Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
Порядок формирования. В соответствие со ст. 38 Основного закона ФРГ, Бундестаг состоит из депутатов, «избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов» при тайном голосовании сроком на 4 года (ст. 39). Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
1. Укажите порядок образования и сроки полномочий нижних палат парламентов в ФРГ и Японии. На основе какой избирательной системы происходит формирование нижних палат в каждой из названных стран и каков механизм ее практического применения?
2. Основываясь на положениях конституций, опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламента с момента их внесения и до передачи на утверждение главе государства в США и Великобритании. Каким образом обеспечивается при этом преимущество правительственных законопроектов?
3. Как закреплено право на образование и на охрану здоровья в конституциях Польской Республики и Италии?
4. Анализ Конституции ФРГ.
Законопроекты в Бундестаге рассматриваются в трех чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача законопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование. Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. Есть две процедуры принятия текста последним. По некоторым вопросам согласие Бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам Бундесрат не соглашается с текстом, принятым Бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей Бундестага и Бундесрата. Если согласительный комитет поддерживает решение Бундестага, то Бундесрат принимает это решение, а следовательно; и текст закона, предложенный Бундестагом. Если комитет решение Бундестага не поддерживает, то Бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам Бундесрат обладает, хотя и несколько ослабленным, правом вето.
Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, тоже должны передаваться в Бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг вправе принять закон без согласия Бундесрата. У Бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается Бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов. Однако в определенных условиях Бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия Бундестага. Это возможно в условиях объявления Президентом по предложению правительства и с согласия Бундесрата состояния законодательной необходимости (абз. 1 ст. 81 Основного закона) в отношении данного конкретного законопроекта. Если правительство считает законопроект неотложным, Бундесрат вправе принять его без согласия Бундестага (при условии, что Бундестаг отклоняет закон). Законы, не затрагивающие вопросы конституционного регулирования и суверенитета, может принимать также совместный комитет, состоящий на 2/3 из депутатов Бундестага и на 1/3 - Бундесрата (избираются). Он принимает на себя права обеих палат в случае объявления со стояния обороны. Парламент, а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие Бундесрата. Его согласие также требуется, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.
Парламент Германии осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Правительство несет ответственность только перед Бундестагом как коллективную, таки индивидуальную. Вопрос о недоверии канцлеру должен голосоваться в Бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника. Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый правительству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению Президента) или роспуск парламента (Бундестага). Верхння палата не распускается. Роспуск парламента по указу Президента также возможен, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.
Парламент обладает и другими полномочиями: ратифицирует международные договоры (это делает обычно Бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие Бундесрата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, формирует некоторые другие высшие органы государства (Бундестаг участвует в выборах Президента республики, Бундестаг и Бундесрат формируют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вице-председателя Счетной палаты - органа финансового контроля).
Исполнительная власть.
Хотя считается, что исполнительной властью обладают Президент и правительство, на деле Президент действует по указаниям правительства. Он является главой государства, но реально исполнительная власть осуществляется правительством.
Федеральный Президент. Он избирается на пять лет косвенными выборами - Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Выдвинуть кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Для избрания в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, в третьем - относительное большинство. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока.
Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли.
По конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает между народные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, имеет право вето, осуществляет право помилования и др. Для действительности таких актов (в том числе вето) необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром.
Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только Бундестаг или Бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства в 2/3 в любой палате. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности Президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить Президента от должности при предъявлении парламентом обвинения - до решения дела по существу.
Полномочия федерального Президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель Бундестага.
Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия Бундестага). Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи с чем Германию нередко называют канцлерской республикой. Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы правительства и другие вопросы регулируются специальным регламентом, который утверждается Президентом. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в Бундестаге, т.е. федеральный Президент практически может предложить, а Бундестаг избрать канцлером лидера партии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в парламенте. Если предложенное Президентом лицо не получает абсолютного большинства голосов, Бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Для избрания в первом туре также требуется абсолютное большинство, во втором туре - относительное.
В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются Президентом по предложению канцлера и увольняются канцлером (юридически это делается актом Президента по требованию канцлера).
Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры несут ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство.
Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.
Судебная власть.
Организация судебной власти в Германии основана на принципе полисистемности: не существует какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции - Федерального конституционного суда и конституционных судов земель - имеются еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (высший суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему судов общей юрисдикции), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовные, и они существуют. Имеются и другие суды, действующие на общественных началах: дисциплинарные суды (для медицинских работников, инженеров и др.), суды для адвокатов и т.д. Высшие суды относятся к федеральной судебной системе. Их судей назначает федеральный министр юстиции совместно с комитетом по выборам судей (состоит из членов Бундестага и такого же числа представителей земель), а судей судов земель назначают министры юстиции земель (также совместно с комитетом по выборам судей). В землях также по отраслевому признаку (финансы, труд и др.) создаются участковые суды, суды первой и второй инстанций, высшие земельные суды. Для последних высшей инстанцией служат пять высших федеральных судов.
Каждая ветвь судебной
власти (кроме конституционной
В системе общих судов большую часть уголовных и гражданских дел рассматривает участковый суд, в котором судопроизводство иногда осуществляет единолично судья, а нередко - судья и два заседателя. Суд земли рассматривает более сложные уголовные и гражданские дела и является апелляционной инстанцией по отношению к участковым судам. В одних случаях уголовные дела могут рассматриваться коллегией судей, в других - с участием нескольких присяжных, которые, однако, вместе с судьей или судьями решают вопрос не только факта, но и права. Верховный суд земли проводит ревизию. Это особый процесс в германском праве, где сочетаются элементы апелляции и кассации, т.е. проверяется решение нижестоящего суда с точки зрения соответствия фактической стороне дела и соблюдения закона. Федеральная судебная палата осуществляет только кассационный процесс. В низовых судах других ветвей в процессе участвуют три судьи и два шеффена (заседателя).
Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет от дельной системы, а действует при судах, находясь в подчинении министра юстиции. Прокуроры расследуют наиболее сложные дела с помощью полицейских служб и предъявляют обвинение. По уголовным делам судебное разбирательство всегда, в том числе по делам частного обвинения, которые возбуждаются самими потерпевшими, осуществляется с участием прокурора. Прокуроры вправе в определенных случаях участвовать и в рассмотрении гражданских дел.
Конституционный контроль. В Германии существует специальный орган конституционного контроля - Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль.
Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по восемь судей в каждой, в общей сложности - из 16 судей. Половина из них избирается Бундестагом, половина - Бундесратом. Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом Президента республики. Срок их полномочий 12 лет, повторное избрание не допускается.
Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"