Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
Порядок формирования. В соответствие со ст. 38 Основного закона ФРГ, Бундестаг состоит из депутатов, «избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов» при тайном голосовании сроком на 4 года (ст. 39). Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
1. Укажите порядок образования и сроки полномочий нижних палат парламентов в ФРГ и Японии. На основе какой избирательной системы происходит формирование нижних палат в каждой из названных стран и каков механизм ее практического применения?
2. Основываясь на положениях конституций, опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламента с момента их внесения и до передачи на утверждение главе государства в США и Великобритании. Каким образом обеспечивается при этом преимущество правительственных законопроектов?
3. Как закреплено право на образование и на охрану здоровья в конституциях Польской Республики и Италии?
4. Анализ Конституции ФРГ.
В сфере социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научным и техническим исследованиям. В ст. 32 итальянской Конституции по этому поводу сказано следующее:
«Республика охраняет здоровье как основное право индивида и интерес общества и гарантирует бесплатное лечение для неимущих.
Никого нельзя обязать к определенным санитарным мерам иначе, как по распоряжению закона. Закон ни в каком случае не может нарушать границы, диктуемые уважением к человеческой личности».
Сочетаются принципы страховой и государственной (бесплатной) медицины. Либеральная медицина основана на принципе: услуга - деньги и доступна только лицам с высоким доходом, которые имеют возможность выбирать себе самого квалифицированного врача. Страховая медицина основана на системе предварительных страховых взносов, из которых оплачиваются медицинские услуги, когда в них возникнет нужда. В системе государственной медицины отсутствует непосредственная заинтересованность медперсонала в качестве услуг, чем и объясняются недостатки этого качества.
Под таким углом зрения рассматривается конституционно закрепляемое право на медицинское обслуживание. Оно далеко не всегда означает признание соответствующего субъективного права граждан. В Конституции Италии, например, лаконично говорится: "Республика охраняет здоровье". За исключением очень небольшого круга стран, государства не предусматривают введения права на бесплатное лечение в случае болезни, хотя без этого данное право вследствие дороговизны медицинской помощи для многих людей не имеет смысла.
Одно из основных социальных прав граждан - право на образование. Его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылку развития личности, ее культуры, благополучия. Развитые государства не жалеют средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе.
Статья 30. Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.
В случае недееспособности родителей закон определяет способы исполнения их обязанностей.
Закон обеспечивает детям, рожденным вне брака, всю за щиту юридического и нравственного характера, совместимую с правами членов законной семьи.
Закон
устанавливает порядок и
Статья 31. Республика экономическими и другими мерами способствует созданию семьи и выполнению ее задач, уделяя особое внимание большим семьям.
Республика покровительствует материнству, детям и молодежи, оказывая содействие необходимым институтам.
Статья 32. Республика охраняет здоровье как основное право личности и основной общественный интерес и гарантирует бесплатное лечение для неимущих.
Никто не может быть принужден подвергаться определенным медицинским мерам иначе как по постановлению закона.
При этом закон не может ни в коем случае нарушать границы, диктуемые уважением к человеческой личности.
Статья 34. Образование открыто для всех.
Начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным.
Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения.
Республика обеспечивает это право путем стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу.
4. Анализ конституции ФРГ.
Подготовка и принятие конституции. Конституция Германии 1949 г. официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола. В 1990 г. была создана комиссия для подготовки постоянной конституции для объединенной Германии, но в 1992 г. комиссия пришла к выводу, что Основной закон 1949 г. соответствует современным условиям.
Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся после Второй мировой войны и разгрома фашистской Германии под управлением Великобритании, США и Франции. Губернаторы были назначены державами-победительницами (четвертая, обособленная оккупационная зона, на территории которой впоследствии была создана ГДР, находилась под управлением СССР).
Проект конституции был обсужден и принят Парламентским советом, в состав которого входили 65 депутатов, избранных ландтагами земель, а также пять представителей от Берлина (последние не имели права решающего голоса). В Парламентском совете были представители всех существовавших тогда в Германии политических партий (фашистские организации были запрещены).
Конституция разрабатывалась и принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влиянии трех западных держав-победительниц, с которыми согласовывались многие положения проекта и которые, по существу," утверждал и их. После принятия Парламентским советом конституция была ратифицирована ландтагами западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее. Конституция была одобрена оккупационными западными державами (оккупационный статус сохранялся до 1952 г.).
В субъектах федерации Германии - землях есть свои конституции, которые должны соответствовать федеральной конституции.
Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Выражением демократического характера государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные (ч.2 ст. 20). Важнейшая гарантия демократии - специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства (ч.4 ст. 20).
Положение о социальном государстве (ч.1 ст. 20) развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу (ч.2 ст. 14), что земля, ее недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-экономические и культурные права личности. В Германии существует развитая сеть социальной поддержки населения со стороны государства (эта поддержка шире, чем, например, в США и многих странах Европы).
Черты правовой государственности нашли свое закрепление в следующих конституционных принципах:
Концепция правового государства находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является независимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином.
В условиях чрезвычайного положения
демократические принципы могут
быть ограничены законом парламента
(эти нормы были внесены в конституцию
в 1968 г. в период «холодной войны»).
Конституция устанавливает
Государственно-правовой статус человека и гражданина.
Основные права - это закрепленные в конституции неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Учитывая особое значение основных прав, создатели Основного закона выделили их в первом разделе конституции. Помимо зафиксированных в разд. 1 Основной закон гарантирует и другие права, которые по своим особенностям не отличаются от прав, обозначенных законодателем как основные (ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 101, ст. 103, 104).
Основной закон исходит из естественной принадлежности человеку его прав, которые не создаются конституцией, а признаются ею. Новым в немецкой конституционной истории в связи с этим является то, что основные права являются непосредственно действующими. Новое также и то, что все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) связаны основными правами (ч. 3 ст. 1). Основные права обеспечиваются не только на федеральном, но и на земельном уровне, так как положения конституций земель остаются в силе, поскольку они гарантируют основные права в соответствии со ст. 1-18 Основного закона (ст. 142).
Общее провозглашение права каждого на свободу дополняется целым каталогом специальных прав (на жизнь, здоровье, свободу вероисповедания, свободу мнения, свободу объединения и т. д.).
Права, обеспечивающие свободы, дополняются правами, обеспечивающими равенство. Наряду с общей формулировкой принципа равенства, данной в ч. 1 ст. 3, имеются также специальные положения, обеспечивающие равенство права, такие, как равноправие мужчины и женщины (ч. 2 ст. 3), запрет предпочтения по признакам пола, происхождения, расы, языка, отечества, места рождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов, недопустимо также ущемление из-за недостатков, физических или умственных (ч. 3 ст. 3). В Основном законе закрепляются также равенство статуса граждан (ст. 33) и равенство в избирательных правах (ст. 38).
Свобода и равенство обеспечиваются согласно ч. 4 ст. 19 судебной защитой, которая гарантирует незыблемость основных прав.
Новым для германской
конституционной истории
Германское гражданство.
Конституция ФРГ проводит различие между всеобщими правами человека и так называемыми гражданскими правами, которыми обладают только немцы. Согласно ст. 116 конституции немцем является каждый, кто обладает гражданством ФРГ, беженцы или перемещенные лица немецкой национальности, а также супруга или потомки одного из этих лиц. Немцами признаются также те бывшие граждане Германии, кто был лишен гражданства между 30 января 1933 г. и 8 мая 1945 г. по политическим, расовым или религиозным мотивам, и их потомки. Они подлежат восстановлению в гражданстве по их ходатайству. Сегодня термин "немец" в правовом отношении практически идентичен термину "гражданин ФРГ".
Согласно ст. 16 Основного
закона лишение германского
Прежде всего конституция гарантирует каждому свободное развитие личности: право на жизнь и физическую неприкосновенность, а также свобода личности (ст. 2). Вмешательство в эти права допустимо только на основании закона.
В тесной связи с гарантией свободы личности находится гарантия свободы передвижения (ч. 1 ст. 11). Она включает в себя право свободного определения места пребывания и места жительства. Это право может быть ограничено лишь законом или на основании закона в определенных, строго указанных случаях (ч. 2 ст. 11). Конституция закрепляет право на неприкосновенность жилища (ст. 13) и гарантии тайны переписки, почтовой, телефонной и телеграфной связи (ст. 10), рассматривая их как важнейшие условия неприкосновенности личной жизни. Эти права могут быть ограничены на основании оговорок, содержащихся ч. 2 и 3 ст. 13, а также ч. 2 ст. 10.
Основными в группе прав и свобод, обеспечивающих свободу личности, являются свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести (ст. 4). Последовательно провозглашая свободу совести, конституция предоставляет право отказа от военной службы, если она противоречит убеждениям (п. 3 ст. 4).
К числу важнейших политических прав относится свобода мнений, которая подразумевает право каждого свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Гарантии этих свобод усиливаются запрещением цензуры. Ограничения прав устанавливаются законодательством об охране прав молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести (ч. 2 ст. 5).
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"