Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих
задач:
- изучение и анализ литературных источников, научных исследований, нормативно-правовой базы по данной теме;
- определить место Президент РФ в системе разделения властей;
- установить пределы компетенции главы государства и его ответственность;
- выявить правовую природу актов Президента и их назначение.
Введение 3
1. Президент РФ в системе разделения властей. 4
1.1. Становление института президентства в РФ. 4
1.2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей 6
по Конституции РФ 1993 года.
2. Компетенция и ответственность главы государства. 12
2.1. Функции и полномочия Президента РФ. 12
А. Основные функции Президента РФ. 12
В. Полномочия Президента РФ. 17
2.2. Ответственность Президента РФ. 29
3. Акты российского Президента. 34
Заключение. 37
Список использованных источников и литературы. 41
Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности.
Являясь Верховным главнокомандующим, согласно ст.83 и 87 Конституции, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Вообще, конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны. Назовем лишь некоторые, содержащиеся в ст.4 ФЗ «Об обороне».2 Президент Российской Федерации: определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; принимает в соответствии с федеральными
______________________________
1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 408
2Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об обороне" (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2013) // СПС Консультант Плюс
законами решение о
привлечении Вооруженных Сил
РФ, других войск, воинских формирований
и органов к выполнению задач
с использованием вооружения не по
их предназначению; утверждает общевойсковые
уставы, положения о Боевых знаменах
воинских частей, Военно-морском флаге
РФ, порядке прохождения военной
службы, военных советах, военных
комиссариатах, военно-транспортной обязанности,
положения о Министерстве обороны
РФ и Генеральном штабе
Военные полномочия Президента РФ конкретизированы
в федеральном законе «О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского
персонала для участия в деятельности
по поддержанию или восстановлению международного
мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. установлено,
что решение о направлении за пределы
территории РФ отдельных военнослужащих
для участия в миротворческой деятельности
принимает Президент РФ. Он же определяет
район действий, задачи, подчиненность,
срок пребывания, порядок замены этих
военнослужащих и принимает решение об
их отзыве. Если же речь идет о направлении
за пределы РФ воинских формирований Вооруженных
Сил, то решение об этом принимается Президентом
РФ на основании постановления Совета
Федерации.2 Решение о ______________________________
2
Федеральный закон от 23.06.1995 N 93-ФЗ (ред.
от 07.02.2011) "О порядке предоставления
Российской Федерацией военного и гражданского
персонала для участия в деятельности
по поддержанию или восстановлению международного
мира и безопасности"// СПС Консультант
Плюс
возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации, об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. на Президента РФ возложена обязанность объединения общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.1 Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной области.2
В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
______________________________
2Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 411-412
Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении».1
Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов.
Полномочия в области внешней политики.
Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Президенту непосредственно
подчинено Министерство иностранных
дел. Он возглавляет Совет
Пункты «б», «в» и «г»
86 статьи конкретизируют полномочия Президента
во внешнеполитической сфере: ведет
переговоры и подписывает международные
договоры, подписывает ратификационные
грамоты, принимает верительные
и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических
Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних отношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с
______________________________
2Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е.Кутафина. - ЗАО Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.
Парламентом и Правительством
РФ. Международные договоры, заключенные
Президентом, подлежат ратификации, которая
осуществляется парламентом - Федеральным
Собранием. Принимаемая на основе такого
одобрения ратификационная
Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.
Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.1 Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.
Иные полномочия.
К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции)1:
- возможность решать вопросы
гражданства Российской
______________________________
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.1
- вопросы награждения
государственными наградами
- осуществление помилования.
Помилование выражается в
Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление.
- далее, п. «в» ст.84 наделяет
Президента правом назначать
референдум. Порядок назначение
и проведения референдума
______________________________
2Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс
- п. «и» ст.83 наделяет
Президента правом формировать
свою администрацию, которую
К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.2
2.2. Ответственность и обязанности Президента РФ
Президент России во время пребывания у власти и, соответственно, в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. В то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность. Максимальная общественная опасность последствий нарушений, допущенных Президентом, вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент как глава государства, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь
______________________________
2Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 407
всей страны, всего народа
и каждого отдельного человека, их
настоящее и будущее. Отличительной особенностью
Президента как субъекта конституционно-правовой
ответственности является ответственная
высокая должность, особое положение в
системе органов государственной власти.
Его положение среди органов и должностных
лиц отличается отсутствием подчиненности
при осуществлении государственных обязанностей
- своего рода должностная независимость,
неприкосновенность, особый занимаемый
им государственный статус.1 Таким
образом, Президент одновременно выступает
как субъект конституционной ответственности
(ответственный за нарушение конституционных
норм) и как лицо, полномочное применять
санкции конституционной ответственности
к иным структурам и должностным лицам.
Из занимаемого Президентом
положения вытекает необходимость признания
особого характера последствий нарушения
им Основного Закона страны - общественная
опасность здесь максимальна. Действующее
законодательство России предусматривает
лишь один вид конституционно-правовой
ответственности Президента РФ - в Конституции
Российской Федерации эта процедура именуется
как "отрешение". Отрешение Президента
от должности - это мера конституционно-правовой
ответственности главы государства за
тяжкое преступление, реализуемая в форме
принудительного отстранения лица, избранного
Президентом РФ, от высокой должности
и применяемая к нему компетентными органами
государственной власти в надлежащем
процессуально-правовом порядке с целью
защиты конституционных ценностей.2
В России впервые такая мера была предусмотрена
при введении поста Президента в 1991 г.
Действующая Конституция РФ существенно
изменила основания и порядок отрешения
Президента от должности. Процедуры отрешения
юридически усложнены, в их
Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации