Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих
задач:
- изучение и анализ литературных источников, научных исследований, нормативно-правовой базы по данной теме;
- определить место Президент РФ в системе разделения властей;
- установить пределы компетенции главы государства и его ответственность;
- выявить правовую природу актов Президента и их назначение.

Содержание работы

Введение 3
1. Президент РФ в системе разделения властей. 4
1.1. Становление института президентства в РФ. 4
1.2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей 6
по Конституции РФ 1993 года.
2. Компетенция и ответственность главы государства. 12
2.1. Функции и полномочия Президента РФ. 12
А. Основные функции Президента РФ. 12
В. Полномочия Президента РФ. 17
2.2. Ответственность Президента РФ. 29
3. Акты российского Президента. 34
Заключение. 37
Список использованных источников и литературы. 41

Файлы: 1 файл

курсовая.DOCX

— 87.66 Кб (Скачать файл)

___________________________________________________________________ 1Курдубанова М.Ю. Конституционно-правовая ответственность Президента Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия "Право". 2009. N 1. С. 17. 
2 Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Г. Румянцева, В.И. Додонова. М.: Инфра-М, 2008. С. 348.

осуществлении задействованы  многие институты верховной власти страны. Действующая Конституция  РФ также установила такие основания  для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически  невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен  от должности Советом Федерации  только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления. Совершенно очевидно, что уличить  Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого уголовного преступления, да еще силами Государственной Думы, не располагающей никакими специальными процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное.

     Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 Конституции в определенном смысле вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. Того, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает.1 Конечно, наверное, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. И все же, что делать, если такого не произойдет? Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности, в частности, Президент страны должен быть подвергнут уголовной ответственности даже в случае неудавшегося импичмента при наличии состава преступления, которое он совершил. Также уголовную ответственность Президент должен нести и в случае отрешения или

____________________________________________________________________ 

    1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

освобождения от должности. С этой целью необходимо разработать  и принять закон, который позволял бы привлекать его к ответственности. Например, в США в случае отрешения  Президента от должности его как  рядового гражданина могут привлечь к соответствующей уголовной ответственности.1 
Сразу же отметим главную отличительную особенность прописанного в нынешней российской Конституции института импичмента Президента: этот институт смешивает два независимых друг от друга понятия - политической ответственности главы государства и его уголовно-правовой, судебной ответственности. Именно это сознательно сделанное составителями так называемого президентского проекта Конституции смешение делает задачу отрешения от должности Президента фактически неосуществимой. 
Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа, и данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически нереализуем. В нем участвуют четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт "е" ст. 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности.2 
     Российский парламент юридически и практически беспомощен в проведении полноценного расследования инкриминируемых Президенту деяний. 
     В России допускается привлечение Президента к ответственности не только за юридически наказуемые деяния, но и за аморальное, недостойное поведение. Однако система санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения почти не разработаны. Набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции - более гибкими. Н.М. Колосова

____________________________________________________________________ 1Зиновьев А.В. Конституционная ответственность // Правоведение. 2003. N 4. С. 4 - 16. 
2 Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде РФ". М., 2006. С. 357. 

отмечает, что в России в "перспективе можно поставить  вопрос о создании кодифицированного  закона о конституционной ответственности, но для этого российское законодательство должно созреть, пройдя определенные этапы".1

     Г.А. Василевич считает: "Более основательно вопросы конституционно-правовой ответственности следовало бы решать в специальном законе, который мог бы не только вобрать в себя уже имеющиеся положения, содержащиеся в разрозненных актах, но и пойти дальше - комплексно решить вопросы, связанные с такой ответственностью, целями которой являются обеспечение оптимального функционирования государственного механизма, наиболее безболезненное устранение сбоев в нем, совершенствование системы сдержек и противовесов, эффективное обеспечение основных прав и свобод граждан и исполнения ими, а также должностными лицами возложенных на них обязанностей".2

     Как отмечает Л.А. Окуньков3, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента - достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы лег-кость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая - в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина.4

____________________________________________________________________ 
1 Колосова Н.М. Особенности конституционной ответственности в России // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 92. 
2 Василевич Г.А. Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М., 2001. С. 53 - 54. 
3 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 54.

4Быкова Е.А. Особенности ответственности Президента Российской Федерации http://justicemaker.ru/articles.php

3. Акты Президента Российской федерации

     Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. 1

     Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.

     Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

     Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ. Вместе с тем отсутствие в Конституции РФ четкого разграничения предметов нормотворческой компетенции Президента РФ и Федерального Собрания позволяет толковать правотворческую деятельность Президента РФ достаточно широко, оправдывая «вторжение» Президента РФ в сферу законодательства.

     Начиная с 1993 года в Российской Федерации, в силу значительного ____________________________________________________________________ 

    1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

отставания законодательного регулирования в сфере экономики, государственного и общественного  устройства, сложилась практика принятия Президентом РФ нормативных указов, выполняющих функции федеральных законов. Однако необходимо отметить, что издаваемые Президентом РФ указы в законодательной сфере носят временный характер и утрачивают юридическую силу по мере принятия законодательным органом федеральных законов. При этом указы Президента РФ, принятые по конкретным вопросам (сферам), не становятся автоматически предметом рассмотрения парламента с целью их одобрения в дальнейшем в качестве федеральных законов. Влиять на законодательную деятельность Федерального Собрания Президент РФ может лишь путем внесения соответствующего проекта в качестве реализации права законодательной инициативы, предоставленной ему ст. 104 Конституции РФ.

     Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. (в редакции от 2 февраля 2013 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

     Акты Президента РФ в течение 10 дней после дня их подписания подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).1

____________________________________________________________________ 1Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 02.02.2013) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"//СПС Консультант Плюс 
    

     Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

     Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________________________________________________1Д.Б. Катков Е.В. Корчиго Конституционное право России УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва Юриспруденция 1999 С. 164-165

 

Заключение

 

    Характеризуя конституционный статус Президента, можно с уверенностью утверждать, насколько это емкая, содержательная, неоднозначная и местами противоречивая и несомненно актуальная тема. Моей целью, в процессе выполнения данной работы, было  комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.

      Изучая теоретические положения, научные исследования, законодательные акты я попыталась по-максимуму, ответить на все возникающие вопросы, понять и осознать ключевые моменты, реализовать все поставленные задачи.  По итогам проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

     Первая глава была посвящена вопросу: какое же место занимает Президент в системе разделения властей? Как оказалось, конкретного ответа на этот вопрос в Конституции мы не найдем, он не лежит на поверхности. Принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя, в конституции предложен перечень органов власти и субъектов государственной власти, здесь и возникает сложность. Органов 3, а субъектов 4, среди которых и Президент. В конституции говориться, что все органы власти самостоятельны, но к каким из них можно отнести главу государства? В поисках ответа на этот вопрос, я столкнулась с разными версиями. Ряд ученых придерживаются мнения, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, но фактически его функции связаны с исполнительной властью; некоторые являются сторонниками выделения самостоятельной ветви президентской власти; третьи рассматривают Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть. Сам по себе факт не включения Президента не в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой

конституционной практике нет  модели разделения властей в «чистом» виде.

Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция

наряду с тремя ветвями  власти содержала бы еще четвертую  – президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правом отношении институт

Президента встал бы над  ветвями власти и получил возможность  оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.

     Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними.

     Следующая  глава раскрывает такие понятия,  как компетенция и ответственность  Президента. Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства. Если говорить о теме данной работы, то эта глава очень важна, т.к. конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства.

     Углубляясь в изучение полномочий Президента, можно сказать что они очень обширны и затрагивают в какой-то степени все сферы существования нашего государства и жизни каждого из нас. Конечно, многие полномочия реализуются опосредованно, но самые значимые решения зачастую принимаются лично главой государства. Представить трудно, какой это труд, насколько надо быть в курсе происходящего здесь и сейчас, уметь прогнозировать ситуацию, разбираться и быть подкованным научными знаниями во многих сферах, вопросах и т.д. Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие.  Таким образом, важным является установление правового положения Президента РФ, его компетенции, взаимоотношений с различными органами и организациями, чтобы определить объем и пределы его полномочий. Путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации