Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:51, контрольная работа
Порядок формирования. В соответствие со ст. 38 Основного закона ФРГ, Бундестаг состоит из депутатов, «избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов» при тайном голосовании сроком на 4 года (ст. 39). Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
1. Укажите порядок образования и сроки полномочий нижних палат парламентов в ФРГ и Японии. На основе какой избирательной системы происходит формирование нижних палат в каждой из названных стран и каков механизм ее практического применения?
2. Основываясь на положениях конституций, опишите процедуру прохождения и принятия законопроектов в палатах парламента с момента их внесения и до передачи на утверждение главе государства в США и Великобритании. Каким образом обеспечивается при этом преимущество правительственных законопроектов?
3. Как закреплено право на образование и на охрану здоровья в конституциях Польской Республики и Италии?
4. Анализ Конституции ФРГ.
В тесной связи с предоставлением свободы выражения мнений находится предоставленное всем немцам право собираться мирно и без оружия без предварительного заявления или разрешения (ч. 1 ст. 8). Для собраний под открытым небом это основное право может быть ограничено законом или на основании закона (ч. 2 ст. 8).
Согласно ч. 1 ст. 9 "все немцы имеют право создавать союзы и общества". Это основное право обеспечивает равные возможности для меньшинства и свободное политическое развитие. В понятие "объединения" согласно ст. 9 не включаются политические партии, политические и религиозные общества. Конституционное регулирование статуса партий содержится в ст. 21 Основного закона. Запрещаются объединения, цели либо деятельность которых противоречит уголовным законам или направлены против конституционного строя либо против идеи взаимопонимания народов (ч. 2 ст. 9). Иное ограничение свободы объединений недопустимо. Как частный случай свободы объединений конституция (ч. 3 ст. 9) предоставляет право создавать объединения в целях улучшения условий труда и экономических условий. Это право гарантируется каждому и представителям всех профессий. Основной закон объявляет соглашения, стремящиеся ограничить это право или затруднить его осуществление, недействительными; а направленные на это меры - незаконными.
Закрепленное в конституции (ст. 17) право петиции предоставляет возможность обращаться письменно - как отдельно, так и совместно с другими лицами - в компетентные учреждения или к народному представительству с просьбами и жалобами. В Основном законе отсутствует статья, где прямо закреплялось бы право каждого гражданина на участие в делах общества и государства, однако есть нормы, закрепляющие институты прямой (ст. 29) и представительной демократии, принадлежность всей государственной власти народу (ст. 20, 28). Конституция устанавливает, что выборы являются всеобщими, прямыми, равными, тайными и свободными (ч. 1 ст. 38).
Среди социально-экономических и социально-культурных прав Основной закон называет право выбора профессии, места работы и места получения образования (ч. 1 ст. 12). Принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. В конституции содержится гарантия права собственности и права наследования (ст. 14), в то же время она допускает возможность отчуждения и обобществления собственности на возмездной основе (ч. 3 ст. 14 и ст. 15). В соответствии с принципом социальной государственности подчеркивается, что собственность должна служить общему благу.
Гарантией духовной свободы является освобождение ее от опеки со стороны государства. Искусство и наука, исследования и преподавание свободны (ч. 3 ст. 5). Свобода преподавания не освобождает, тем не менее, от обязанности сохранять верность конституции. Школьное дело, согласно Основному закону, находится под контролем государства. Преподавание религии обязательно, однако управ омоченные на воспитание лица имеют право решать, будет ли ребенок участвовать в религиозных занятиях: Гарантируется право создания частных школ. Брак и семья находятся под особой защитой государства.
Избирательное право.
Активным избирательным
правом пользуются лица, достигшие 18-летнего
возраста, если они не лишены избирательных
прав, не признаны недееспособными, не находятся под опекой
ввиду умственной недееспособности или
в психиатрической клинике. Все эти ограничительные
меры осуществляются только по решению
суда. Другое требование для активного
избирательного права - трехмесячный ценз
оседлости, но не на территории общины
(низовой административно-
Для обладания пассивным избирательным правом на выборах в федеральный парламент ландтаги земель установили более высокие возрастные цензы.
В Германии применяется
смешанная избирательная
На выборах в парламент, а именно в его нижнюю палату (т.к. верхняя не избирается), для выдвижения кандидата в одномандатном округе достаточно 200 подписей избирателей округа. Партии, имеющие в парламенте не менее пяти депутатов, могут выдвигать кандидатов в округе от имени партий, не собирая подписи. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой - за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюллетеню - по пропорциональной системе. Во втором случае действует 5%-ный заградительный барьер.
Референдум, народный опрос, народная инициатива. Референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение производится федеральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из которых должна быть образована новая земля. Избиратель должен ответить на четко поставленный вопрос: выступает он за сохранение прежних границ или за образование новой земли. Варианты при таком референдуме не предлагаются. Местный референдум проводится при переходе территории одной земли (района, общины) к другой в соответствии с соглашениями между ними. Общегосударственные референдумы в ФРГ не проводятся.
Народный опрос может касаться закона или законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле. При ответах на вопрос возможны варианты (например, о передаче части территорий), но их может быть не более двух. Решение, принимаемое на референдуме или в результате народного опроса (это тоже голосование), считается действительным; если за него высказалось большинство зарегистрированных избирателей; это большинство должно составлять не менее 1/4 избирателей данной земли, территории, обладающих избирательным правом на выборах в Бундестаг.
Народная инициатива также связана с изменением границ земель.
Процедура начинается со стадии получения права на ходатайство о переходе территории от одной земли к другой. Для получения такого права необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей, участвовавших в последних выборах в Бундестаг на данной территории. Вслед за этим осуществляется так называемая регистрация - сбор подписей избирателей за предложение или против него. Он длится в течение не более двух недель (иначе вопрос отпадает). Вопрос решается на тех же условиях, что при референдуме и народном опросе.
Право отзыва депутатов не предусмотрено.
Форма государства: форма правления, политический режим, государственное устройство.
По форме правления
Германия парламентарная республика,
по форме государственно-
Федерация - традиционная для Германии форма государственного устройства.
Германия сегодня - это конститутивная федерация, т. е. федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между ее субъектами. В конституции ФРГ нет специального раздела о федеративном устройстве, соответствующие положения можно найти в Преамбуле и практически в каждой главе Основного закона. В конституции нашли закрепление принципы взаимоотношений Федерации и ее субъектов, а также основы разграничения компетенции между ними. Согласно ч. 3 ст. 79 деление Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве, а также сам принцип федерализма не могут быть отменены даже в случае пере смотра конституции. В конституции закрепляется так же перечень земель, образующих германскую Федерацию.
Германская Федерация построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме земель в составе ФРГ нет.
Конституционный статус земель в Основном законе не определен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из текста Основного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли нельзя считать государствами в общепринятом значении этого слова, это скорее особые государственные образования, самостоятельность которых ограничена федеральной конституцией. Это подтверждается тем, что конституционный строй земель должен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная конституция не предусматривает права сецессии, существует возможность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей.
Взаимоотношения Федерации и земель строятся на основе следующих ключевых положений: во-первых, конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона (ч. 1 ст. 28); во-вторых, закрепляется презумпция компетенции земель (осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относится к ведению земель, если Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования, - ст. 30), одновременно закрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст. 31); в-третьих, устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35); в-четвертых, на всей территории Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни (п. 2 ч. 3 ст. 106), каждый немец в любой земле имеет равные права и обязанности (ст. 33), в федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель. В остальных ведомствах Федерации сотрудники должны, как правило, набираться из той земли, в которой действуют эти учреждения (ч.1 ст. 36).
Организация власти:
Законодательная власть
Понятие и структура парламента. По вопросу о понятии парламента Германии существуют различные взгляды и в немецкой, и в отечественной литературе. В законодательной деятельности участвуют:
Бундестаг (Союзное собрание), Бундесрат (Союзный совет) и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение.
Бундестаг (598 депутатов с 2002 с) избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные - по партийным спискам земель) на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено со вмещать свою деятельность в Бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клеветнические высказывания в парламенте. Денежное вознаграждение депутата составляет около 8 тыс. евро в месяц. В соответствии с конституцией и регламентом, который неоднократно изменялся и дополнялся, заседаниями Бундестага руководит избранный им на весь срок полномочий президиум – председатель и его заместители.
В Бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов Бундестага, в иных случаях создается депутатская группа). Руководство фракций участвует в формировании органов Бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комитетов (комиссий) и определении их председателей.
В германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжи тельный период, когда Бундестаг не заседает вообще. Заседания Бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.
Бундесрат (69 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель из их состава (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими (нередко это премьер-министры земель). Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории более чем в 100 раз (в дальнейшем об этом будет сказано в связи с особенностями германского федерализма). При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следовательно, в данном отношении земли неравноправны: более крупные имеют большее число голосов, больший вес при принятии решений Бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкциям своего правительства).
В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы.
Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности. Он обязан созвать заседание по требованию представителей по крайней мере двух земель, а также по требованию федерального правительства.
Бундесрат участвует в издании актов правительства. Акты правительства и федеральных министров, имеющие политическое значение, нуждаются в его одобрении.
Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Депутаты Бундестага вносят законопроекты в Бундестаг только коллективно: от имени фракции либо, если собраны подписи не менее 596 общего числа депутатов Бундестага. Члены Бундесрата вносят законопроекты в Бундестаг также группой (от земли), но направлять их в Бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в Бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением Бундесрата в течение установленного срока (шесть недель) должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в Бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты (она будет рассматривать его потом).
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву зарубежных стран"