Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих
задач:
- изучение и анализ литературных источников, научных исследований, нормативно-правовой базы по данной теме;
- определить место Президент РФ в системе разделения властей;
- установить пределы компетенции главы государства и его ответственность;
- выявить правовую природу актов Президента и их назначение.

Содержание работы

Введение 3
1. Президент РФ в системе разделения властей. 4
1.1. Становление института президентства в РФ. 4
1.2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей 6
по Конституции РФ 1993 года.
2. Компетенция и ответственность главы государства. 12
2.1. Функции и полномочия Президента РФ. 12
А. Основные функции Президента РФ. 12
В. Полномочия Президента РФ. 17
2.2. Ответственность Президента РФ. 29
3. Акты российского Президента. 34
Заключение. 37
Список использованных источников и литературы. 41

Файлы: 1 файл

курсовая.DOCX

— 87.66 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

 

Новосибирский юридический  институт (филиал)

Томского государственного университета

 

 

 

Кафедра истории государства  и права, конституционного права

 

 

Тема «Конституционный статус Президента Российской Федерации»

 

 

 

Курсовая работа

по конституционному праву

 

 

 

                                                                            студентки       1       курса

                                                                            заочной формы обучения

                                                                                       22 УП          группы

                                                   Тебеньковой

                                                                            Анастасии Сергеевны

 

 

                                                                             Научный руководитель:

Бакаев Александр Иванович

 

 

 

Новосибирск 2013

 

План

Введение                                                                                                            3

1.    Президент РФ в системе разделения властей.                                         4

1.1. Становление института  президентства в РФ.                                          4

1.2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей        6

       по Конституции РФ 1993 года.

2.    Компетенция и ответственность главы государства.                             12      

2.1. Функции и полномочия Президента РФ.                                                 12   

А.   Основные функции Президента РФ.                                                       12

В.   Полномочия Президента РФ.                                                                    17

2.2. Ответственность Президента РФ.                                                             29

3.    Акты российского Президента.                                                                 34

Заключение.                                                                                                        37

Список использованных источников и литературы.                                      41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике. В то же время, несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего государства. Появилось немало посвященных ему исследований, статей, научных работ. Вот некоторые авторы: Окуньков Л. А, Котенков А.А, Радченко В.И, Курдубанова, М.Ю, Чиркин В.Е.. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из “вечных”. Однако, от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов. Анализ института президентства является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента и мнения многих ученых расходятся.

     Целью данной  курсовой работы является комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих

     задач:

     - изучение и анализ литературных источников, научных исследований, нормативно-правовой базы по данной теме;

- определить место Президент РФ в системе разделения властей;

-  установить пределы компетенции главы государства и его ответственность;

- выявить правовую природу  актов Президента и их назначение.

 

 

 

1. Президент РФ в системе разделения властей

1.1. Становление института  президентства в РФ

     В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

    Термин “президент” происходит от латинского praesidens, что означает “сидящий впереди”, т. е. председательствующий на собрании.

     Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.1

     Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института

президентства в политической жизни государства. Прерогативы  Президента

позволяют ему оказывать  огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

     В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о

____________________________________________________________________

1Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. –

 С. 5-6.

введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.1

     В законе “О Президенте РСФСР” от 24 апреля 1991 г. Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон “О Президенте РСФСР” был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции.

     Конституция 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства.2

     Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения.

____________________________________________________________________

1 Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. – С. 11.

 2Президент – Правительство – Исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. – М., 1997. – С. 29.

1.2.Президент Российской Федерации в системе разделения властей по Конституции РФ 1993 года

     Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне. К безусловным достоинствам Конституции следует отнести более последовательное внедрение в практику государственного строительства принципа разделения властей, отказ от отжившей конструкции «полновластья» Советов, разделение институтов главы государства и главы исполнительной власти и ряд других моментов. 

     В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.1 Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью.2 Признают особое положение

____________________________________________________________________

Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 5; Радченко В.И. Президент РФ в системе разделения властей. Дисс. канд. юрид. наук. – Саратов, 1995. С

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 131, 132; Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв. Ред. Л.А. Окуньков. – М., 1996. С. 354, 355; Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 238. 

Президента в системе  разделения властей и сторонники выделения само-стоятельной президентской власти. 1

     Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть. 2 Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них. 3

     Практика последних лет позволяет говорить о становлении самостоятельной президентской власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включение четвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органов государственной власти. Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента указанием, что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, что Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Возложение на Президента обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.

____________________________________________________________________

Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М., 1998. С. 374; Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1999. С.342; Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под. Ред. Акад. Б.Н. Топорнина. С. 470.

2  Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб., 1999. С. 164-165; Кайнов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус. Дисс. доктора юрид. наук. – СПб., 1999. С. 57; Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. / Отв. Ред. В.А. Четвернин. – М., 1997. С. 88.

3 Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995. С. 168; Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Дисс. ... канд. юрид. наук. – Саратов. 1999. С. 98.

     Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он, выполняя возложенные на него Конституцией полномочия, инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивает тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Так, ему предоставлено право председательствовать на заседании Правительства, непосредственно Президенту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд других федеральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, право распустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются по представлению Президента, а остальные – им лично, в порядке определенным федеральным законом.

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации