, с целью защиты своих прав и  свобод имеют возможность прибегать  к таким способам самозащиты, как  собрания, митинги, шествия, выступления  в средствах массовой информации и др. Данные формы самозащиты являются достаточно распространенными, но не всегда действенными. Достаточно эффективным  способом самозащиты могли бы стать  коллективные иски, позволяющие отстаивать и интересы отдельных граждан, и  соответствующих социальных групп, но, как справедливо отмечают российские юристы, обращая внимание на аналогичную ситуацию у себя в стране, в настоящее время «практически нет такой практики как коллективные иски» [35, с. 71].

Несмотря  на то, что в стране в последнее  время созданы более благоприятные  условия для обеспечения и  защиты прав граждан, механизмы защиты прав и свобод граждан нуждаются  в дальнейшем совершенствовании. Представляется целесообразным, в первую очередь, создать  в Республике Беларусь национальные учреждения по правам человека, которые  успешно функционируют во многих странах мира и уже доказали свою эффективность. В соответствии с  международными стандартами национальные учреждения по правам человека представляют собой органы, учреждаемые конституцией или законом, для осуществления  конкретных функций в сфере защиты прав человека. Национальные учреждения способствуют оперативному решению  проблем защиты прав человека, более  объективному составлению правительственных  докладов в международные организации  по выполнению страной взятых на себя международных обязательств по правам человека, способны обеспечить объективные, основанные на широкой информации исследования по правам человека в своей стране, и содействовать правовому просвещению  населения.

Во многих странах мира центральную роль в  системе национальных учреждений по правам человека играют комиссии по правам человека. Комиссии, в состав которых  входят известные специалисты в  области прав человека, в основном занимаются анализом политики правительства  в области прав человека с целью  выявления упущений и недоработок, проблемами защиты прав граждан, распространением знаний о правах человека и т.п. Так, например, в 1993 г. в Российской Федерации была создана Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, которая в 2004 г. в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (далее – Совет). Совет является консультативным органом, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными задачами Совета являются: подготовка предложений главе государства по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан России; организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина; разработка технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействие с органами государственной власти; содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения прав и свобод граждан; содействие правовому просвещению населения и т.д. [36, с. 298-299]. Таким образом, Совет, осуществляя консультативную и просветительскую функции, свою основную деятельность концентрирует на стратегических вопросах формирования и развития государственной политики в области прав человека.

Создание  Национальной комиссии по правам человека в нашей стране, выполняющей функцию своеобразного связующего звена между Главой государства и гражданским обществом будет способствовать актуализации проблем, связанных с правами человека в государственной политике, выработке обоснованных рекомендаций по их решению, а также совершенствованию правозащитных механизмов.

Особую роль в национальной системе защиты прав человека играет институт омбудсмана (уполномоченного по правам человека), призванного защищать права и свободы человека от произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц. Объем полномочий омбудсмана определяется законодательством конкретной страны. Но во всех государствах, где существует этот институт, в первую очередь омбудсман призван контролировать соблюдение прав человека разного рода административными органами. Омбудсман осуществляет свои контрольные функции на основании жалобы отдельного лица, руководствуясь при этом не только соображениями законности, но и личными представлениями о справедливости, гуманности и целесообразности действий органов власти в отношении гражданина. Защищая интересы граждан, омбудсман имеет право вносить в парламент предложения об устранении недостатков в законодательстве, возбуждать дела в суде, выступать в качестве обвинителя, а в ряде государств подавать жалобы в Конституционный Суд. Другим важным направлением деятельности омбудсмана являются его ежегодные доклады парламенту, в которых содержится анализ наиболее типичных нарушений прав граждан, отмечаются недостатки в деятельности государственных органов, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. Также омбудсман активно занимается вопросами просвещения граждан, распространением знаний о правах и свободах человека.

В настоящее  время институт омбудсмана функционирует более чем в ста странах мира, убедительно демонстрируя свою пользу обществу. Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека обусловлена его независимым положением в системе государственных органов, правом законодательной инициативы, несменяемостью в течение всего срока полномочий, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур оказания рассмотрения жалоб и т.д. После распада Советского Союза пост омбудсмана был введен в большинстве постсоветских республик: в Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Молдове, России, Украине, Узбекистане, (в Эстонии функции омбудсмана официально возложены на канцлера права). А в ряде государств имеется несколько омбудсманов, курирующих определенную область деятельности.

Информация о работе Конституционное право на защиту чести и достоинства личности