Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное теоретическое исследование конституционного статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходима реализация следующих
задач:
- изучение и анализ литературных источников, научных исследований, нормативно-правовой базы по данной теме;
- определить место Президент РФ в системе разделения властей;
- установить пределы компетенции главы государства и его ответственность;
- выявить правовую природу актов Президента и их назначение.
Введение 3
1. Президент РФ в системе разделения властей. 4
1.1. Становление института президентства в РФ. 4
1.2. Президент Российской Федерации в системе разделения властей 6
по Конституции РФ 1993 года.
2. Компетенция и ответственность главы государства. 12
2.1. Функции и полномочия Президента РФ. 12
А. Основные функции Президента РФ. 12
В. Полномочия Президента РФ. 17
2.2. Ответственность Президента РФ. 29
3. Акты российского Президента. 34
Заключение. 37
Список использованных источников и литературы. 41
Весьма сложной
и ответственной является функция Президента
РФ по обеспечению согласованного функционирования
и взаимодействия органов государственной
власти. Президент РФ не называется в Конституции
РФ ______________________________
«арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления -кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
3) В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание. Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе – самый болезненный нерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента, учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента. И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблем внутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т.д. в большей мере под силу Президенту.1 В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального
______________________________
закона. Конституционные
функции Президента РФ конкретизируются
и дополняются Федеральным зако
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).1
В. Полномочия Президента РФ
Традиционной является классификация
полномочий Президента РФ по различным
сферам осуществления его деятельности.
При этом отдельные ученые выделяют различное
число групп полномочий Президента.
Количество их не принципиально, важно,
чтобы они охватывали все области жизни
общества и все сферы государственного
управления, в которых Президент может
и должен проявлять свои властные полномочия
в целях, обозначенных в присяге. Поэтому
будем рассматривать полномочия ______________________________
намеренно не определяя число их групп.
Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти.
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч.1 ст.110 Конституции). Согласно п. «а» ст.83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя (п. «б» ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством. В ст. 32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей.1 В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
______________________________
МИД РФ, Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ.1 Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.
Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с ч.3 ст. 115 Конституции РФ глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако, надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре. Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ч.2 ст.85 Конституции наделяет Президента правом приостановить действия актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
______________________________
1 Указ Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 25.08.2010) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"// СПС Консультант Плюс
РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Таким образом, как видно из описанного, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие на Правительство и принимает важные решения в сфере исполнительной власти.
Полномочия, связанные с органами законодательной власти.
Согласно п. «а» ст.84 Конституции, Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».1
Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.
Каждодневное
сотрудничество Президента РФ с палатами
Федерального Собрания обеспечивается
с помощью его полномочных представителей
в каждой палате. Эти полномочные представители
представляют на заседаниях Совета Федерации
и Государственной Думы внесенные Президентом
РФ ______________________________
законопроекты, выступают с
обоснованием отклонения Президентом
принятых палатами законов.
Кроме этого, Президент наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране.
Полномочия, связанные с судебными органами.
В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». 1 Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.
Полномочия в области отношений с субъектами РФ.
Полномочия
Президента как главы федеративного государства
прописаны в Конституции РФ очень скромно,
они скорее вытекают из его основных функций
как гаранта Конституции и др. Из конкретных
конституционных ______________________________
полномочий важное значение имеют назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента. Это полномочие, в частности, позволяет Президенту назначать полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе. Полномочия этих представителей установлены Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». 1
В случаях нарушения или неисполнения органами исполнительной власти субъекта РФ федеральных законов, указов и решений судов, полномочный представитель вносит представление в Главное контрольное управление Президента РФ. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ, а также – в споры между самими субъектами РФ (их органами государственной власти). Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам (ст. 85 Конституции РФ), а при недостижении согласованного решения может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.
Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ Так, в соответствии с ч. 4 ст. 78 он вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам,
______________________________
международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Такие случаи встречаются нередко и обычно заканчиваются тем, что глава администрации отменяет свое постановление. Но если возникает разногласие, то дело согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ может быть передано в суд.1
Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации